Урок внеклассного чтения в 9-м классе по публицистическим произведениям А.Вампилова

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. Знакомство учащихся с жизнью А. Вампилова и его публицистическими произведениями 1960–1968 гг.
  2. Исследование публицистических произведений А. Вампилова с точки зрения отражения в них времени грандиозного строительства в Иркутской области и проблем, порожденных этим временем.
  3. Воспитание любви к родному краю, бережному отношению к природе.
  4. Формирование у учащихся исследовательских навыков.

Задания к уроку:

Индивидуальные задания:

  • подготовить сообщение о жизни и творчестве А.Вампилова;
  • подобрать фотографии, иллюстрации, отражающие время преображения Иркутской области;
  • подготовить музыкальное сопровождение;
  • нарисовать рисунки, иллюстрирующие прочитанные произведения.

Групповые задания:

  • прочитать статьи и очерки А.Вампилова, проанализировать их с точки зрения отражения в них Времени – главного героя публицистики А.Вампилова (“Города без окраин”, “Пролог”, “Белые города”, “Вечер”, “Голубые тени облаков”, “Колумбы пришли по снегу”, “Прогулки по Кутулику”, “Ангарские нефтяники на финишной прямой”, “Плюс – минус реконструкция”, “На пути к Чунскому сокровищу”, “Мечта в пути”, “От горизонта к горизонту” и др.);
  • подготовить сообщения по итогам анализа статей и очерков, подтвердить тезисы цитатами из текста.

I группа

Герои статей и очерков А.Вампилова

II группа

Природа в публицистике А.Вампилова

III группа

Малая родина в публицистических произведениях А.Вампилова

VI группа

Производственная тема в публицистике А.Вампилова

Любой писатель может сегодня поучиться у Александра Вампилова умению слышать жизнь… Он был человек умный и изумительно чуткий к окружающему миру.
Н.С. Тендитник

(“В битве за человеческие сердца”, Иркутск, Восточно-Сибирское книжное издательство, 1975 г.)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя

Время быстротечно. Более трех десятилетий минуло с тех пор, как трагическая случайность оборвала жизнь писателя – сибиряка Александра Валентиновича Вампилова. Но интерес к его творчеству не угасает, а, напротив, возрастает. Это и понятно, потому что Александр Вампилов всем своим творчеством стремился “сохранить и преумножить человеческое в человеке”.

II. Сообщение ученика о жизни и творчестве писателя

Александр Валентинович Вампилов родился в 1937 году в поселке Кутулик Иркутской области в учительской семье. Отца его арестовали по ложному обвинению и расстреляли в 1938 году. После окончания школы Вампилов продолжил обучение на историко – филологическом факультете Иркутского университета. С 1960 года работал в редакции областной газеты “Советская молодежь”. Увлекся драматургией, стал писать пьесы. При жизни Вампилова были поставлены всего две пьесы – “Прощание в июне”, “Старший сын”. Это было время, когда не обо всем можно было говорить открыто. А молодого писателя глубоко волновали проблемы нравственности. Его произведения написаны на жизненном материале того времени. Пробуждение совести, воспитание чувства справедливости, добра и милосердия – вот основные мотивы его творчества. Пьесы “Утиная охота”, “Провинциальные анекдоты”, “Прошлым летом в Чулимске” увидели свет и были поставлены на сцене уже после трагической гибели писателя. Александр Вампилов утонул в Байкале летом 1972 г. Похоронен писатель в городе Иркутске.

III. Слово учителя

Цель нашего урока – исследование публицистических произведений А.Вампилова с точки зрения отражения в них Времени и проблем, порожденных им. Герои его произведений – это герои его времени. На уроке мы проанализируем отдельные статьи и очерки писателя, большая часть которых относится к тому периоду, когда Вампилов работал в редакции газеты “Советская молодежь” (1960–1968 гг.). В них он отразил время грандиозного строительства новых городов, промышленных гигантов, гидроэлектростанций, время преображения Иркутской земли. В своих публицистических произведения Вампилов рассказал о людях – участниках этого строительства, и о проблемах, которые его волновали и которые остаются актуальными и в наше время.

IV. Работа в группах

Подготовка к представлению темы.

V. Выступления учащихся

Фрагменты выступлений.

