Факультативное занятие (литература + информатика) в 7-м классе "Мы видим звук"

Разделы: Литература, Информатика


Верь в звук слов:
Смысл тайн в них.
В. Брюсов

Я вижу яркий свет, когда кричат,
Я слышу крик, свет яркий созерцая,
Все звуки светятся, и все цвета звучат.
И ныне я их тайны раскрываю.
В. Шапиро

Цели:

Познавательная:

  • доказать или опровергнуть теорию Александра Павловича Журавлева о смысловой и цветовой нагрузке звуков речи;
  • систематизировать знания, полученные на факультативных занятиях по информационным технологиям;
  • закрепить навыки работы с инструментами графического редактора Adobe Photoshop.
  • формировать общеучебные и общекультурные навыки работы с информацией.
  • применять современные средства ИКТ для обработки информации, полученной в других предметных областях.

Развивающая:

  • развивать личностно - смысловое отношение к предмету;
  • развивать познавательный интерес;
  • развивать мышление, творческую активность и воображение у обучающихся.

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию информационной культуры, аккуратности, терпения, усидчивости.

Задачи урока:

  • активизировать познавательную деятельность, используя, исследовательские методы обучения (наблюдение, сравнение, анализ, результат), компьютерные технологии;
  • вовлечь в активную практическую деятельность, совершенствовать коммуникативные навыки (работа в группах, умение слушать и слышать);
  • продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, формировать умения работать с литературой, схемами, таблицами, научить выступать перед аудиторией.
  • закрепить умения и навыки работы в растровом редакторе Adobe PhotoShop, текстовом процессоре Word.

Продолжительность факультативного занятия: 1 час 20 мин.

Оборудование: компьютеры, программное обеспечение ПК, учебная доска.

Тип занятия: урок - исследование

Ход урока

Организационный момент.

Учитель литературы:

- Здравствуйте, мы рады вас видеть на занятии. Вы разделены на три группы (при входе в кабинет обучающиеся вынимают из коробки карточку определенного цвета).

Учитель информатики:

- Прошу сесть за компьютеры, каждая группа открывает файл в п. "Мои документы" своего цвета (красный, зеленый, синий).

"Разминка"

Задание: собрать "рассыпанные стихи" (работа в группах с отрывками из стихотворений в текстовом процессоре Word).

Учитель литературы:

- Какое настроение передает это стихотворение? Прочитайте получившиеся отрывки из стихотворения выразительно, подумайте, какое настроение создано автором, попытайтесь выразить его в красках.

Работа в графическом редакторе Adobe PhotoShop

Учитель информатики:

- Цвет играет важную составную часть в разработке различных программных продуктов, отражает настроение человека создавшего презентацию или сайт. Люди используют для отражения настроения образные выражения:

"голубая хандра"

"позеленеть от злости"

"черные времена"

Традиции стран:

Индия - платье невесты розовое или красное.

Турция - поверх платья невесты ярко красная накидка.

Америка - платье невесты - красное.

В мировой культуре цвет имеет ряд общественных ассоциаций:

Черный - ночь, траур.

Белый - невинность, компетентность.

Красный - от любви и романтики до огня и гнева.

За цветом скрывается больше, чем видит глаз.

- Мы предлагаем вам сейчас нарисовать настроение стихотворения, для этого воспользуемся программой Adobe PhotoShop.

Запустите программу.

Ответьте на вопросы:

С каким типом графической информации работает программа Adobe PhotoShop? (Ответ обучающихся: растровая или пиксельная графика)

Что такое пиксель? (Ответ обучающихся: минимальный элемент изображения на мониторе или в точечном изображении)

Почему ваши команды назвали Красный, Зеленый Синий? Как эти цвета связаны с компьютерной графикой? (Ответ обучающихся: цветовая модель RGB - количество яркости каждого цвета)

Что такое интерфейс программы?

Перечислите основные элементы интерфейса программы?

Составьте алгоритм создания нового файла?

Что такое "слой"?

Перечислите инструменты выделения.

Перечислите инструменты рисования и заливки. (Ответ обучающихся: карандаш, кисть, градиент - плавный переход от основного цвета к фоновому, заливка - заполнение выделенной области или всего изображения однотонным цветом)

Задание: Еще раз прочитайте стихотворение. Создайте новый файл 300*300 px. Нарисуйте рисунок - настроение, используя инструменты градиент и кисть. Сохранить свое настроение на Рабочем столе вашего компьютера.

Погружение в тему. Звуковые эксперименты

Учитель литературы:

- Вы никогда не задумывались, почему лилия называется лилией, а не репейником или карагачем? Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе? Почему злой старик именуется неблагозвучным словом хрыч, а красивейшее животное - лань? Тоже случай? Возможно. А может быть, здесь проявляются какие-то неизвестные нам свойства звуков речи? Может ли звук иметь значение? На все эти вопросы мы и попытаемся найти ответы, а поможет нам в этом наука фоносемантика. Что это такое?

- Открыть текстовый файл в п. Мои документы - "Звуковые эксперименты".

На столе стоят две матрешки, большая и маленькая. Одну зовут И, другую - А. Какая из матрешек носит имя И, какая - А?

2. Соотнесите слова и перевод "вьетнамских" слов:

"Мио" большая гора

"Мао" маленький холм

"Выг" теплый ветерок

"Вег" холодный ветер

Как вы думаете, почему исчезают имена Фёкла, Марфа, Фотий, Феофан, Феврония, Феоктист, Ферапонт?

Оказывается, первоначально имя Инна было мужским. Почему оно перешло в разряд женских?

