Литература
-
Уроки прошлого (повесть Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат") 2009
Урок-размышление помогает сформировать у учащихся представление о философской концепции повести Л.Н. Толстого "Хаджи-Мурат"; воспитать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подводит учащихся к потребности в самосовершенствовании через осознание противоречий собственного характера.
-
Н.С. Гумилев. Поэт и его лирический герой 2009
По программе А.Г. Кутузова первая встреча учащихся с поэтом происходит в 7-м классе. Это первый урок. Его цель - познакомить учащихся с личностью поэта, сформировать читательский интерес к творчеству Н.Гумилёва, показать неразрывную связь поэта и его лирического героя, чтобы они прониклись романтикой странствий и экзотикой художественного мира, почувствовали неповторимость Гумилева.
-
Пугачев – историческая личность и литературный герой в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2009
Путем сопоставительного анализа исторических материалов и художественного текста определить отношение к Пугачеву как исторической личности и художественному образу; через восприятие художественного образа Пугачева прийти к осознанию идеи повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Развивать умение вести исследовательскую работу с историческими документами и художественным произведением.
-
Конспект урока по литературе по теме "Любовная лирика А.С. Пушкина" 2009
Урок - знакомство с любовной лирикой А.С. Пушкина, ее адресатами способствует приобщению учащихся к миру прекрасного, развитию эстетического вкуса. Проводится в 9-м классе.
-
Итоговая игра по литературе "Волшебное колесо" 2009
Игра состоит из семи конкурсов, последовательность которых определяется с помощью "волшебного колеса". Конкурсы: волшебный сундучок, ромашка, галерея, библиотека, эстрада, портрет, угадай-ка. Рекомендуется использовать данный материал учителям литературы, работающим в 6-м классе по учебнику-хрестоматии для образовательных учреждений автора-составителя В.П. Полухиной.
-
Урок литературы с использованием ИКТ в 8-м классе на тему: "Синие горы Кавказа" в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова 2009
Урок-исследование по русской литературе с применением ИКТ. Цель урока: изучение биографии Лермонтова в период его пребывания на Кавказе. Исследуя биографию великого поэта, учащиеся развивают навык анализа текста, творческие способности, чувство красоты. Воспитывается любовь к чтению, литературе, толерантное отношение к людям.
-
Урок литературы в 10-м классе на тему "Последние песни" Ивана Сергеевича Тургенева 2009
На уроке используются разнообразные виды работ: проверка домашнего задания проводится с помощью компьютерного опроса, что позволяет индивидуализировать работу с учащимися, необычная форма творческой работы позволяет активизировать способности учащихся, презентация к уроку не просто иллюстрирует содержание, а "работает", музыка подобрана таким образом, что помогает учащимся освоить материал.
-
Урок развития речи по творчеству И.А. Крылова 2009
Автор статьи знакомит учащихся с творчеством И.А. Крылова. Учит выделять главную мысль басни, мораль; обращает внимание учащихся на язык басен, меткие выражения, перешедшие в поговорки и пословицы; воспитывает нетерпимое отношение к человеческим порокам, учит осмысливать свои поступки, острее видеть и понимать жизненные факты и явления; развивает устную речь.
-
О письме как жанре творческой работы 2009
Урок должен показать композиционные и художественные возможности жанра письма на примере писем И.С. Тургенева и дать возможность учащимся попробовать силы в этом жанре; учить овладевать умением творчески выражать мысли и описываемые события, отношение к ним; пробудить интерес к личности и творчеству писателя, обращая внимание на лексическое и стилевое богатство речи писателя, на его трудоспособность, трудолюбие и духовную культуру.
-
Библейские мотивы в литературе, живописи, музыке 2009
Поскольку урок проводится с учащимися среднего звена, то это может быть и первое знакомство с Библией, и углубление знаний. Цель: показать не только великое значение Библии (в частности Евангелия) в духовно-нравственном развитии человека, но и в культурном развитии. Ребята познакомились с картинами знаменитых художников, написанными на библейские сюжеты.
