Ф.А.Абрамов нравственные проблемы рассказа «О чем плачут лошади»

Разделы: Литература

Ключевые слова: Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади»


Цель:

Обучающие:

  • познакомить с биографическими данными Ф.Абрамова;
  • продолжить формирование умений анализировать на примере рассказа "О чём плачут лошади";
  • проследить, как решается автором проблема нравственного выбора.

Развивающие:

  • продолжить развитие у школьников умения выделять главное, существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли;
  • развивать эмоции учащихся, их коммуникативные умения, навыки чтения, рассказывания; активизировать познавательный интерес.

Воспитательные:

  • содействовать в ходе урока гуманистическому характеру обучения личности (воспитание у учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других, умения чувствовать и слышать собеседника)
  • продолжить работу по воспитанию патриотических чувств.

Оборудование: текст рассказа (учебник Коровина В.Я. Литература. 7 класс), мультемедийный проектор, экран, компьютер, 2 презентации, музыкальное сопровождение.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Применить: проблемное обучение, игровые технологии, информационные технологии, дифференцированный подход в обучении, работа в группах, здоровьесберегающие технологии.

Ход урока

I. Организационный момент

Слово учителя: Приветствую учащихся, определяю присутствующих, проверяю готовность к уроку, организую внимание учащихся.

Итак, мы начинаем.

II. Подготовка к усвоению материала

1. Презентация №1 (полностью) о лошадях (музыкальное сопровождение Любэ «Конь»)

2. Слово учителя. Сообщение темы урока.

- Вы посмотрели презентацию. Это своеобразный эпиграф нашего урока. Сегодня мы с вами затронем тему деревни. И тема нашего урока Нравственные проблемы рассказа Федора Абрамова «О чем плачут лошади».

Презентация №2

Слайд 1. Тема выводится на экран

Слайд 2. Постановка проблемного вопроса

- Обратите внимание, что в название рассказа содержится утверждение, а не вопрос. То есть автор хотел донести до читателя трагедию лошадей, а через них трагедию современного мира. И наша задача читателя понять и принять все сказанное автором. Цель нашего урока - ответить на вопрос «О чем плачут лошади?»

Вывод проблемного вопроса на экран.

III. Доклад о биографии писателя

Имя Федора Александровича Абрамова для нас новое. Сейчас мы с вами послушаем доклад о биографии этого писателя.

Слайд 3, 4. На экран выводится портрет Ф.А.Абрамова

Доклад делает заранее подготовленный ученик.

Примерный текст доклада.

Родился Федор Александрович 29 февраля 1920 года в далёкой северной деревне Верколка, отгороженной от города бескрайними лесами, болотами, озёрами.

В Пинеге, как в зеркале,
Отразилась Верколка,
Отразилась Верколка -
Русское село.
Тишина заветная,
Терема столетние.
Семьи многодетные -
Так уж повелось.
Лесом заворожено,
Снегом припорошено,
Дождиком умытое,
Богом позабытое
Русское село.
Поздно как-то, рано ли,
Но в семье Абрамовых
Появился сын.
Родился он с норовом,
Прозывался Федором.
К Пинеге он с вёдрами
За водой ходил.
Чистая водица,
Сполохи зарницы,
Сиверко, метели -
Годы пролетели.

Только в 18 лет будущий писатель впервые увидел город, железную дорогу, поезд, трамвай, театр. Его поразило и надолго насторожило городское многолюдье, где даже в одном доме люди не знают друг друга.

Детство и юность, проведённые в далёкой таёжной глуши, были нелёгкими. Большая многодетная, рано осиротевшая семья. Отец умер, когда мальчику не было и двух лет. Трудное полуголодное детство и юность закалили характер. Трудолюбие, воля, упорство - от тех детских лет. А душу Абрамова формировали требовательная мать, староверка, ещё более набожная тетушка и местный святой - отрок Артемий Праведный, убитый молнией в 12 лет, известный своим благочестием, послушанием, кротостью, трудолюбием. Поначалу Федор Абрамов хотел во всём походить на Артемия.