Имя Харита по-древнегречески означает "прелесть". Выбрали бы вы для своей будущей дочери это имя? Почему?

Какая из трех птиц: сокол, коршун, ястреб - самая страшная и кровожадная?

В сказке "О царе Салтане:" А. С. Пушкина злой чародей предстаёт в образе коршуна:

Бьётся лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней:

- Но реально коршун не может напасть на лебедя, он гораздо мельче. Это могли бы сделать крупные сокол или ястреб. Пушкин мог использовать эти два слова, и размер стиха не был бы нарушен. Почему же именно коршун? Кто из вас по внешнему виду различит сокола, ястреба и коршуна? Наверное, не многие. Во время ВОв наших летчиков называли соколами, истребители - ястребами, а фашистские самолеты - черными коршунами. Вот какие сдвиги в значении вызвало звучание этих слов!

Вывод: Мы можем выдвинуть версию о том, что звук имеет значение. Для того чтобы опровергнуть или согласиться с этой версией, мы провели исследование.

(С результатами исследования выступают учащиеся класса. За основу предварительной работы была взята классификация "Звукобукв" А. Журавлева из его книги "Звук и смысл". Приложения 1-6).

Физминутка

Упражнения для глаз и шеи.

Знакомство с цветовой характеристикой гласных (по А.П. Журавлеву)

Учитель литературы:

- Прочитайте второй эпиграф на доске. Как вы его поняли? Ученые совершили немало открытий, но самое удивительное в том, что звук несет еще и цветовую нагрузку. В своей книге А. П. Журавлев знакомит своих читателей с цветовыми характеристиками гласных. Вот они (карточки).

Карточки с цветом звука

А - густо - красный

Я - ярко - красный

О - белый или светло - желтый

Е - зеленый

И - синий

У - темно - синий, темно сине - зеленый

Ю - голубоватый

Ы - мрачный темно - коричневый или черный или серый

Веселая минутка

Учитель литературы:

- Давайте отдохнем. Откройте в п. Мои документы файл "Скороговорки". Вы заметили, что здесь есть не только аллитерация, но и ассонанс? Просмотрите скороговорки, выберите одну и раскрасьте гласные соответствующим цветом. Какого цвета скороговорка? Проговорите выбранную скороговорку.

Скороговорки

  1. Наш Полкан попал в капкан.
  2. Съел Слава сало, и сала стало мало.
  3. Рапортовал, да недорапортовал, дорапортовал, да зарапортовался.
  4. Около кола - колокола, около ворот - коловорот.
  5. Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
  6. Не клюй, курица, крупку, не кури, Кирилл, трубку.
  7. Полили ли лилию? Видели ли Лидию?
  8. Полили лилию. Видели Лидию.
  9. Купи кипу пик! Кипу пик купи! Пик кипу купи!
  10. Орел на горе, перо на орле.
  11. Гора под орлом, орел под пером.
  12. На дворе трава, на траве дрова.
  13. Не руби дрова на траве двора.
  14. Иван-болван молоко болтал, да не выболтал.
  15. Шакал шагал, шакал скакал.

Закрепление навыка работы по определению цвета звука

Учитель литературы:

- Работа над текстом стихотворением Рубцова. Давайте определим цветовой рисунок стихотворения Н. Рубцова "Левитан".

Звон заокольный и окольный, о - 34

У окон, около колонн, - у - 7

Я слышу звон и колокольный, и -7

И колокольчиковый звон. ы - 6

И колокольцем каждым в душу

До новых радостей и сил

Твои луга звонят не глуше

Колоколов твоей Руси:

- А теперь я вас, наверное, удивлю. Посмотрите картину Левитана, которой и посвятил своё стихотворение Н. Рубцов. Какие цвета, в основном, использует художник? Совпадают ли они с цветовым рисунком поэтического произведения?

Вывод: Итак, согласны ли вы со словами Андрея Вознесенского: "Мы видим звук"?

- А теперь вернемся к началу нашего урока. Убедившись в правильности теории А. П. Журавлева, проанализируйте ваши отрывки, над которыми вы работали в задании "Разминка". Зная, что звук обозначает цвет, открыть стихотворения задания "Разминка" и проработать его с учетом цвето - звукового анализа. Нарисуйте, используя ту же цветовую гамму, какая есть в стихотворении.

Нарисовать рисунок, используя этот анализ.

Учитель информатики:

- Это можно сделать по-разному: 1-ый способ мы уже использовали, а теперь попробуем усложнить технологию.

Задание: На столах у каждой группы лежат карточки (Приложение 7). Составить алгоритм создания Слой - маски.

Садимся за компьютеры.

Задание: создаем изображение, используя цвето-звуковой анализ стихотворения с помощью инструментов градиент, кисти и эффекта слой - маски. Соединить слои. Сохранить в сетевую папку под своей фамилией в формате .jpg.

Учитель информатики:

- Ребята, давайте посмотрим на получившиеся рисунки. Каждый подошел к этому заданию творчески, я вижу, что все справились.

Итак, мы закрепили навыки работы с инструментами кисть градиент и отработали алгоритм эффекта - слой-маска в графическом редакторе Adobe PhotoShop, посмотрели, что эту программу можно использовать не только на уроках информатики, но и на занятиях по литературе.

Подведение итогов

- Подведём итоги сегодняшнего занятия. Давайте вернёмся к нашим эпиграфам, перечитайте их. К какому выводу мы пришли?

Рефлексия.

- Окрасьте свои впечатления голосом.

Приложение 1, приложение 2, приложение 3, приложение 4, прилоэжение 5, приложение 6, приложение 7.