Цели:
- Познакомить учащихся с циклом А.С. Пушкина «Повести Белкина».
- Дать представление о «цикле».
- Развивать внимание к художественному слову.
- Развивать логическое, наглядно-образное мышление.
- Воспитывать культуру учебного труда, умение работать в команде.
Оборудование:
- Портреты А.С. Пушкина.
- Иллюстрации «Времена года».
- Карточки:
- Эпиграфы и названия повестей.
- Имена героев.
- Рисунки учащихся.
- Кроссворд «Любимые герои».
- Сигнальные карточки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (приветствие, сообщение темы и целей урока, деление класса на команды, выбор жюри и т.д.).
II. Вступительное слово учителя о творчестве А.С. Пушкина
III. Беседа:
– Какие произведения входят в цикл А.С. Пушкина
«Повести Белкина»?
– Что такое цикл?
– Чем же объединены эти произведения?
– Что мы знаем о рассказчике Иване Петровиче
Белкине?
– Для чего введен этот образ?
IV. Конкурсы:
1. Вы, конечно же, заметили, что каждой повести, входящей в цикл, предпослан эпиграф. Напомните мне, что такое эпиграф?
На столах лежат две стопки с карточками: на одних написаны эпиграфы, на других – названия повестей. Ваша задача: как можно быстрее соотнести карточки друг с другом.
«Метель» – | Кони мчатся по буграм, Топчут снег глубокой… Вот, в сторонке божий храм Виден одинокой … Жуковский |
«Выстрел» – | Стрелялись мы. Я поклялся застрелить
его по праву дуэли (за ним еще остался мой
выстрел). Баратынский. Вечер на бивуаке. |
«Станционный смотритель» – | Коллежский регистратор Почтовой станции диктатор. Кн. Вяземский. |
«Барышня-крестьянка» – | Во всех ты, Душенька, нарядах хороша. Богданович. |
«Гробовщик» – | Не зрим мы каждый день гробов Седин дряхлеющей вселенной? Державин. |
2. Перед вами таблички с именами героев повестей А.С. Пушкина. 1 команда должна отобрать имена героев повести «Барышня-крестьянки», 2 команда – «Метель».
[«Барышня-крестьянка» – Иван Петрович
Берестов, Лиза, Григорий Иванович, Алексей, мисс
Жаксон, Настя, Василий, Акулина.
«Метель» – Гаврила Гаврилович, Прасковья
Петровна, Марья, Владимир, Бурмин, Дравин, Шмидт,
Терешка.]
3. По фрагменту текста определите, из какой повести отрывок и о каком герое идет речь (кто быстрее – работа капитанов с сигнальными карточками):
«Ему было около 35 лет, и мы за то почитали его стариком, ‹…› его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, но носил иностранное имя» (Сильвио «Выстрел»).
«Гусарский полковник с интересною бледностью … Ему было около 26 лет. Он имел именно тот ум, который нравится женщинам: ум приличия и наблюдения, безо всяких притязаний и беспечно насмешливый …Он казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным повесою» (Бурмин «Метель»).
«Он был воспитан в ххх университете и намеревался поступить в военную службу, но отец на это не согласился. К статской службе молодой человек чувствовал себя совершенно неспособным. Он первый перед барышнями являлся мрачным и разочарованным» (Алексей Берестов «Барышня-крестьянка»).
«Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следовательно, балованное дитя. Ее резвость и поминутные проказы восхищали и приводили в отчаяние ее мадам» (Лиза «Барышня-крестьянка»).
4. Чей же это дом?
«Шкап с посудою, стол, диван и кровать заняли им определенные углы в задней комнате; в кухне и гостиной поместились изделия хозяина: гробы всех цветов и всякого размера».
«Обширный кабинет был убран со всевозможной роскошью; около стен стояли шкафы с книгами, и над каждым бронзовый бюст; над мраморным камином было широкое зеркало; пол обит был зеленым сукном и устлан коврами».
5. Вспомните, в какое время года разворачивается основное действие повестей, соотнесите ответ со слайдами презентации. Подтвердите свой ответ текстом. –(Приложение 1)
6. Конкурс капитанов: вопросы на размышление
– Кто же победил в дуэли в повести «Выстрел»?
– Смысл названия повести «Метель»: что такое
метель в контексте повести, только ли природное
явление?
7. Кроссворд «Любимые герои»:
- Имя Муромской из повести «Барышня-крестьянка».
- Как звали станционного смотрителя?
- Герой повести «Гробовщик».
- В повести «Метель» он случайно стал мужем Марьи Гавриловны.
- Кучер из повести «Метель».
- Какое имя «придумала» себе главная героиня в повести «Барышня-крестьянка»?
- Герой повести «Выстрел».
- Гусар, увезший Дуню от станционного смотрителя.
VI. Подведение итогов