Цель: привлечь внимание к творческому наследию основоположника русской литературы А.С.Пушкина; способствовать развитию познавательной деятельности и творческих способностей учащихся; повторить уже изученный материал; развивать эстетический вкус.
Оформление: портрет поэта, материалы о его жизни и творчестве, подготовленные учениками, выставка книг А.С.Пушкина и рисунков к его произведениям участников ринга, карточки с заданиями для проведения конкурсов, презентация «Семья Пушкина», на доске: «…Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства».
Участвуют две команды: «Золотая рыбка» и «Золотой петушок»; домашнее задание: рисунки к произведениям А.С.Пушкина, придумать своё окончание к сказке «О попе и работнике его Балде», подготовить выразительное чтение стихотворения поэта и стихотворения о нём
Вступительное слово учителя (несколько слов о великом поэте, объявляются цели ринга, представляются команды-участники, жюри, подводятся предварительные итоги после каждого раунда).
Задание командам: за время конкурса нарисовать рисунок к «Cказке о царе Салтане…».
I раунд
1. Викторина (по 1 баллу за верный ответ)
- Где и когда родился А.С.Пушкин? (6 июня (2 мая) 1799 года в Москве)
- Почему в Москве в день рождения Пушкина целый день звонили церковные колокола. и народ кричал «ура»? (Был праздник Вознесения, да ещё «велено было торжествовать рождение» внучки императора Павла)
- Как звали отца поэта? (Сергей Львович)
- Как звали его мать? (Надежда Осиповна)
- Кто научил Пушкина читать? (Крепостной Никита Тимофеевич Козлов)
- Кому посвятил Пушкин эти строки: Подруга дней моих суровых, Голубка дряхлая моя? (Няне – Арине Родионовне)
- Какие предметы изучал Пушкин в лицее? (Языки: русский, латинский, французский, немецкий; словесность, риторику, математику, историю, географию, танцы, фехтование, верховую езду, плавание)
- Сколько лет длилась южная ссылка поэта? (С 1820 по 1824 год)
- Когда и где состоялась дуэль Пушкина с Дантесом? (8 февраля 1837 года на Чёрной речке)
10) Где находится могила Пушкина? (В Святогорском
монастыре рядом с селом Михайловским)
11) Где находится город, названный именем Пушкина?
(В 1937 году Царское Село было переименовано в
город Пушкин ленинградской области)
12) Назовите имена детей Пушкина. (Александр,
старший сын, (1833-1914), Григорий (1835-1905), Мария (1832-1919),
Наталия (1836-1913))
Показ презентации о семье Пушкина (Приложение)
2. Конкурс исполнителей стихотворений А.С.Пушкина (по одному от команды, высший балл – 5)
3. Конкурс рисунков (домашнее задание, за каждый рисунок команде один балл).
II раунд
1. «Литературный портрет» (по 1 баллу за правильный ответ)
1) «Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт,
И всходит с важностью за нею,
Подняв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей,
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода». (Черномор, «Руслан и
Людмила»)
2) «…Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит». (Царевна-лебедь, «Сказка
о царе Салтане…»)
3) Стройная, бледная семнадцатилетняя девица. Считалась богатой невестой, была воспитана на французских романах и, следственно была влюблена. Предмет, избранный ею, был бедный армейский прапорщик. (Марья Гавриловна, «Метель»)
4) Ей было семнадцать лет. Чёрные глаза оживляли её смуглое и очень приятное лицо. Она была единственное и, следовательно, балованное дитя. Отец, её любивший без памяти, прощал любые её проказы. (Лиза Муромская, «Барышня-крестьянка»)
2. Отгадайте в кроссворде названия известных вам жанров пушкинских произведений, приведите примеры
Каждая команда работает самостоятельно, учитывается быстрота и правильность, высший балл – 5, вписать заранее выделенные буквы.
3. За одну минуту на листочке каждая команда должна написать как можно больше названий стихотворений А.С.Пушкина (1 название – 1 балл)
III раунд
1. Назвать литературные приёмы, которые использует Пушкин в своих произведениях
Каждая команда работает самостоятельно, верный ответ – 1 балл.
- Как пахарь, битва отдыхает…(сравнение)
- Горит восток зарёю новой…(инверсия, метафора)
- Дым багровый…(эпитет)
- Звёзды ночи… за ним насмешливо глядят. (Олицетворение)
2. «Венок Пушкину»
Конкурс чтецов стихотворений о Пушкине. (по одному от команды, высший балл – 5)
3. «Вставь словечко» (команды работают самостоятельно, 5 баллов)
«Вы, отроки – …, возьмите коня».
«Завидует … столь дивной судьбе».
«Вот едет могучий Олег со …».
«Их сёла и нивы за буйный …
Обрёк он мечам и …».
«С ним Игорь и старые …».
«Покорный … старик одному».
«Князь … и Ольга на холме сидят»
«И кудри их белы, как …».
IV раунд
1. Угадай произведение»(3 балла)
1 команде
у | о | и |
(«Дубровский»)
2 команде
с | е |
(«Выстрел»)
2. Назвать произведения, из которых приведены следующие строки (по очереди, по одному баллу):
- «Пора, красавица, проснись…» («Зимнее утро»)
- «И вымолвить хочет: «Давай улетим!» («Узник»)
- «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» («Руслан и Людмила»)
- «Буря мглою небо кроет» («Зимний вечер»)
- «Сквозь волнистые туманы пробирается луна» («Зимняя дорога»)
- «Из тёмного леса, навстречу ему, идёт вдохновенный кудесник» («Песнь о вещем Олеге»)
3. «Ты – мне, я – тебе»
Команды задают друг другу по два заранее подготовленных вопроса. (за каждый правильный ответ 2 балла)
V раунд
1. «Кроссворд»
Вставить пропущенные буквы, назвав тем самым героев изученных или самостоятельно прочитанных пушкинских произведений (заранее вписать выделенные буквы).
2. «Мозаика»
Из разбросанных слов собрать отрывок пушкинской сказки, назвать её.
- 1 команде: ветер, бежит, на, кораблик, и, море, подгоняет, он, в, себе, парусах, на, гуляет, волнах, раздутых. («Сказка о царе Салтане…»)
- 2 команде: Бог, откупа, с, золотая, тобою, мне, твоего, не, ступай, надо, рыбка, гуляй, себе, на, там, синее, в, просторе, себе, море. («Сказка о золотой рыбке»)
3. «Сказочник»
Представить своё продолжение сказки Пушкина «О попе и работнике его Балде» (5 баллов) Одна из команд представила такую работу:
…А с третьего щелка взвился поп под облака.
Там встретил его архангел Михаил да и говорит:
«Ты зачем, поп, Балду обделил,
Да и не только его одного –
Много народа бедного?
Жил бы честно, служил бы обедни,
А то, ишь, какие бредни!
Запрягайся-ка ты, поп, в воз с дровами
Да вези его в ад с чертями.
Служи им верой и правдой бодро,
Коль не захотел служить людям добрым.
Тебе надобен такой урок,
Чтоб впредь мучить людей не смог».
Подведение итогов конкурса художников, представляющих иллюстрации к «Сказке о царе Салтане».
Заключительное слово учителя.
Жюри объявляет итоги соревнования, победители и участники получают призы.