Цели урока. В ходе урока учащиеся смогут:
- составить сообщение о жизненном и творческом пути писателя;
- совершенствовать навыки работы с текстом (подбор фактов - цитат - для подтверждения своих мыслей);
- формулировать выводы и обобщения.
Материалы к уроку:
- портрет писателя;
- табличка с именем писателя;
- табличка с названием романа;
- таблички с названиями тем выступлений учащихся;
- таблички с высказываниями о писателе;
- рабочие материалы для групп.
- рабочие листы.
Ход урока
Мотивация.
Продолжаем знакомство с зарубежными писателями XIX века.
Послушайте высказывания современников об одном из них - Джеймсе Фениморе Купере:
- ":богатое поэтическое воображение Купера :" А.С.Пушкин.
- ":Натти Бампо (герой одного из романов Купера) всюду возбуждает симпатии читателя честной простотой своей мысли и мужеством деяний своих:" А.М.Горький.
- ":сильно притуплено чувство языка : хуже по-английски никто не писал : литературный бред с галлюцинациями : юмор напыщенный, а пафос комичный, диалоги неописуемы, любовные сцены тошнотворны :" Марк Твен.
Кто же он, Фенимор Купер? Что за писатель? Почему заслужил столь противоречивые мнения о себе?
С целью поиска ответов на поставленные вопросы предлагаю провести исследование в малых группах.
2. Исследование (в группах).
У каждой группы своя тема и задание (общее для всех групп).
Темы:
- Группа № 1. Биография Фенимора Купера. Современники о писателе.
- Группа № 2. Творческий путь писателя (общая характеристика).
- Группа № 3. Романы о Кожаном Чулке. "Пионеры".
- Группа № 4. Романы о Кожаном Чулке. "Последний из могикан".
- Группа № 5. Романы о Кожаном Чулке. "Прерия", "Следопыт", "Зверобой".
- Группа № 6. Другие популярные романы Купера. "Шпион". "Моникины".
Задание.
- Прочитать текст.
- Выбрать материал по заданной теме.
- Составить план будущего выступления по заданной теме.
- Сформулировать к каждому пункту плана тезисы и записать их на рабочем листе.
- Найти ответы на вопросы урока.
- Подготовить устное выступление.
- Выделить в заданном тексте факты из жизни и творчества писателя, которые могли бы понадобиться участникам других групп.
Обмен информацией.
I этап.
Участники группы № 1 по одному человеку расходятся по остальным группам и делятся находками по вопросу № 7. Принимающая группа докладывает факты, необходимые гостю по вопросу № 7. Никакой другой информации учащиеся друг другу не сообщают. Далее делится сведениями группа № 2 и т.д.
II этап.
Группы представляют свои результаты. В результате обсуждения формулируется вывод:
"Восторг современников, которые неизбежно пристрастны в оценках, и бессмертие в потомстве этот писатель заслужил".
(Возможен вариант проведения II этапа на следующем уроке).
4. Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание (на выбор).
Подготовить сообщение, стендовый доклад, компьютерную презентацию, буклет и т.п. по своей теме (на выбор).
Составить викторину, кроссворд и т.п. (по желанию).
6. Литература.
- Анастасьев Н. Сказка и правда. "Литература" ("Первое сентября"), 1999, № 22, с.14-15.
- Елистратова А. Джеймс Фенимор Купер. Предисловие к Т.1 с/с в 6 томах, М., Государственное Издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1961, с.5-16.
- Зарубежная литература. Пособие для факультативных занятий в ст. классах сред. школы. Изд. 2-е., испр. М., "Просвещение", 1975, с. 154-157.
- Шайтанов И. От подвига к приключению. "Литература" ("Первое сентября"), 2002, № 17, с.2-3.
- Эйшискина Н. Послесловие к романам "Зверобой" и "Последний из могикан". Т.1 с/с в 6 томах, М., Государственное Издательство детской литературы Министерства Просвещения РСФСР, 1961, с.841-846.