Развитие смыслового чтения как актуального направления современной педагогики

Разделы: Литература

Ключевые слова: смысловое чтение


Главная цель Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, формирование умения учиться. Важна прежде всего личность самого ребенка и происходящие с ней изменения. Современное обучение не останавливается на обучении навыку чтения. Чтение является инструментом для развития совокупности компетенций, необходимых обучающемуся. Поэтому получение информации с помощью осмысленности чтения должно совершенствоваться всю жизнь учитывая различные условия взаимодействия с окружающим миром.

ФГОС ООО описывает метапредметные результаты освоения образовательной программы в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами». Современный ученик добывает новые сведения благодаря поиску в различных источниках: учебниках, энциклопедиях, дополнительной литературе и сети Интернет. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, понимание его смыслового содержания. Это диктует необходимость использовать - смысловое чтение.

По Алексею Алексеевичу Леонтьеву смысловое чтение- процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно- смысловые установки в соответствии с коммуникативно- познавательной задачей.

Смысловое чтение требует ряд метапредметных умений и навыков:

  • умение осмыслить цель чтения и выбрать вид чтения отталкиваясь от цели;
  • ориентирование на необходимую информацию из воспроизведенных или прочитанных текстов вне зависимости от жанра;
  • ранжирование степени важности полученной информации;
  • умение ориентироваться при восприятии текстов различных стилей.

Для формирования этих УУД необходимо использовать учебники нового поколения. Главным требованием является системно-деятельностный подход п в основе изложения учебного материала. Он транслирует средства, методы, алгоритмы, приемы получения компетенций, т.е. организуют качественный процесс работы с текстом.

Выделяют следующие виды смыслового чтения:

  • Просмотровое чтение - вид работы, когда необходим поиск заданной информации или утверждения в указанном тексте.
  • Ознакомительное чтение - вид чтения, определяющий алгоритм выделения главного замысла автора, конкретизация ключевой информации.
  • Изучающее (критическое) - вид смыслового чтения, требующий поиска полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация с учетом цели. Осваивая изучающее чтение, школьники учатся ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию.
  • Рефлексивное (вдумчивое, медленное, художественное) чтение - читающий предугадывает дальнейшие события, прочитав заголовок или по ходу чтения, при рассмотрении иллюстрации, понимает основную мысль текста, прогнозирует содержание по ходу чтения; анализирует изменение своего эмоционального состояния в процессе чтения.

Используя данные виды чтения, мобилизуем «зону ближайшего развития» обучающихся. Именно ФГОС НОО требует смены видов познавательной деятельности, которые являются залогом результативности образовательного процесса. Это становится возможно при обдуманном выборе методов смыслового чтения:

  • Умение анализировать представленное задание.
  • Поиск ответов на поставленные вопросы (в письменной и устной форме).
  • Конкретизация последовательности происходящих событий в тексте.
  • Умение сформулировать первичные выводы после прочтения.
  • Создание таблицы по прочитанному тексту с распределением содержания информации по необходимым графам.
  • Проведение анализа иллюстрации с представленным текстом.
  • Объяснение позиции героя произведения с помощью прочитанного текста.

Данный вид познавательной деятельности требует поэтапного формирования умений и навыков смыслового чтения

Соблюдая принцип научности, навык смыслового чтения необходимо внедрять в системе, постепенно усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Согласно стандарту начальной школы использую системно-деятельностный подход: стараюсь дать детям возможность принятия самостоятельных решений, подталкиваю, направляю их в работе и жизни. По моему мнению, лучше создать проблемную ситуацию, стимулировать скрытый потенциал ребенка, дать возможность взаимодействовать в группе, т.к. самостоятельно доказанное правило усвоится лучше и применяется чаще.

Стоит отметить, что смысловое чтение не ограничивается уроками чтения- это метапредметное действие необходимое при всех видах деятельности урочной и внеурочной. Умение «читать между строк» является ведущим при работе с текстами, обучающими добру, душевной теплоте. Детям ближе образы реальных мальчишек и девчонок, которые проживают подобную жизнь. Изучая тексты, стараемся анализировать возможные последствия поступков.

Особую роль на уроках отвожу приемам по формированию смыслового чтения.

Прием толстых и тонких вопросов Тонкие - предполагают односложный ответ (Кто на картинке?). Казалось бы повсеместно введено требование полных - развернутых ответов , но именно в этой ситуации дети испытывают сложности в сокращении объема информации, конкретизации своего вопроса. Толстые вопросы - это развернутый ответ, требует аргументированности своего выбора. Объясни, почему героиня «Лягушка-путешественница» из сказки Гаршина не попала на юг?

Дерево предсказаний - эффективное средство для развития воображения- когда дается начало материала, а детям представляется возможность домыслить - продолжить.

Чтение с пометками «INSERT» (маркировка текста значками)

Где

  • «*» - уже знал
  • «+» - новое
  • «-» - думал иначе
  • «?» - не понял, есть вопросы

Верные и неверные утверждения- часто используются в математике в логических задачах на высказывания.

Лови ошибку на этапе обобщения сталкиваемся с заведомо ложным высказыванием-вопросом. Выясняем, смогут ли дети поймать ошибку?!

Кластер - в символичной форме составление общей картины, определяющей неизвестное понятие.

И в заключение хотелось бы сказать, что на современном этапе общедоступной информации меняется цель педагогической деятельности. Получить знания теперь можно повсеместно, а вот отобрать необходимое - отсечь несущественные факты и выделить основной смысл должен научить педагог. Возможно именно с помощью смыслового чтения.

Список используемых источников

  1. Безруких М.М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе.URL: http://nsc.1sept.ru/
  2. «Планируемые результаты начального общего образования. Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 120 с.
  3. Титаренко Н.Н., Ашмарина В.Н., Пинженина С.В. Методическое пособие для учителей и родителей. - Екатеринбург: АНО «Центр Развития Молодёжи», 2013 г.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.