Литература
-
Открытый урок литературного чтения на тему: "Ф.И. Тютчев. "Чародейкою Зимою…" 2009
Урок построен с учётом бережного отношения к внутреннему миру ребёнка, с целью предоставления простора его индивидуальности. Благоприятные условия, созданные на уроке, развёртывали духовные силы, зреющие в ребёнке.
-
Внеклассное мероприятие по литературному чтению "Обобщение по произведениям русских классиков XIX века" (3-й класс) 2009
Мероприятие разработано в соответствии с курсом «Литературное чтение» образовательной программы «Школа России». Основными его задачами являются: привитие интереса к творчеству русских классиков, развитие познавательной активности учащихся на уроке, формирование умения выразительно читать, сопереживать за товарищей в коллективной учебной игре.
-
Разработка урока литературы в 9-м классе на тему "Образ помещика Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»" 2009
Разработка урока литературы в 9-м классе по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Урок начинается с повторения предыдущего материала с целью подготовки учащихся к разрешению выдвигаемой учителем проблемы. В ходе урока учащиеся разбирают образ помещика Собакевича на основе индивидуальной работы с текстом, учатся работать в группе.
-
Интегрированный урок литературы в 5-м классе "Дивная фея – Весна!" 2009
Урок поможет обогатить духовный мир учащихся, воспитать эстетическое отношение к природе, поможет увидеть красоту весенних преобразований посредством разных видов искусства. Сравнительный анализ произведений музыки, живописи и поэзии будет способствовать наилучшему усвоению таких литературоведческих понятий, как противопоставление, олицетворение, сравнение, эпитет, звукопись.
-
Методическая разработка урока "Традиции западноевропейской литературы в русской поэзии. Сонет" 2009
Урок посвящен рассмотрению вопроса о традициях и новаторстве в развитии жанра сонета в русской поэзии XX века. Это второе занятие, которое проводится после урока, посвящённого знакомству с жанром "сонет" на материале произведений Петрарки и Шекспира.
-
К 200–летию Н.В. Гоголя. Дидактический материал по творчеству Н.В. Гоголя 2009
Данный материал можно использовать для внеклассной работы, а также для составления индивидуальных, групповых домашних заданий, для составления тестов, литературных диктантов, для проверки знания текстов.
-
Урок-семинар по рассказам Н.Н. Носова "Когда мы смеемся…" 2009
Опыт доказывает, что в процессе подготовки и проведения семинаров улучшается творческое воображение, фантазия, эстетический вкус и нравственные качества учеников. Уроки-семинары предусматривают вариативность, направленную на поиск учителем наиболее оптимальных и необходимых произведений.
-
Разработка урока русской литературы по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" "Только человек ответствен за добро и зло на земле" 2009
Изучение темы построено на интеграции с учителем истории. Форма урока - "суд" над Понтием Пилатом. Кому дано право судить его? Только героям романа. Они и присутствуют лично на уроке. Это - заранее подготовленные ученики, одетые в костюмы Мастера, Воланда, Понтия Пилата, Коровьева и Бегемота. Им предстоит вмешиваться в ход урока, вести судебное заседание, выслушивать свидетелей. Задания для учащихся сориентированы на формирование читательского интереса.
-
Разработка урока внеклассного чтения по повести В.Г. Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана" 2009
Развитие навыков связной речи происходит не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках внеклассного чтения. Навыки связной речи получают свое дальнейшее закрепление в устных высказываниях о прочитанном произведении и в письменных отзывах о нем. Важно научить юных читателей видеть в литературном произведении действительность со всеми ее противоречиями, судьбы людей, сложные человеческие взаимоотношения, психологическую глубину персонажей.
-
Речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения по УМК Л.А. Ефросининой 2009
Основная цель уроков литературного чтения - помочь ребёнку стать читателем. Работа с книгой требует умения читать, записывать свои мысли о прочитанном, делать выписки из текста. Формы записи о прочитанном разнообразны: дневник читателя, отзыв о книге, аннотация. В статье говорится, как научить ребёнка вести читательский дневник, как написать отзыв о прочитанной книге или аннотацию.
-
Актуальные и вечные проблемы нравственности, духовности (урок-исследование по рассказам В.М. Шукшина "Мастер", "Крепкий мужик") 2009
В ходе исследовательской работы учащиеся узнают о Шукшине-писателе, человеке, земляке.
-
Контрольная работа по тексту комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" 2009
Контрольная работа по тексту комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" проверяет знание текста произведения. В ходе работы учениками выполняются следующие задачи: мотивированное повторное прочтение отдельных эпизодов комедии; закрепление знания текста комедии; развитие умения давать связный и аргументированный письменный или устный ответ; развитие умения анализировать эпизод из художественного произведения.
-
Апробация новых форм обучения литературе в условиях профильного обучения 2009
В статье рассмотрены вопросы современного литературного образования, проблемы, связанные с методикой преподавания литературы, представлен опыт использования поточного метода работы в условиях профильной школы.
-
Использование ИКТ на уроках литературы 2009
Вопрос использования информационно-коммуникационных технологий в обучении является в данное время одним из приоритетных. Предложенные материалы - демонстрация возможных форм контроля знаний на уроках литературы с использованием игровых форм и ИКТ.
-
Программа по литературному краеведению Прикамья 2009
Наши дети должны знать историю и культуру родного края. Сегодня в учебный план активно внедряется региональный образовательный компонент: обязательная для изучения часть - краеведение (это касается в первую очередь истории, географии). Хочется познакомить детей с произведениями тех авторов, кому близок древний Соликамск, основанный почти 600 лет назад.