-
"Отчего погибло все?" (по роману И.Гончарова "Обломов") 2009
Жизнь, похожая на сон, и сон, похожий на смерть, – вот судьба человека с "золотым сердцем" и "чистой, как хрусталь, душой". На уроке раскрывается философский смысл произведения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с критической литературой и художественным текстом; формируют навыки дискуссионного мышления и культуры общения. Показана актуальность и временная ценность произведения.
-
Информационно–педагогический модуль "Использование элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы" 2009
Информационно-педагогический модуль "Использование элементов обучения в сотрудничестве на уроках русского языка и литературы" разработан в соответствии с технологией обучения в сотрудничестве и личностно-ориентированного обучения. Данный модуль предназначен для эффективной работы с группами разного уровня обученности, поэтому его можно применять на уроках русского языка и литературы.
-
Урок–социализация литературного чтения в 4-м классе. Очерк Ю.Я. Яковлева «Право на жизнь» 2009
Идея урока - на основе очерка Ю.Яковлева "Право на жизнь" решать не только задачи урока литературного чтения, но и приобщать учащихся к жизни в обществе, воспитывать уверенность в надежности своей социальной позиции. В результате рассуждений и умозаключений учащиеся создают модель символа защиты детей в современном мире.
-
Образ Богородицы в иконописи. "Владимирская Богоматерь" 2009
Для построения урока литературы используется "истоковская" технология, так как в школе ведется курс "Урал. Человек. Истоки", который призван сформировать у учащихся чувство благодарной любви, привязанности к Отечеству, к его святыням, культуре. В основе преподавания предмета лежит идея активного воспитания. На практике она воплощается с помощью социокультурных тренингов.
-
Интегрированный урок "Роза в русской литературе" (литература + ботаника) 2009
Урок помогает расширить представление учащихся о творчестве русских поэтов и писателей, пишущих о природе, цветах, в частности о розах.
-
Смысл повести Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота" (разработка урока словесности) 2009
Урок направлен на формирование как специальных (языковой, литературоведческой, культурологической), так и ключевых компетенций (информативной, коммуникативной, креативной) у младших школьников. Формируются такие общеучебные умения и навыки, как: умение систематизировать и применять материал, конспектировать, составлять план, находить главное, осуществлять рефлексию, работать коллективно, в группе и индивидуально.
-
Сценарий по теме "От грусти и зла к добру и теплу…" (по повести Л.Н. Толстого "Детство") 2009
Цветовая экология - интеграция учебных предметов, в которой ребенок учится выражать свои чувства и настроения, восприятие и ощущения художественного произведения, образов, окружающего мира словесно, художественно или "музыкой". Мы имеем в виду творческие задания, которые "переводят" литературные произведения на язык других видов искусств.
-
Урок литературы в 10-м классе "Имя Россия" 2009
Предлагаемый вариант урока рассматривает взаимоотношения (личные и творческие) И.С. Тургенева и его современников (А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского, Н.А. Некрасова, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, В.Г. Белинского).
-
Урок – устный журнал по русской литературе XX века, посвященный К.Бальмонту 2009
На уроках литературы мы работали над созданием проекта по творчеству К.Бальмонта. Класс разделился на 5 групп, условно названных "биографы", "литературоведы", "искусствоведы", "чтецы", "компьютерщики". Конечный результат совместной деятельности - устный журнал в трех частях с прологом и эпилогом.
-
Принципы изображения Толстым светского общества. Анализ эпизода "В салоне Шерер" 2009
Это первый урок по изучению романа "Война и мир". На него приходят ребята, прочитавшие летом роман, начавшие читать и те, которые не читали. Поэтому очень важно заинтересовать учащихся, показать, какими выглядят главные герои, дать представление о их взаимоотношениях. Анализ эпизода учит ребят внимательно вчитываться в текст, выявлять авторскую позицию.
