Литература
-
Компетентностный подход в работе учителей русского языка и литературы 2021
Учителей-словесников волнует проблема снижения интереса к языку и литературе в современных условиях, доступности информации любого толка и как следствие отсутствие или снижение читательской активности учащихся. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).
-
Декадентство в русской литературе рубежа веков 2021
Модернистская литература рубежа 19–20 веков характеризуется поиском новых форм, подходов для описания того, что происходило в реальной жизни в тот период. Настроение декаданса и было отражением разочарований и безверия части интеллигенции, её отказа от активной общественной борьбы. Чаще всего настроения декаданса воплощались в символизме. Сами декаденты рассматривали индивидуализм и эстетство как своего рода бунт против бесчеловечного буржуазного общества, глубоко враждебного человеку, красоте, искусству. Декаденты провозглашали себя носителями новой морали, нового жизненного стиля, получившего название «модерн», претендуя тем самым на то, чтобы полно отражать духовные интересы своего времени.
-
Согласные звуки [в, в'], буквы В,в 2021
Цели урока: познакомить детей со звуками [в], [в'] буквой в и её употреблением в речи, учить выделять из слов на слух гласные звуки [в], [в'], узнавать графический образ этой буквы, формировать навык чтения; обогащать словарный запас детей.
-
Презентация на тему «Подвиг во имя земли русской» 2021
Цель работы: прославление подвига Михаила Тверского; познание истории родного края.
-
Урок литературы в 11-м классе с использованием алгоритма подготовки к сочинению в формате «итоговое сочинение». «Человек и время в русской литературе» 2021
Основные цели урока: формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения. Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.
-
Система подготовки учащихся 5–11-х классов к олимпиадам по русскому языку и литературе 2021
В представленном материале содержится обобщение педагогического опыта автора по подготовке к олимпиадам учащихся 5–11-х классов, подведены некоторые итоги работы и представлены результаты участия моих учеников в олимпиадах и конкурсах за последние несколько лет. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы для использования на уроках, а также для подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.
-
«Живая» и «мертвая» вода в сказках 2021
В детстве мамы читали нам сказки, и мы слышали такие слова: «мёртвая вода и живая вода». Мы были ещё очень маленькими и не задумывались, почему воду в сказках называют «мёртвой» или «живой». Вода – самое распространённое вещество на Земле и самое загадочное. Каждый человек знает, что жизнь без воды невозможна. Цель работы: выявить в каких сказках встречается волшебное действие «живой» и «мёртвой» воды, и как оно проявляется.
-
Внеклассное мероприятие по литературе (патриотическое направление) "Спасибо деду за победу!" 2021
Цель мероприятия: воспитание патриотических чувств к историческому прошлому нашей Родины и уважения к героям Великой Отечественной войны.
-
Проектно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся 2021
В течение последних лет я работаю над темой самообразования «Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы». В данном направлении мной достигнуты достаточно высокие результаты. Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
-
Литературная гостиная к Дню вывода Советских войск из Афганистана «А память сердце бережёт» 2021
Представлен сценарий литературной гостиной ко Дню вывода Советских войск из Афганистана.
-
Презентация на тему "Отражение духовных ценностей российского народа в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой»". Интегрированный урок 2021
В основу рассказа В.Астафьева «Конь с розовой гривой» легли воспоминания писателя о собственном детстве, т.е. произведение автобиографично, писатель искренне и открыто разговаривает с нами о самом важном и нужном. О чем? Какие духовные ценности российского народа отражены в произведении?
-
Интегрированный урок обществознание и литература. Тема урока: "Отражение духовных ценностей российского народа в рассказе В.Астафьева «Конь с розовой гривой»" 2021
Цели урока: познакомиться с понятием «духовные ценности», определить общечеловеческие духовные ценности, выявить, какие духовные ценности присущи российского народу; проследить, как отражены в рассказе духовные ценности российского народа, помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа; развивать монологическую речь учащихся, навыки работы с текстом, умение рассуждать.
-
Технологическая карта урока литературы в 9-м классе по теме "Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи" 2021
Цель урока: познакомить учащихся с повестью Ф.М.Достоевского «Белые ночи»; выйти на основную проблематику произведения; определить позицию автора по отношению к типу мечтателя и показать актуальность его личности; найти ответ на вопрос: особенности повести «Белые ночи»; углубить представление учащихся о литературном направлении сентиментализм; практическая работа по нахождению средств художественной выразительности; прививать любовь к чтению классической поэзии.
-
Технологическая карта к уроку литературы по теме "Жанровые особенности и идейный смысл «Повести о Петре и Февронии Муромских»" 2021
Цели урока: обучать навыкам выразительного чтения художественного произведения; совершенствовать умения учащихся анализировать прочитанное; формировать навыки исследовательской работы; уметь выражать собственное суждение, раскрывать авторское отношение к героям и событиям, совершенствовать монологическую речь.
-
Историческая викторина, посвященная Петру I, "Своя игра" 2021
Методическая разработка представляет собой внеклассное мероприятие, которое проводится среди обучающихся 4 классов. Аналог телевизионной викторины «Своя игра». Мероприятие приурочено к празднованию 350-летия со дня рождения Петра I. Для участия в викторине необходим широкий кругозор, знания, полученные в ходе изучения темы. Данную игру можно использовать на уроках окружающего мира, литературы, а также на внеурочной деятельности или как внеклассное мероприятие. Например, провести игру на параллель.
-
Урок литературы (Внеклассное чтение) "Души прекрасные порывы" 2021
Цель урока: побуждать учеников к разностороннему проявлению лучших душевных качеств, формировать качества духовно-нравственной личности, компетентности в сфере эстетической, творческой, познавательной деятельности, способствовать развитию навыков работы в группе.