Но жизнь сложилась иначе. Школьные годы, комсомольская юность заглушили на время детские впечатления. Романтика революции, героика гражданской войны вошли в сознание подростка.

Затем Абрамов поступает на филологический факультет Ленинградского университета. Но начинается ВОВ, и Абрамов уходит защищать Ленинград. Получает тяжелое ранение, и его через Ладогу отправляют в тыл.

Был наукой учёный,
Был войной измученный,
Чуть не похороненный,
Только повезло:
Птица деревянная,
Счастье окаянное
Иль здоровье славное -
Что тогда спасло?

После госпиталя получает отпуск по ранению и едет в родное Пинежье (1942 г.).

Но дома он не находит душевного покоя, так как видит, как голодные, разутые дети, женщины и старики взвалили на себя всю мужскую работу в поле, в лесу, на сплаве.

После войны окончил университет, аспирантуру, работал на кафедре советской литературы. Писал только по вечерам и в выходные дни.

Трудной была и писательская судьба. Он говорил: "Меня били! Крепко били". Первый роман был одобрительно встречен критикой. Последующие книги восторженно принимались читателями и негативно официальной критикой. А сколько произведений не было опубликовано при жизни, "зарезано" цензурой! А сколько было сделано цензурных изъятий в опубликованных книгах! Каждое цензурное изъятие писатель воспринимал трагически. Это и было главной причиной того, что Федор Абрамов так рано ушёл из жизни. А произошло это 14 мая 1983 года.

Абрамов большинство своих творений посвятил деревне, простому человеку. Многие авторы создавали произведения, в которых говорилось, что в деревне всё хорошо. Это не соответствовало действительности. Эти писатели признавались официальной критикой. Федор Абрамов критиковал такие произведения, а в своих романах и повестях рассказывал правду. Он всегда трезво смотрел на народ, не идеализировал его, но и не преуменьшал его достоинств: "Нет, и народ, как сама жизнь, противоречив. И в народе есть великое и малое, возвышенное и низменное, доброе и злое". (При подготовке использовала материал, помещенный в журнале "Литература в школе" № 2 , 2000 г.: статью Л.В.Крутикова - Абрамова "Ищите праведный путь", стихотворение В.Токман).

IV. Беседа по произведению

1) О чём этот рассказ? (О горькой судьбе лошади в современном обществе).

2) Работа с текстом и беседа.

- Какие чувства вызывали у рассказчика лошади? Найдите в тексте слова автора. (С. 161).

- Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно, небрежно относится к этим животным)

Слайд 5 Образы доходяг и кляч.

- Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово "лошадь"? (Добро, тепло; нежное, сильное животное; незаменимая помощь; быстрое передвижение…).

- В каком рассказе мы уже встречали что-то похожее: герой обижает коня, и на земле в наказание наступает вечная зима? (К.Паустовский "Тёплый хлеб").

- Какие сказочные черты присутствуют в этом рассказе? (Диалог рассказчика и лошади Рыжухи на человеческом языке).

- Чем Рыжуха отличалась от других лошадей, доходяг и кляч? Найдите в тексте ответ на вопрос. (Чистая кобылка; сохранила свой весёлый, неунывающий характер. Примеры из текста, с. 161-162).

Слово учителя. Обратите внимание на то, что автор проводит параллель между лошадьми и людьми: есть люди, которых жизненные неурядицы изменяют в худшую сторону, а есть те, кто борются с трудностями и сохраняют силу духа, не вешают нос.

Физультминутка

Зарядка для мышц, зарядка для глаз

V. Инсценировка эпизода «Разговор рассказчика с Рыжухой»

Слово учителя. - И вот с этой самой Рыжухой начал разговор рассказчик. Давайте посмотрим, как это было.

Инсценировка

- Рыжуха, Рыжуха... Да это же я... я...

- Рыжуха, Рыжуха, да что с тобой?

- Ну, хорошо, у тебя горе, у тебя беда. Но ты можешь сказать, в чем дело?

- У нас тут спор один был...

- У кого - у нас?

- У нас, у лошадей.

- У вас спор? О чем?