-
Музыкально–литературная композиция "Экология и война" 2009
Вывод какой должны сделать учащиеся: мы живем в мире, где постоянно происходят военные конфликты, где жизнь и смерть находятся параллельно. Позиция "я - в стороне" приводит к разрушению не только окружающего, но и самого человека, с молчаливого согласия такого человека и начинается война.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Соотношение «внешней» и «внутренней» композиции в повести А.С. Пушкина «Метель» 2009
Урок способствует формированию навыков анализа текста, коммуникативной компетентности. При работе с текстом достигается творческий уровень качества знаний, умений, навыков. В ходе урока ребята размышляют над вопросами, которые волнуют любого молодого человека в его определении жизни и своего места в ней.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе на тему "Барсучий нос", УМК "Гармония" 2009
На данном уроке учащиеся знакомятся с новым рассказом К.Г. Паустовского. Цели урока – продолжить учить ребят работать с текстом; развивать память, речь; воспитывать любовь к природе.
-
Урок внеклассного чтения по повести А.Приставкина "Ночевала тучка золотая". 9-й класс 2009
Урок внеклассного чтения всегда интересен учащимся. Текст повести ребята читают с удовольствием, запоминают легко, с большим увлечением обсуждают. На этом уроке впервые заходит разговор о теме военного детства, сиротства, депортации народов. Повесть актуальна, так как учит терпимости пониманию.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Страницы мятежной жизни" 2009
Литературно-музыкальная композиция, посвященная 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева.
-
Рабочая программа элективного курса по литературе для учащихся 10–11-х классов "Смысловой лингвистический анализ и интерпретация художественного текста" 2009
В основу рабочей программы "Смысловой лингвистический анализ и интерпретация художественного текста" положен принцип смысловой общности и уровня смыслового обобщения действительности, представленного в отобранных художественных текстах. Процесс обучения переориентирован с помощью системы педагогических средств на поддержку "смысловой стороны читательской деятельности" в условиях смыслопоискового диалога субъектов образовательного процесса.
-
Литературно-историческая игра для старшеклассников "За семью печатями" (по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2009
Данная игра построена по принципу популярной игры "За семью печатями", идущей на телеканале "Культура". Но, в отличие от телевизионной игры, в процессе нашей игры, отвечая последовательно на семь вопросов, связанных с жизнью и творчеством известного писателя, игроки разгадывают не его имя, а название литературного произведения данного автора.
-
Сценарий постановки "Пока я дышу, надеюсь…" (интерпретация по пьесе М.Горького "На дне") 2009
Представляя постановку пьесы Горького в виде авторской интерпретации, мы не только знакомимся с произведением в сжатом виде, не искажая, однако, горьковский текст, но и решаем психологические задачи: воспитание в подростках толерантности, терпимости, доброты, милосердия к людям, стремление противостоять моральному нигилизму.
-
Комплексно-целевая программа литературно-патриотического воспитания "Сын земли алтайской" 2009
2009 год в Алтайском крае объявлен годом Василия Макаровича Шукшина. В статье представлена комплексно-целевая программа «Сын земли алтайской», призванная решить ряд важных проблем литературного образования и воспитания.
-
Коллективные методы обучения на уроках литературы 2009
Коллективные методы обучения литературе помогают слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс, в котором появляется возможность обучения детей без принуждения, без двоек. Работа учащихся в группах и парах помогает раскрыться духовным силам, зреющим в ребенке. При такой форме организации учебно-воспитательного процесса эффективнее происходит общее развитие личности.
-
Осуществление компетентно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы через технологию проектов 2009
Основная идея технологии проектов – обучение и воспитание детей через деятельность, выбранную ими самими для достижения поставленной цели. Метод проектов широко внедряется во внеурочной деятельности в современной школе, но большая часть образовательных задач решается непосредственно на уроке.
-
Урок изучения нового материала по рассказу А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" 2009
Обращение к рассказу "Один день Ивана Денисовича" позволяет поднять тему трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности народа и его руководителей за настоящее и будущее страны. Предлагается текстуальное изучение данного произведения на уроках литературы в 11-м классе.
-
Урок литературного чтения в 3-м классе. В. Ю. Драгунский. "Тайное всегда становится явным" 2009
Данный урок знакомит детей с творчеством Виктора Юзефовича Драгунского, развивает и совершенствует навык чтения по ролям, пересказа, выразительного чтения. Учит сравнивать, сопоставлять, выражать свои мысли, настроение и чувства. Совершенствует библиографические навыки, развивает читательский интерес.
-
"Пусть муки творчества станут радостью…" 2009
Поэзия всегда была высшей ценностью человеческого духа. Стать настоящим поэтом трудно, а вот попробовать свои силы могут многие. Ведь это занятие доставляет удовольствие. Кто захочет, будет и дальше совершенствовать свои знания и умения в этом жанре, освоит элементарные правила стихосложения.
-
Урок по литературе на тему "Жизненный и творческий путь Бориса Пастернака. Художественный мир поэта" 2009
Цель урока: познакомить учащихся с важнейшими событиями жизни и творчества Б.Л. Пастернака, тематикой поэтических произведений и отразившимся в них мировоззрением поэта, сформировать у учащихся представление о своеобразии творческой манеры писателя.