Урок-исследование по литературе в 7-м классе по теме "Джеймс Фенимор Купер". "Последний из могикан"

Разделы: Литература


Цели урока. В ходе урока учащиеся смогут:

  • составить сообщение о жизненном и творческом пути писателя;
  • совершенствовать навыки работы с текстом (подбор фактов - цитат - для подтверждения своих мыслей);
  • формулировать выводы и обобщения.

Материалы к уроку:

  • портрет писателя;
  • табличка с именем писателя;
  • табличка с названием романа;
  • таблички с названиями тем выступлений учащихся;
  • таблички с высказываниями о писателе;
  • рабочие материалы для групп.
  • рабочие листы.

Ход урока

Мотивация.

Продолжаем знакомство с зарубежными писателями XIX века.

Послушайте высказывания современников об одном из них - Джеймсе Фениморе Купере:

  • ":богатое поэтическое воображение Купера :" А.С.Пушкин.
  • ":Натти Бампо (герой одного из романов Купера) всюду возбуждает симпатии читателя честной простотой своей мысли и мужеством деяний своих:" А.М.Горький.
  • ":сильно притуплено чувство языка : хуже по-английски никто не писал : литературный бред с галлюцинациями : юмор напыщенный, а пафос комичный, диалоги неописуемы, любовные сцены тошнотворны :" Марк Твен.

Кто же он, Фенимор Купер? Что за писатель? Почему заслужил столь противоречивые мнения о себе?

С целью поиска ответов на поставленные вопросы предлагаю провести исследование в малых группах.

2. Исследование (в группах).

У каждой группы своя тема и задание (общее для всех групп).

Темы:

  • Группа № 1. Биография Фенимора Купера. Современники о писателе.
  • Группа № 2. Творческий путь писателя (общая характеристика).
  • Группа № 3. Романы о Кожаном Чулке. "Пионеры".
  • Группа № 4. Романы о Кожаном Чулке. "Последний из могикан".
  • Группа № 5. Романы о Кожаном Чулке. "Прерия", "Следопыт", "Зверобой".
  • Группа № 6. Другие популярные романы Купера. "Шпион". "Моникины".

Задание.

  1. Прочитать текст.
  2. Выбрать материал по заданной теме.
  3. Составить план будущего выступления по заданной теме.
  4. Сформулировать к каждому пункту плана тезисы и записать их на рабочем листе.
  5. Найти ответы на вопросы урока.
  6. Подготовить устное выступление.
  7. Выделить в заданном тексте факты из жизни и творчества писателя, которые могли бы понадобиться участникам других групп.

Обмен информацией.

I этап.

Участники группы № 1 по одному человеку расходятся по остальным группам и делятся находками по вопросу № 7. Принимающая группа докладывает факты, необходимые гостю по вопросу № 7. Никакой другой информации учащиеся друг другу не сообщают. Далее делится сведениями группа № 2 и т.д.

II этап.

Группы представляют свои результаты. В результате обсуждения формулируется вывод:

"Восторг современников, которые неизбежно пристрастны в оценках, и бессмертие в потомстве этот писатель заслужил".

(Возможен вариант проведения II этапа на следующем уроке).

4. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание (на выбор).

Подготовить сообщение, стендовый доклад, компьютерную презентацию, буклет и т.п. по своей теме (на выбор).

Составить викторину, кроссворд и т.п. (по желанию).

Приложение 1.

Приложение 2.

6. Литература.

  1. Анастасьев Н. Сказка и правда. "Литература" ("Первое сентября"), 1999, № 22, с.14-15.
  2. Елистратова А. Джеймс Фенимор Купер. Предисловие к Т.1 с/с в 6 томах, М., Государственное Издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1961, с.5-16.
  3. Зарубежная литература. Пособие для факультативных занятий в ст. классах сред. школы. Изд. 2-е., испр. М., "Просвещение", 1975, с. 154-157.
  4. Шайтанов И. От подвига к приключению. "Литература" ("Первое сентября"), 2002, № 17, с.2-3.
  5. Эйшискина Н. Послесловие к романам "Зверобой" и "Последний из могикан". Т.1 с/с в 6 томах, М., Государственное Издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1961, с.841-846.