- О лошадиной жизни. Я им сказала, что были времена, когда нас, лошадей, жалели и берегли пуще всего на свете, а они подняли меня на смех, стали издеваться надо мной... - и тут Рыжуха опять расплакалась.

Я насилу успокоил ее. И вот что, в конце концов, рассказала она мне.

На дальнем покосе, с которого только что вернулась Рыжуха, она познакомилась с одной старой кобылой, с которой на пару ходила в конной косилке. И вот эта старая кобыла, когда им становилось совсем невмоготу (а работа там была каторжная, на износ), начинала подбадривать ее своими песнями.

- Я в жизни ничего подобного не слыхала, - говорила Рыжуха. - Из этих песен я узнала, что были времена, когда нас, лошадей, называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами. И когда я слушала эти песни, я забывала про жару, про оводов, про удары ременки, которой то и дело лупил нас злой мужик. И мне легче, ей-богу, легче было тащить тяжелую косилку. Я спрашивала Забаву - так звали старую кобылу, - не утешает ли она меня. Не сама ли она придумала все эти красивые песни про лошадиное беспечальное житье? Но она меня уверяла, что все это сущая правда и что песни эти певала ей еще мать. Певала, когда она была сосунком. А мать их слышала от своей матери. И так эти песни про счастливые лошадиные времена из поколения в поколение передавались в ихнем роду.

- И вот, - заключила свой рассказ Рыжуха, - сегодня утром, как только нас вывели на луг, я начала петь песни старой кобылы своим товаркам и товарищам, а они закричали в один голос: "Вранье все это, брехня! Замолчи! Не растравляй нам: душу. И так тошно".

- Скажите мне... Вы человек, вы все знаете, вы из тех, кто всю жизнь командует нами... Скажите, были такие времена, когда нам, лошадям, жилось хорошо? Не соврала мне старая кобыла? Не обманула?

VI. Беседа по вопросам

- Как отреагировал человек на вопрос Рыжухи? Найдите в тексте подтверждение.

(Он отвел глаза в сторону стр.164)

- Как жилось раньше лошадям. Вспомните, что об этом говориться в тексте?

Пересказ текста стр. 164

- А как им живется теперь?

VII. Творческая работа. Работа в группах

1. Слово учителя.

Весь класс поделен на группы. В каждую входит 4 человека. У групп есть руководители. Ваша задача обсудить в группах следующие вопросы и в заключении письменно ответить на самый главный вопрос: О чем плачут лошади?

2. Слайд 6,7

- Какие отношения были раньше между героем и Рыжухой?

- На чём основывается дружба?

- Почему в конце рассказа дружба между лошадью и человеком разладилась?

- Неужели герою так трудно было сказать, что времена, о которых рассказала старая лошадь, были?

- Легко ли даётся герою это молчание?

- Так о чём плачут лошади? (письменно)

VIII. Рефлексия

Слово учителя. Давайте послушаем выступления руководителей групп и сделаем совместные выводы.

Заслушиваются письменные работы.

Один ученик делает выводы.

О чем плачут лошади.

Они плачут о людской неблагодарности. Когда лошади были нужны для удовлетворения человеческих нужд, их холили и лелеяли. Но как только потребность в этих благородных животных отпала, люди просто перестали о них заботиться в должной мере.

Слово учителя. И рассказчик понимает это. Но боится сказать вслух об этом Рыжухе и другим лошадям. И тем самым предает дружбу и рвет связь между собой и Рыжухой. А это ли не нравственная трусость?

Вот об этом вам предстоит подумать дома.

Домашнее задание. (Дифференцированное)

Слайд 8

Дома вам предстоит письменно ответить на вопросы учебника стр. 167 (Совершенствуйте свою речь)

Вам предоставляется выбор.

Для тех, кто оценивает свои силы на «3» или «4» - вопрос №1.

Для тех, кто на «4» или «5» - вопрос № 2.

Слово учителя - оценки за урок.

Литература

  1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс. Учеб. для общеобразовательных учебных заведений. В 2 ч. Ч 2. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе, 7 класс. - М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  3. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/
  4. http://fabramov.ru/