-
Праздник "Здравствуй, осень золотая!" 2009
Главной задачей школьной библиотеки является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Все мероприятия школьной библиотеки способствуют развитию интереса к чтению. Это книжные выставки, литературные игры и вечера, беседы и уроки внеклассного чтения. Проведение различных массовых мероприятий формирует традиции школы, сплачивает детский коллектив, создает ситуацию успеха для каждого ребенка.
-
Чехов и театр 2009
Урок «Чехов и театр» дается перед изучением пьесы «Вишневый сад» в 10-м классе. Цель его: дать общую характеристику драматургического творчества Чехова, выяснить основные принципы «новой драмы», помочь почувствовать художественное своеобразие пьес. Оживить облик мастера слова, вызвать интерес к его личности, его взглядам, помогла компьютерная презентация, иллюстрирующая основные положения лекции, подготовленная учениками.
-
В.М. Тушнова "Стихи о дочери" 2009
Данный урок проводился в четвертом классе по учебнику М.В. Головановой, В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой во втором полугодии. В системе уроков чтения эти произведения В.Тушновой представлены в поэтической тетради «Мне вспомнились детства далекие годы…» наряду с другими известными поэтами: В.Я. Брюсовым, С.А. Есениным, Н.С. Гумилевым, М.И. Цветаевой, А.Т. Твардовским, Н.М. Рубцовым.
-
Урок литературы по теме "Сергей Есенин - первокласснейший поэт и одинокий душой человек" 2009
В данной статье представлен ход урока, который позволят ощутить атмосферу эпохи первых лет революции, почувствовать дух времени в описании быта, уклада, людского окружения Есенина, увидеть, каким было его бытие – «первокласснейшего поэта» и одинокого душой человека.
-
Любовная лирика В.Маяковского 2009
Целью данного урока является: дать учащимся представление о любовной лирике Маяковского, познакомить с фактами биографии поэта; закрепить умение анализировать лирическое произведение; заставить учащихся задуматься над тем, что такое любовь и как они понимают это чувство. Показать В.Маяковского не только как поэта, но и как человека с ранимой душой.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу А.И. Куприна "Чудесный доктор" 2009
Данный урок домашнего чтения является связующим звеном между литературой, ИЗО, музыкой. Задача его - формирование умений, навыков и применение их в нестандартных условиях. Главным в структуре урока является поэтапное чтение эпизодов с комментариями. Важный эпизод - чтение кульминационного момента учителем на фоне звучащей "Лунной сонаты" Бетховена.
-
Урок литературы. "Труд и подвиг учителя на страницах произведений Ч.Айтматова, В.Быкова, А.Лиханова" 2009
Воспитание у детей потребности осмыслить и выразить впечатления, полученные от художественной литературы не только в классических её образцах, но и в более скромных её проявлениях.
-
Урок литературы "Поиск ключей к произведению как один из путей «открытия» русской классики" 2009
Одна из важных сторон литературного образования связана с механизмами передачи и обретения знаний. «Готовая» информация не может служить базой ни для ее запоминания, ни для понимания объекта изучения. Знание приходит только через осознание, потому первостепенное место на данных уроках принадлежит диалогу учащихся с художественным текстом, в котором необходимо в первую очередь понять действительный смысл составляющих его слов.
-
А.С. Грин "Алые паруса". Заседание PR-агентства 2009
Творчество А.Грина позволяет читателю пробудить дар воображения. Данный урок, относящийся к нестандартным, проводится в форме ролевой игры «Заседание PR-агентства». Анализ произведения А.Грина «Алые паруса» повышает у учащихся интерес к предмету и изучению художественной литературы. Благодаря такому уроку раскрывается творческий потенциал учащихся
-
Вечер романса 2009
Интерес школьников к литературе с каждым годом угасает все больше и больше. Чтобы привлечь внимание учащихся 9–10-х классов к классической поэзии, научить их слышать не только музыку стиха, но и стихи в музыке, разработан данный сценарий вечера романса. Материалы сценария можно использовать как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности.