Развитие творческих способностей детей на уроках литературного чтения

Разделы: Литература


Один из важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве детей и значении творческой работы для общего развития ребёнка. Существует распространённое мнение, что творчество является уделом избранных и что только тот, кто одарён особым талантом, должен его развивать в себе и может считаться призванным к нему. Однако этот тезис является спорным, а с точки зрения школы недопустимым. Творчество живёт в большей или меньшей степени в каждом ребёнке. Мы находим у детей творческие процессы уже в самом раннем их возрасте. Лучше всего они выражаются в играх детей. И цель учителя - сделать творчество нормальным и постоянным спутником детского развития.

Ребёнок сочиняет…

Рассказал какую-то неслыханную сказку, выдумал историю, «написал» стихотворение - это не такое уж редкое явление в современной жизни. Но что стоит за этим? И как нам, взрослым, относиться к этим сочинениям?

Его, т.е. сочинительство, надо поощрять, поддерживать и, конечно, развивать в школе вне зависимости, получится из ребёнка литератор или нет. Ведь «если в мире есть вещи, достойные названия «чудо», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них» (Л.Успенский) Более того, нужно, чтобы и те дети, которые не пытаются сочинять по собственной инициативе, с нашей помощью прошли школу литературного творчества, ощутили его трудные радости, сделали свои первые шаги к самовыражению в слове. Естественно, облегчает достижение результата здесь то, что «задолго до школы ребёнок практически владеет всей грамматикой родного языка, но он не знает, что владеет. Эти операции неосознаны. Пусть ученик на уроках удивится, порадуется, начнёт уважать себя за знания и умения, которые, как оказывается, уже есть. Тогда он с большей охотой, более уверенно двинется вперёд, за новыми открытиями, а открывая, постепенно станет произвольно оперировать своими собственными умениями. Так они перейдут «из бессознательного автоматического в план произвольный, намеренный и сознательный» (Л.С.Выготский)

Ещё в 30-е годы талантливый педагог М.А.Рыбникова сформулировала цель и путь творческого обучения: «От маленького писателя к большому читателю». А ведь большой читатель, о встрече с которым мечтает каждый писатель , это и есть человек, способный к сотворчеству, человек с развитым вкусом, воображением, чувством слова. Вот почему чрезвычайно современным является создание в настоящее время учебников и программ по начальному литературному образованию, часть из которых уже внедрена в практику работы учителя. Эти учебники нового поколения убедили меня, что ранее интуитивно мною был выбран верный путь в обучении детей литературному чтению и творчеству. И что самое важное - содержание этих учебников вызывает живой отклик у детей, потому что в них заложена система «выхода» за рамки учебника в мир литературы. Так, на одном из уроков в 3 классе я попросила детей выразить своё отношение к одному из разделов учебника «Всё тайное становится явным», задав начальную строку: «Когда была я маленькой…». И вот что они мне написали:

Моя тайна

Когда была я маленькой,
То мама говорила мне:
«Расти послушной,доченька
И сбудутся мечты.

И все твои желания
Исполнит в ночь волшебную
Забавный, бородатенький
И добрый Дед Мороз.

Росла и в сказку верила.
Письмо писала дедушке
И каждый год под ёлкою
Подарок ждал меня.

Но вот однажды девочка
На улице сказала мне,
Что это папа с мамою,
А Дед Мороза нет.

Подумав, я поверила,
Хотя чуть-чуть расстроилась,
Но вот сестрёнке маленькой
Об этом расскажу.

Я не скажу родителям,
Что тайну эту знаю я,
А у сестрёнки выспрошу,
О чём её желание,
И в то письмо с желанием своё я положу.
(Фокина Катя)

Литература - это вдохновение.

Лето

Лето - чудная пора,
Это знает детвора.
Летом можно долго спать
И на улице гулять.
А ещё в реке купаться,
Бултыхаться и плескаться,
Грибы в лесочке поискать,
В ведро ягоды набрать.
Можно просто отдыхать
И на солнце загорать.
Хочешь - книжку почитать,
А ещё порисовать.
(Бунтовских Алиса)

Действительно, эти учебники помогают детям в их первых шагах на пути к красоте слова, приобщают их к огромному и прекрасному миру искусства. Поскольку, с одной стороны, они нацелены на воспитание уважения к художественному произведению, на формирование удивления и восхищения перед тайной литературного творчества, а с другой стороны, перекидывают мостик к восприятию красоты мира живописи и музыки.

На уроках литературного творчества, по словам Ш.А.Амонашвили, чтобы «воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества», должен создать «… такие условия, чтобы искорки их мыслей образовали царство мысли, дать им возможность почувствовать себя в нём властелином». Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - порыв к добру и красоте, а ещё чувство тайны, которую хочется разгадать. Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного учителя. Ребёнок - соавтор… Роль учителя - создать обстановку отсутствия страха перед высказыванием, пробудить в нём фантазию, укрепить присущую возрасту творческую свободу и веру в свои силы, подвести его к мысли, высказанной Уолтом Уитменом: «Ни у кого нет таких дарований, которых бы не было у тебя, ни такой красоты, ни такой доброты, какие есть у тебя, ни дерзанья такого, ни терпенья, какие есть у тебя!» Удалось ли мне этого достичь, можно судить по работам детей на разнообразные темы: «Когда я был маленьким», «Проба пера», «Зачем человеку сказки», «Мои меньшие друзья», «Вредные советы, или дети советуют…», «Смешные случаи моё жизни», «Сказка - ложь, да в ней намёк…». Насколько же по-разному работает фантазия детей:

Пластмассовая лисичка

Жила-была пластмассовая дощечка… Уж как ей хотелось стать лисичкой. Её услыхала добрая фея. И превратила в маленькую лисичку. Но предупредила:

- Тебе нельзя быть рядом с огнём, потому что ты мгновенно расплавишься.