I группа

Герои статей и очерков А.Вампилова

Герои многих статей и очерков А.Вампилова – участники строительства новых городов, гидроэлектростанций, заводов. Это люди обычных профессий, которые верят, что смогут построить, “большие солнечные города, где каждому человеку будет просторное чистое жилье”. Герои очерков А.Вампилова не совершают необыкновенных поступков. Они самоотверженно трудятся, видя свое назначение на земле в строительстве “белых городов”. В тяжелых условиях приходилось жить и работать строителям. “В палатках рядом с раскаленной печкой жарко, по углам холодно, окошки обледенели, на койках два парня спят в бушлатах”. Строки из письма молодого строителя из Львовской области Миши Ковчи: “… здесь климат тоже хороший, и тут, может быть зацветет…Все у меня есть…Трудностей пока никаких нет.” А дальше Вампилов пишет: “Он сразу же уснул, чтобы через семь часов начать новый, полный лишений день – один из труднейших дней начала стройки”. По мнению писателя, юность молодых строителей, “полная удивления и беспокойства, заслуживает очерка, повести или даже романа, как юность всех, кто строит города и дороги”.

(“Города без окраин”, “Белые города”, “Вечер”, “От горизонта к горизонту”)

II группа

Природа в публицистических произведениях А.Вампилова

Время, изображенное в публицистических произведениях А. Вампилова, – это время грандиозного строительства в Иркутской области. Молодые строители мечтали: “Белый снег! Мы взорвем твою тишину грохотом наших заводов, ревом наших турбин, мы исполосуем твою бесконечность сотнями дорог”. И там, где когда-то была тайга, вырастали поселки, города, заводы. Радостью и оптимизмом проникнуты очерки и статьи А.Вампилова. Но невозможно не заметить и боль, которую испытывает писатель. “Старик Пурсей навсегда в воде… Участь Толстого мыса решена. Белый снег здесь доживает последнюю свою зиму, метели отплясывают здесь на своих последних праздниках, никогда уже не вернется ушедшая отсюда кабарга. Сдал свои ключи филин – бывший комендант Толстого мыса”. Теперь хозяйничать на Толстом мысе будет человек. Человек вторгается в природу. Сможет ли он стать настоящим хозяином, будет ли беречь природу?

(“Колумбы пришли по снегу”, “Пролог”, “Белые города”)

III группа

Малая родина в публицистике А.Вампилова

В связи со строительством гидроэлектростанций многие населенные пункты были затоплены. Люди переселялись, обретали новое место жительства. “Леня Дорофеев и Гоша Садовников никогда уже не наведаются в родное село. Не пройдут за огородом, где пацанами таскали огурцы, не распахнут, облаянные забывшими их собаками, знакомых калиток, не сядут на старое зашарканное крыльцо… их детство осталось на дне моря”. На дне моря осталась их родина, малая родина, их корни. Смогут ли они сохранить традиции своих отцов, их отношение к природе, свою душу? А.Вампилов предчувствовал, что подобные утраты ведут к опустошению души, к утрате нравственности. Сам писатель очень любил свою малую родину – поселок Кутулик. В очерке “ Прогулки по Кутулику он пишет: “Райцентр, похожий на все райцентры России, но на всю Россию все-таки один-единственный… Нигде на свете небо не бывает таким ясным… Травы пахнут здесь сильнее, чем где-либо, и нигде и никогда я не видел дороги заманчивей этой вот, что на дальней горе вьется среди берез и пашен”.

(“Белые города”, “Голубые тени облаков”, “Прогулки по Кутулику”, “Как там наши акации?”)

VI группа

Производственная тема в публицистике А. Вампилова

Время, описанное А.Вампиловым, – это время строительства промышленных гигантов. Писатель передает радость людей, охваченных “здоровой, творческой лихорадкой”. Но он также говорит о тех недостатках, которые имели место при строительстве и пуске заводов. Технология установки оборудования часто нарушалась, и это имело свои негативные последствия. Нужна ли критическая статья о подобных нарушениях? “Критическая статья нужна, – пишет Вампилов. – Нужна, потому что …на Хайтинском фарфоровом заводе грубо нарушены допустимые нормы запыленности и загазованности рабочих участков.., потому что люди падают в обморок на рабочем месте, так как температура у сушил превышает предельно допустимую. Нужна, потому что труд на некоторых участках стал “тяжелым самопожертвованием”. На строительстве Чунского ЛДК люди “вовремя не получают зарплату.., в магазинах нет товаров первой необходимости.., нет яслей.., детского сада.., бани.., не бывает газет…”. И при этом грубые финансовые нарушения, за которые никто не несет ответственности. “…совсем неправильно, – пишет Вампилов, когда администрация в своем стремлении выполнить и перевыполнить план забывает о тех людях, чьими руками это делается”.

( “Плюс – минус реконструкция”, “На пути к Чунскому сокровищу”, “Ангарские нефтяники на финишной прямой”)

VI. Подведение итогов

– Каким вы увидели время преображения Иркутской земли?

– Согласны ли вы со словами Н.С. Тендитник, взятыми в качестве эпиграфа к уроку?

VII. Домашнее задание

Ответить на вопрос: “Какие проблемы, поднятые А.Вампиловым в публицистических произведениях, актуальны сегодня для нашего города?”