Интегрированный урок по литературе по теме "Образ Ивана Грозного в художественной литературе и исторических трудах"

Разделы: Литература


Творческое название урока: «И царствует над нами власть безумной страсти разрушенья».

Эпиграф:

Закон любви, добра и состраданья –
Для всех людей единственный закон.

Л.М. Марасинова.

Цель: систематизировать и обобщить материал по теме «Образ Ивана Грозного в русской культуре»

Задачи:

  • Обучающие:
    • обобщить и дополнить представления учащихся об образе Ивана Грозного;
    • ответить на проблемный вопрос: «Почему столь велик интерес к личности Ивана Грозного в русской культуре XIX века?»;
    • подготовить учащихся к предстоящему сочинению.
  • Развивающие:
    • развивать умение представлять и защищать результаты своей  поисковой деятельности, оценивать результаты  исследовательской деятельности одноклассников, самостоятельно формулировать вопросы по новому материалу.
  • Воспитательные:
    • воспитывать терпимость к чужому мнению, доброжелательное отношение к ответам одноклассников;
    • сформировать представление учащихся об идеале русского человека на примере положительных героев произведений М.Ю Лермонтова и А.К. Толстого.

Оборудование: компьютер, проектор,магнитофон.

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

Звон медный несется, гудит над Москвой;
Царь в смирной одежде трезвонит;
Зовет ли обратно он прежний покой
Иль совесть навеки хоронит?
Но часто и мерно он в колокол бьет,
И звону внимает московский народ,
И молится, полный боязни,
Чтоб день миновался без казни.

В поэтических строчках баллады «Василий Шибанов». Алексей Константинович Толстой ярко, зримо передает мрачную, невыносимую атмосферу  царствования Грозного в период опричнины. К этому страшному времени обращаются и писатели, и историки, и живописцы, стремясь показать эту эпоху, передать весь ужас положения русского народа, который беспощадно истреблялся царскими «кромешниками»

2. Введение темы. Постановка целей

«И царствует над нами власть безумной страсти разрушенья».
Тема урока «Образ Грозного в искусстве и исторических трудах» не случайна, в курсе литературы 8 класса мы не раз уже обращались  образу Иоанна Четвертого и сегодня наша задача – обобщить духовный опыт изучения мрачного царствования Грозного.
Вчитайтесь в тему и сформулируйте цели нашего урока.
1) Сопоставить образ Грозного в произведениях искусства и исторических трудах.
2) Выявить позиции авторов по отношению к первому русскому царю.

3. Работа в группах. Презентации учащихся

– Сегодня у нас на уроке работают 4 группы: фольклористы, историки, литературоведы и искусствоведы. У каждой группы на столе лежит зачетный лист, который они должны заполнить. 1 графа – оценка выступлений одноклассников по десятибалльной системе (презентация и защита). Во 2 графе – краткие выводы по каждой теме исследования, а в 3-й графе вопросы, какие вы хотите задать выступающим.

3.1. Итак, как народ оценивал личность Грозного, мы узнаем из выступления фольклористов.

Презентация «Образ Ивана Грозного в устном народном творчестве» (Приложение 1).

Вопросы группе.

– Какие особенности личности Грозного отражены в исторических песнях?

3.2.А как оценивают царствование Грозного историки?

Презентация «Грозный глазами историков» (Приложение 2).

Учитель: Интерес к личности Ивана Четвертого в XIX веке был шквальным. К его эпохе обращались Н.М. Карамзин, М.Ю. Лермонтов,  А. К. Толстой, К.Ф. Рылеев, поэт Лев Мей, талантливые художники Вячеслав Шварц, Илья Репин, Виктор Васнецов, скульптор Марк Антокольский, драматург А. Н. Островский, композиторы Римский-Корсаков и Чайковский. И это далеко не полный перечень имен.
– Какой вопрос сразу же возникает?
– Чем объяснить пристальное внимание к личности Грозного в культуре XIX века?
– Как связано время, изображенное в произведении, со временем создания произведения?

3.3. Презентация «Образ Грозного в художественных произведениях XIX века» (Приложение 3).

– Сопоставьте позиции М.Ю. Лермонтова и А.К.Толстого по отношению к Грозному.

Учитель: На уроках мы с вами, к сожалению, не имели возможности обсудить живописные полотна, создающие образ Грозного, поэтому мне особенно приятно предоставить слово следующей группе ребят. Они расскажут о художественном воплощении образа Грозного в живописных полотнах.

3.4. Презентация «Образ Грозного в живописи XIX века».

– Какова главная мысль картины Репина? (Деспотизм губит будущее).
– Почему на картине Репина указана дата в названии?
– Как связано время, изображенное в произведении, со временем создания произведения?

4. Грозный в музыке

Индивидуальное задание (ученица исполняет музыкальный фрагмент)
– Как в музыке передан характер царя?

5. Обобщение материала

– Сопоставьте образ Ивана Грозного в искусстве и исторических трудах.
– Мы говорили о художественно воссозданном прошлом и о времени создания произведения. А как соотнести это со временем прочтения произведения?
– Интересны ли современному читателю произведения об Иване Грозном?
– Творческое название нашего урока «И царствует над нами власть безумной страсти разрушенья» – это строчка из стихотворения Людмилы Марасиновой, историка, поэта, женщины, которая  очень любила родной Рыбинск.
Вслед за великими гуманистами XIX века Пушкиным, Лермонтовым, Толстым она восклицает:

Закон любви, добра и состраданья –
Для всех людей единственный закон.

И эти уроки любви, добра, справедливости, честности – самые главные духовные ценности, которые нам дарует культурное наследие России.

  6. Итоги. Создание синквейна (Приложение 4).

  7. Домашнее задание

Написать сочинение по темам:

  • Образ  Ивана Грозного в произведениях М.Ю.Лермонтова и А.К. Толстого.
  • Образ Ивана Грозного в культуре XIX века.
  • Можно ли оправдать деспотизм  высшими целями? (Приложение 5)