-
Конспект урока по литературе на тему "Баллада А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге»" 2021
Цели урока: познакомить учащихся с балладой А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»; выйти на основную проблематику баллады; найти ответ на вопрос: история и современность; углубить представление учащихся о летописном источнике баллады; практическая работа по нахождению средств художественной выразительности; прививать любовь к чтению исторической литературы о Русской земле.
-
Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Осень". Материалы к уроку 2021
В статье приведен разбор стихотворения А.С.Пушкина «Осень», основанный на внимательном анализе текста. Такое «вчитывание» в текст помогает учителю при подготовке к урокам по изучению лирических произведений. В стихотворении затрагивается тема поэтического творчества и судьбы поэта. В «Осени» возникает образ поэта, раздумывающего над жизнью и творчеством, образ человека, глубоко чувствующего жизнь, любящего её, из неё черпающего свои творческие силы.
-
Урок по литературному чтению на тему "Добрые дела вчера, сегодня и завтра" по повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда". 3-й класс 2021
Цель урока: сформировать у учащихся представление о толерантности. Задачи: продолжить изучать понятия, связанные с проблемой толерантности; формировать нравственные качества у учащихся; познакомиться с жизнью и творчеством А.П.Гайдара; развивать толерантное мышление; учить размышлять на философские вопросы жизни на основе произведения и поступков героев представления о других людях на основе сопоставления себя с ними, выделения сходства и различий; учить принимать различия между людьми как положительный факт; воспитывать культуру общения, взаимоотношений, умения прийти на помощь, быть благородными в жизни; способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в решении конфликтных ситуаций.
-
Тема сталинских репрессий в живописи, литературе и музыке 2021
Цель урока: проанализировать роман К.Дзесова «Рубцы на сердце»; познакомить учащихся с работами И.П.Обросова и И.Джанкишиева по данной тематике; прививать гуманистические чувства; развивать устную связную речь.
-
Мастерская построения знаний по рассказу А.Алексина "Домашнее сочинение". Технологическая карта урока 2021
Цели урока: совершенствование навыков смыслового чтения; способствовать развитию критического мышления; способствовать развитию умений обучающихся анализировать прозаический художественный текст, выделять главное, ключевое для понимание авторской идеи; обеспечить условия для развития умения грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "В.М.Шукшин. Рассказы" 2021
Представлена презентация для проведения дистанционного занятия по литературе в 11-м классе. Тема: "В.М.Шукшин. Рассказы «Срезал», «Забуксовал»".
-
Знакомьтесь, поэт! О жизни и творчестве Е.Е.Пиетиляйнен 2021
Цель урока: подготовка к творческой встрече с Е.Е.Пиетиляйнен, поэтом и прозаиком, редактором журнала «Север».
-
Оды М.В.Ломоносова как произведения классицизма (материалы к урокам) 2021
Цель статьи: оказать помощь тем, кто обращается к такому непростому жанру, как ода. Материал статьи может быть также использован учителем-словесником при под-готовке к урокам по изучению творчества М.В.Ломоносова в 9-м классе.
-
Урок родной литературы на тему "Рассказ И.С.Шмелёва «У плакучих берёз»" 2021
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом И.С.Шмелева «У плакучих берёз», на примере рассказа осознать и прочувствовать, что война является великой трагедией для человека; вызвать интерес к прочтению произведений писателя.
-
Отражение эпохи в романе И.А.Гончарова "Обломов" 2021
Интерес к творчеству Ивана Александровича Гончарова не иссякает и в наши дни. «Знамением времени» назвал вершину творчества писателя – роман «Обломов» – А.Н.Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». Истории живой души посвящен роман, как сам герой, раздавленный гнетом всероссийской «обломовщины», «тихо и постепенно укладывался в простой и широкий гроб остального своего существования, сделанный собственными руками, как старцы пустынные, которые, отворотясь от жизни, копают себе могилу». Статья предназначена для урока литературы в старших классах при изучении творчества И.А.Гончарова. Статья отражает николаевскую эпоху, ее влияние на формирование человеческих характеров. «Обломовщина» – характерная черта эпохи.
-
Интегрированный урок по математике и литературе "Пересчитывая Пушкина" 2021
Цель урока: формирование представления у школьников о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира.
-
Проблемное обучение как способ активизации познавательной деятельности обучающихся 2021
Данная работа и практический материал может быть использован учителями начальных классов, а также при работе с детьми, испытывающими трудности в обучении.
-
Приобщение к художественной литературе детей дошкольного возраста. И.Токмакова "Вечерняя сказка" 2021
Представленное занятие знакомит детей с интересной, познавательной и волнующей сказкой в стихах Ирины Токмаковой про мальчика Женьку в расчете на то, что дети, услышав ее, поступят так же, как Женька, и больше не будут устраивать по вечерам тарарам. Образы отзывчивого соседа и его лесных помощников послужат примером человечности и будут способствовать нравственному воспитанию. Кроме того, эта история несет не только поучительную информацию, но и знакомит малышей с лесными жителями.
-
Литературно-музыкальная гостиная. Поэты Севера о Великой Отечественной войне 2021
Литература и искусство всегда выступали как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт, и около четырехсот из них не вернулось. По горячим следам войны прозаики и поэты создавали свои произведения. Литература и искусство всегда выступали как хранители памяти поколений. Более тысячи писателей ушли на фронт, и около четырехсот из них не вернулось. По горячим следам войны прозаики и поэты создавали свои произведения. Прошло много лет, как закончилась война. Время заровняло окопы, колосятся хлеба на полях былых сражений, заново отстроены разрушенные фашистами города и сёла. Следы войны исчезают с лица Земли, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах.