Литература
-
"Отчего погибло все?" (по роману И.Гончарова "Обломов") 2009
Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, – вот судьба человека с "золотым сердцем" и "чистой, как хрусталь, душой". На уроке раскрывается философский смысл произведения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с критической литературой и художественным текстом; формируют навыки дискуссионного мышления и культуры общения. Показана актуальность и временная ценность произведения.
-
Информационно–педагогический модуль "Использование элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы" 2009
Информационно-педагогический модуль "Использование элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы" разработан в соответствии с технологией обучения в сотрудничестве и личностно-ориентированного обучения. Данный модуль предназначен для эффективной работы с группами разного уровня обученности, поэтому его можно применять на уроках русского языка и литературы.
-
Урок–социализация литературного чтения в 4-м классе. Очерк Ю.Я. Яковлева «Право на жизнь» 2009
Идея урока - на основе очерка Ю.Яковлева "Право на жизнь" решать не только задачи урока литературного чтения, но и приобщать учащихся к жизни в обществе, воспитывать уверенность в надежности своей социальной позиции. В результате рассуждений и умозаключений учащиеся создают модель символа защиты детей в современном мире.
-
Образ Богородицы в иконописи. "Владимирская Богоматерь" 2009
Для построения урока литературы используется "истоковская" технология, так как в школе ведется курс "Урал. Человек. Истоки", который призван сформировать у учащихся чувство благодарной любви, привязанности к Отечеству, к его святыням, культуре. В основе преподавания предмета лежит идея активного воспитания. На практике она воплощается с помощью социокультурных тренингов.
-
Интегрированный урок "Роза в русской литературе" (литература + ботаника) 2009
Урок помогает расширить представление учащихся о творчестве русских поэтов и писателей, пишущих о природе, цветах, в частности о розах.
-
Смысл повести Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота" (разработка урока словесности) 2009
Урок направлен на формирование как специальных (языковой, литературоведческой, культурологической), так и ключевых компетенций (информативной, коммуникативной, креативной) у младших школьников. Формируются такие общеучебные умения и навыки, как: умение систематизировать и применять материал, конспектировать, составлять план, находить главное, осуществлять рефлексию, работать коллективно, в группе и индивидуально.
-
Сценарий по теме "От грусти и зла к добру и теплу…" (по повести Л.Н. Толстого "Детство") 2009
Цветовая экология - интеграция учебных предметов, в которой ребенок учится выражать свои чувства и настроения, восприятие и ощущения художественного произведения, образов, окружающего мира словесно, художественно или "музыкой". Мы имеем в виду творческие задания, которые "переводят" литературные произведения на язык других видов искусств.
-
Урок литературы в 10-м классе "Имя Россия" 2009
Предлагаемый вариант урока рассматривает взаимоотношения (личные и творческие) И.С. Тургенева и его современников (А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, В.Г. Белинского).
-
Урок – устный журнал по русской литературе XX века, посвященный К.Бальмонту 2009
На уроках литературы мы работали над созданием проекта по творчеству К.Бальмонта. Класс разделился на 5 групп, условно названных "биографы", "литературоведы", "искусствоведы", "чтецы", "компьютерщики". Конечный результат совместной деятельности - устный журнал в трех частях с прологом и эпилогом.
-
Принципы изображения Толстым светского общества. Анализ эпизода "В салоне Шерер" 2009
Это первый урок по изучению романа "Война и мир". На него приходят ребята, прочитавшие летом роман, начавшие читать и те, которые не читали. Поэтому очень важно заинтересовать учащихся, показать, какими выглядят главные герои, дать представление о их взаимоотношениях. Анализ эпизода учит ребят внимательно вчитываться в текст, выявлять авторскую позицию.
-
Праздник "Здравствуй, осень золотая!" 2009
Главной задачей школьной библиотеки является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Все мероприятия школьной библиотеки способствуют развитию интереса к чтению. Это книжные выставки, литературные игры и вечера, беседы и уроки внеклассного чтения. Проведение различных массовых мероприятий формирует традиции школы, сплачивает детский коллектив, создает ситуацию успеха для каждого ребенка.
-
Чехов и театр 2009
Урок «Чехов и театр» дается перед изучением пьесы «Вишневый сад» в 10-м классе. Цель его: дать общую характеристику драматургического творчества Чехова, выяснить основные принципы «новой драмы», помочь почувствовать художественное своеобразие пьес. Оживить облик мастера слова, вызвать интерес к его личности, его взглядам, помогла компьютерная презентация, иллюстрирующая основные положения лекции, подготовленная учениками.
-
В.М. Тушнова "Стихи о дочери" 2009
Данный урок проводился в четвертом классе по учебнику М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой во втором полугодии. В системе уроков чтения эти произведения В.Тушновой представлены в поэтической тетради «Мне вспомнились детства далекие годы…» наряду с другими известными поэтами: В.Я. Брюсовым, С.А. Есениным, Н.С. Гумилевым, М.И. Цветаевой, А.Т. Твардовским, Н.М. Рубцовым.
-
Урок литературы по теме "Сергей Есенин - первокласснейший поэт и одинокий душой человек" 2009
В данной статье представлен ход урока, который позволят ощутить атмосферу эпохи первых лет революции, почувствовать дух времени в описании быта, уклада, людского окружения Есенина, увидеть, каким было его бытие – «первокласснейшего поэта» и одинокого душой человека.
-
Любовная лирика В.Маяковского 2009
Целью данного урока является: дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, познакомить с фактами биографии поэта; закрепить умение анализировать лирическое произведение; заставить учащихся задуматься над тем, что такое любовь и как они понимают это чувство. Показать В.Маяковского не только как поэта, но и как человека с ранимой душой.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор" 2009
Данный урок домашнего чтения является связующим звеном между литературой, ИЗО, музыкой. Задача его - формирование умений, навыков и применение их в нестандартных условиях. Главным в структуре урока является поэтапное чтение эпизодов с комментариями. Важный эпизод - чтение кульминационного момента учителем на фоне звучащей "Лунной сонаты" Бетховена.
-
Урок литературы. "Труд и подвиг учителя на страницах произведений Ч.Айтматова, В.Быкова, А.Лиханова" 2009
Воспитание у детей потребности осмыслить и выразить впечатления, полученные от художественной литературы не только в классических её образцах, но и в более скромных её проявлениях.
-
Урок литературы "Поиск ключей к произведению как один из путей «открытия» русской классики" 2009
Одна из важных сторон литературного образования связана с механизмами передачи и обретения знаний. «Готовая» информация не может служить базой ни для ее запоминания, ни для понимания объекта изучения. Знание приходит только через осознание, потому первостепенное место на данных уроках принадлежит диалогу учащихся с художественным текстом, в котором необходимо в первую очередь понять действительный смысл составляющих его слов.
-
А.С. Грин "Алые паруса". Заседание PR-агентства 2009
Творчество А.Грина позволяет читателю пробудить дар воображения. Данный урок, относящийся к нестандартным, проводится в форме ролевой игры «Заседание PR-агентства». Анализ произведения А.Грина «Алые паруса» повышает у учащихся интерес к предмету и изучению художественной литературы. Благодаря такому уроку раскрывается творческий потенциал учащихся
-
Вечер романса 2009
Интерес школьников к литературе с каждым годом угасает все больше и больше. Чтобы привлечь внимание учащихся 9–10-х классов к классической поэзии, научить их слышать не только музыку стиха, но и стихи в музыке, разработан данный сценарий вечера романса. Материалы сценария можно использовать как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности.
-
Самый лучший флаг 2009
В данной статье представлены стихи о гербе и знамени Российской Федерации.
-
"Колобок - положительный или отрицательный герой?" 2009
Сказка – один из лепестков цветка русского фольклора. Сказки бывают разные: бытовые, анималистические, волшебные, народные и литературные. В сказке всегда есть отрицательные и положительные герои. Любого героя мы оцениваем по внешнему виду, по характеру и поступкам.
-
Интегрированный урок (литература + английский язык) по повести Марка Твена "Приключения Тома Сойера" 2009
Использование лексики и грамматики английского языка при анализе художественного произведения помогает в новых условиях применить ранее полученные знания и по-новому осмыслить прочитанное.
-
Урок по роману Д.Дефо "Приключения Робинзона Крузо" 2009
Урок, конспект которого представлен в данной статье, является интерактивным. На уроке учащиеся используют знания, полученные на уроках литературы, МХК, философии, английского языка.
-
Урок литературы на тему "Друзья и дружба в лирике и жизни А.С. Пушкина" 2009
На уроке были достигнуты цели, поставленные учителем: знакомство с лицейским периодом как порой ученичества, поисков самостоятельного пути, становления как поэта; знакомство с друзьями Пушкина - И.Пущиным; Кюхельбекером, Дельвигом; показать их значение в жизни поэта, познакомить со стихами Пушкина, посвященными его друзьям; познакомить с жанром дружеского послания.
-
"Проблематика романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри в романе" 2009
Цели урока: показать, как самостоятельное произведение, посвящённое ершалаимской истории, переплетено с главами о современности; роман, принадлежащий Мастеру, - стержень всего произведения; различие художественного произведения и богословского; выяснить, что такое истина.
-
Проектный метод на уроках литературы. М.Ю. Лермонтов "Герой нашего времени" (9-й класс) 2009
В статье описан опыт применения проектного метода на уроках литературы. Реализация проекта позволяет организовать самостоятельные исследования учащихся, вовлечь каждого в образовательный процесс, заставляет школьников вчитываться в текст художественного произведения, обращаться к дополнительной литературе, реализует потребность в самовыражении.
-
Урок литературы (7-й класс) "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" 2009
Урок посвящен изучению творчества М.Ю. Лермонтова, его одному из ярчайших произведений. Учитель использует предварительную работу с целью изучения эпохи ХVI века, образа Ивана Грозного. Дается ученикам задание: нарисовать рисунки по заданному эпизоду. В ходе урока учащиеся составляют киноленту-презентацию из своих рисунков, сопровождая каждый кадр комментариями.
-
"Музыка в жизни и творчестве И.С. Тургенева". Интегрированный урок литературы и музыки 2009
В предлагаемой разработке урока «Тургенев и музыка», проведенного учителями литературы и музыки совместно, отрывки художественных произведений писателя чередовались с музыкальными произведениями, которые упоминались в текстах. В системе изучения творчества писателя интегрированный урок был итоговым по литературной теме.
-
Урок литературы в 11-м классе "Новые темы, проблемы, образы в поэзии периода «оттепели»" 2009
Предлагаемый урок имеет определённые цели - привлечь внимание учащихся к проблемам литературы 60-х годов, показать роль поэзии периода "оттепели" в общественной жизни страны. Урок должен содействовать творческому развитию личности, аргументированию своей точки зрения.