НЕКОТОРЫЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
На современном этапе развития общества цель обучения, как известно, изменилась, и состоит она не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Поэтому без обращения на уроке к необычному по существу, а не по форме, мы готовим не активную и творческую личность, а пассивного и инфантильного потребителя, который входит в жизнь с твердой уверенностью, что всё в дальнейшем будет легко и доступно. Но в реальной жизни всего нужно добиваться самому, не теряя при этом человеческого достоинства, не столько выполнять указания, сколько решать возникающие проблемы "по-взрослому".
В современном уроке появились все основания для того, чтобы перейти от внешней эффектности передачи знаний к изучению более глубинных оснований знания. Наиболее эффективной и приемлемой из всех существующих на данном этапе технологий является, с нашей точки зрения, ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (далее ТРКМ), разработанная и апробированная Муштавинской И.В., Загашевым И.О. и Заир-Беком С.И. Данная технология позволяет сосредоточить работу на развитии способности ученика к самообразованию, т.е. "Сам себе - ученик и сам себе - учитель".
Кроме того, современный урок невозможно представить без обращения к техническим средствам: компьютеру, мультимедийным установкам и т.д. Невозможно работать и без обращения к всемирной паутине.
Таким образом, мы должны использовать на уроке то, что способствует возникновению личностного смысла знаний. А это возможно тогда, когда ученик участвует в производстве своих знаний.
Цели урока
Образовательные:
- активизировать знания учащихся, полученные на уроках литературы (о мифологии, о содержании мифов о происхождении богов и героев) и уроках истории (о государстве, о причинах возникновения религиозных верований);
- подвести учащихся к пониманию того, что религия древних греков является отражением общественных отношений; продолжить работу над умением распознавать существенные признаки и определять интересы различных общественных групп;
Развивающие:
- продолжить работу над развитием умения работать в группе, объединённой общей учебной задачей; учить распределять социальные роли, соотнося их с конкретными умениями и навыками членов рабочей группы и потребностями данной группы;
- развивать навыки работы с художественным текстом, умение отобрать материал, проанализировать его и представить результаты в виде схем, таблиц или кластеров;
Воспитательные:
- на положительных литературных образах воспитывать презрение к трудностям, желание помочь окружающим людям, твердость характера;
- формировать личную заинтересованность учеников в изучаемых вопросах и проблемах, тем самым активизировать их мысль и чувства.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- телевизор и видеомагнитофон;
- карта Древней Греции;
- схемы, кластеры.
Ход урока
1. Организационный момент. Определение целей.
2. Фаза вызова (в соответствии с технологией развития критического мышления).
На данном этапе урока осуществляется пробуждение
- имеющихся знаний,
- интереса к получению новой информации.
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА.
Вопрос на повторение: Какие явления природы нашли отражение в религии египтян?
Вопрос, направленный на формирование умения видеть связь между отдельными темами курса: А какие природные явления могли объяснять греки при помощи религии?
Предполагаемый ответ: древние люди при помощи религии объясняли явления природы, от которых зависела их жизнь.
Вопросы:
- Где ещё находят отражение эти объяснения? (в мифах)
- Что же такое миф? (даётся определение мифа: предание, объясняющее происхождение мира, появление богов и героев). Здесь же демонстрируется слайд №1 - что такое мифы?
- В каких мифах отразились взгляды греков на природу, занятия людей и общественные отношения? (учащиеся приводят примеры известных им мифов).
- Создавая мифы о богах, как люди представляли их жизнь? (жизнь богов была похожа на жизнь людей).
3. Фаза реализации смысла (или смысловая стадия).
На данном этапе уроке ученики получают новую информацию, пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом, акцентируют своё внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы, стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.
Преподаватель на данном этапе:
- может быть непосредственным источником новой информации; в этом случае его задача состоит в её ясном и привлекательном изложении;
- организуя работу, преподаватель предлагает различные приёмы для вдумчивого чтения или размышления над уже прочитанным материалом.
