Литературная игра на тему "А.С. Пушкин «Повести Белкина»"

Разделы: Литература


Цели:

  1. Познакомить учащихся с циклом А.С. Пушкина «Повести Белкина».
  2. Дать представление о «цикле».
  3. Развивать внимание к художественному слову.
  4. Развивать логическое, наглядно-образное мышление.
  5. Воспитывать культуру учебного труда, умение работать в команде.

Оборудование:

  • Портреты А.С. Пушкина.
  • Иллюстрации «Времена года».
  • Карточки:
  • Эпиграфы и названия повестей.
  • Имена героев.
    •  Рисунки учащихся.
    •  Кроссворд «Любимые герои».
    •  Сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный  момент (приветствие, сообщение темы и целей урока, деление класса на команды, выбор жюри и т.д.).

II. Вступительное слово учителя о творчестве А.С. Пушкина

III. Беседа:

– Какие произведения входят в цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина»?
– Что такое цикл?
– Чем же объединены эти произведения?
– Что мы знаем о рассказчике Иване Петровиче Белкине?
– Для чего введен этот образ?

IV. Конкурсы:

1. Вы, конечно же, заметили, что каждой повести, входящей в цикл, предпослан эпиграф. Напомните мне, что такое эпиграф?

На столах лежат две стопки с карточками: на одних написаны эпиграфы, на других – названия повестей. Ваша задача: как можно быстрее соотнести карточки друг с другом.

«Метель»  –  Кони мчатся по буграм,
Топчут снег глубокой…
Вот, в сторонке божий храм
Виден одинокой …

Жуковский

«Выстрел» – Стрелялись мы. Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним еще остался мой выстрел).

Баратынский.

Вечер на бивуаке.

«Станционный смотритель» – Коллежский регистратор
Почтовой станции диктатор.

Кн. Вяземский.

«Барышня-крестьянка» – Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.

Богданович.

«Гробовщик» – Не зрим мы каждый день гробов
Седин дряхлеющей вселенной?

Державин.

2. Перед вами таблички с именами героев повестей А.С. Пушкина. 1 команда должна отобрать имена героев повести «Барышня-крестьянки», 2 команда  – «Метель».

[«Барышня-крестьянка» –  Иван Петрович Берестов, Лиза, Григорий Иванович, Алексей, мисс Жаксон, Настя, Василий, Акулина.
«Метель» – Гаврила Гаврилович, Прасковья Петровна, Марья, Владимир, Бурмин, Дравин, Шмидт, Терешка.]

3. По фрагменту текста определите, из какой повести отрывок  и о каком герое идет речь (кто быстрее – работа капитанов с сигнальными карточками):

«Ему было около 35 лет, и мы за то почитали его стариком, ‹…› его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, но носил иностранное имя» (Сильвио «Выстрел»).

«Гусарский полковник с интересною бледностью … Ему было около 26 лет. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения, безо всяких притязаний  и беспечно насмешливый …Он  казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою» (Бурмин «Метель»).

«Он был воспитан в ххх университете и намеревался поступить в военную службу, но отец на это не согласился. К статской службе молодой человек чувствовал себя совершенно неспособным. Он первый перед барышнями являлся мрачным и разочарованным» (Алексей Берестов «Барышня-крестьянка»).

«Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следовательно, балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали и приводили в отчаяние ее мадам» (Лиза «Барышня-крестьянка»).

4. Чей же  это дом?

«Шкап с посудою, стол, диван и кровать заняли им определенные углы в задней комнате; в кухне и гостиной поместились изделия хозяина: гробы всех цветов и всякого размера».

«Обширный кабинет был убран со всевозможной роскошью; около стен стояли шкафы с книгами, и над каждым бронзовый бюст; над мраморным камином было широкое зеркало; пол обит был зеленым сукном и устлан коврами».

5. Вспомните, в какое время года разворачивается основное действие повестей, соотнесите ответ со слайдами презентации.  Подтвердите свой ответ текстом. –(Приложение 1)

6. Конкурс капитанов: вопросы на размышление

– Кто же победил в дуэли в повести «Выстрел»?
– Смысл названия повести «Метель»: что такое метель в контексте повести, только ли природное явление?

7. Кроссворд «Любимые герои»:

  1. Имя Муромской из повести «Барышня-крестьянка».
  2. Как звали станционного смотрителя?
  3. Герой повести «Гробовщик».
  4. В повести «Метель» он случайно стал мужем Марьи Гавриловны.
  5. Кучер из повести «Метель».
  6. Какое имя «придумала» себе главная героиня в повести «Барышня-крестьянка»?
  7. Герой повести «Выстрел».
  8. Гусар, увезший Дуню от станционного смотрителя.

VI. Подведение итогов