Мы предлагаем работу в группах в соответствии со стратегией ИДЕАЛ
Эта стратегия предполагает работу в группах по следующей схеме:
И - идентифицируйте проблему. (Проблема определяется в самом общем виде).
Д - доберитесь до её сути. (Формулировка проблемы в виде вопроса).
Е - Есть варианты решения! (Генерирование как можно большего числа вариантов решения проблемы, которое осуществляется посредством "мозговой атаки". Любая критика здесь запрещена!).
А - а теперь - за работу! (Выбор оптимального варианта(ов).
Л - логические выводы. (Анализ действий, предпринятых для решения проблемы.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.
Выстроить схему взаимоотношений между олимпийскими богами.
На работу даётся от 5 до 8 минут, затем каждая группа предлагает свой вариант работы (работы закрепляются на доске при помощи магнитов).
Вопрос: Почему вы их выстроили в таком порядке?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
*ИЕРАРХИЯ - порядок подчинения низших (чинов, должностей) высшим; вообще расположение от низшего к высшему или от высшего к низшему.
*ИЕРАРХИЧЕСКАЯ ЛЕСТНИЦА
После этого демонстрируются слайды ( №3 - олимпийские боги, №4 - увеличенное изображение Зевса). На доске закрепляется заранее нарисованная схема "Иерархия олимпийских богов".
Вопрос:
Как вы думаете, каково отношение главных богов к тем, кто ниже их на этой лестнице? (равнодушны, безучастны, жестоки и коварны).
Просим привести примеры (из мифов). (мифы о приходе к власти Зевса, об отце его Кроне, о жене Зевса - Гере, миф о Прометее).
Демонстрируем слайд №5 - "Миф о Прометее".
Слушаем краткий пересказ "Мифа о Прометее".
Смотрим эпизод мультфильма "Прометей" (эпизод "Разговор Прометея с орлом")
Вопрос: Скажите, почему Прометей так жестоко наказан? (варианты ответов могут быть разными, но главное - он противится воле Зевса, не хочет склониться перед ним).
Вопрос: Как вы думаете, решение Зевса было справедливым?
Вопрос: А поведение Прометея как бы вы оценили? Может быть, он просто упрямец? Промежуточный итог: боги жестоки к тем, кто противится их воле!
Вопрос: А каковы люди в обычной повседневной жизни по отношению друг к другу? Они всегда доброжелательны?.. (подчас люди бывают несправедливы и жестоки)
Вопрос: Что же является главной причиной таких взаимоотношений? (неравенство в общественных отношениях).
Вопрос: Как можно выстроить эти отношения в виде *иерархической лестницы в государстве? С этой целью вспомним, что такое государство?
(*государство - это такая организация общества, при которой существуют власть, границы, армия, казна, налоги, законы).
Работа в группах. Каждой группе можно выдать вопросы, которые помогут выстроить модель.
Вопросы могут быть такими:
- Кому принадлежит верховная власть в государстве?
- На кого эта власть опирается?
- За счёт кого и чего они живут?
- Куда поступают налоги?
- Кто распоряжается казной?
В результате такой работы должна появиться следующая схема (модель).
Задание: Сравним олимпийскую иерархию с государственной. Какой вывод мы можем сделать?
4. Фаза рефлексии.
На данной стадии происходит осмысление результатов работы, рождение нового знания.
Здесь возможно написание синквейнов. Например: (работы написаны детьми 5 класса)
1) Боги.
- Могущественные, великие, всесильные.
- Карают, милуют, вознаграждают.
- Такова сущность великих властителей.
- Божественное всевластие.
2) Прометей.
- Могучий, смелый и добрый.
- Украл, посмел, восстал.
- Людям огонь подарил.
- Незабвенный.
Вывод: общественные отношения нашли своё отражение в религии и мифах древних греков.
В качестве домашнего задания можно предложить учащимся проследить, как отразились в мифах разных народов мира их верования и представления о мироздании.