Как-то лисичка гуляла по лесу и увидела пожар. Там в огне была такая же лиса. Лисичка вспомнила, что ей сказала фея, но прыгнула в огонь. Пока она спасала, сама растаяла.

Лисичка, которую спасли, оказалась ручной. Она побежала к хозяину и всё объяснила ему. Хозяин надел перчатки и вылепил из пластмассы лисичку. Но она не шевелилась. Фея превратила её в настоящую. Лиса жила вместе с хозяином и подругой. (Еретенко Ксения)

Детство

Когда я был маленьким. то целыми днями играл в игрушки. Самыми любимыми были машинки. А ещё мне нравилось строить. я строил из кубиков дома, из конструктора - замки, а из тряпок я делал себе комнату. Она была под столом, там лежал матрац, простыни, подушки, одеяло и всё это закрывалось шторами. Мама говорила, что когда я вырасту, то буду строителем. (Величко Максим.)

В тайге

Наконец-то утро. Мы пошли в лес за брусникой. идти надо было в гору. Мы шли по грязи и по лужам. Наконец-то нашли поляну с брусникой. Мы собирали ягоду, как услыхали, что кричит медведь. Мы испугались. Но потом он перестал кричать. И мы пошли дальше собирать бруснику. Мне понравилась тайга. (Григорьев Дмитрий)

Вредные советы

Бей друзей без передышки,
Каждый день по два часа.
И твоя мускулатур
Станет крепче кирпича.
(Пономарёва Катя)

Если ты кусочек масла
на колени уронил
И нечаянно размазал
По своим штанам его.
Положи на это место
Два кусочка колбасы
И накрой листом салата,
Чтоб украсил бутерброд.
(Ма-тэ Рита)

Но важно не только разбудить в детях желание свободно высказываться на любую тему, но и обогатить их красотой слов, которые, по словам К.Паустовского, «… то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают , как первый лёд». Так, мною было дано задание детям найти самое красивое, по их мнению, описание леса. И надо было видеть, с каким волнением, старанием они говорили о лесе словами М.Пришвина, К.Паустовского, И.Бунина. Или во время экскурсии предлагаю детям задание: описать то, что мы видим.

- Мне кажется, что облака сегодня напоминают белые корабли в океане.

Следующий ребёнок должен продолжить эту тему. И так по кругу. В результате получается не только красочный рассказ об облаках (дереве, ручье…), но и пополняется словарный запас каждого ребёнка. Эта игра будит образное мышление детей, и рассказы озаряются вспышками детской фантазии. Другой вариант игры: предлагаю детям продолжить или начать предложение. Например:

- Когда я прикасаюсь к чистой прозрачной воде…

- Капли дождя на стекле словно…

- … похожий на огромный разноцветный шар.

Или прошу детей подобрать удачное сравнение:

- Я похож на ветерок, дующий…

- Моё сердце бьётся как…

На уроках литературного чтения мы часто бываем на заочных экскурсиях в картинной галерее, в художественном музее. Здесь дети знакомятся не только с различными авторами и содержанием шедевров живописи, но и при соответствующем эмоциональном настрое, формируемом учителем, пропускают жизнь картин через себя. Потому что смотреть и видеть - разные вещи и редко совпадающие. Так, познакомившись с картиной Дюрера «Заяц», дети настолько глубоко и естественно «вошли» в неё, что передали мне своё ощущение о том, насколько гладкая и мягкая шерстка у зайчика при поглаживании рукой, холодный, влажный нос, упругие, колкие усики, услышали его ровное, спокойное дыхание, прониклись жалостью к его беззащитности и одинокости… Иные чувства у них возникли при знакомстве с картиной «Травы» того же автора. В обильном разнотравье дети ощутили невидимую жизнь; лёгкий ветерок, жужжание пчёл, треск кузнечиков, писк комариков, журчание ручейка, пряность запахов, мягкую шелковистость травы и колкость отдельных травинок. При этом некоторые дети рассказали о том, что автор писал эту картину сидя и даже лёжа, так как им передано величие каждой травинки, похожей здесь на дерево. Этот эмоциональный настрой позволил мне достичь ещё большего эффекта, когда я ввела детей в проблемную ситуацию, сказав:

- Закройте глаза. А теперь представьте себе, что по этой траве проехала машина! Что вы ощущаете?

В классе воцарилась тишина, потом - взрыв впечатлений детей:

- Как жалко всех, кто жил в траве…в ручье…

- Могут погибнуть в гнезде птенцы жаворонка…

- Может погибнуть такая травка, которой уже не будет на земле…

- Мне стало страшно, что останется одна колея.

Так дети непроизвольно, через чувства ощутили и использовали ещё одно качество слова - его силу. Важен и нравственный итог этого приёма: мы пришли к выводу: мир нуждается в твоей защите.

Так где же начало, где истоки эстетического восприятия мира? Убеждена , что, чем раньше ребёнок научиться восхищаться, удивляться и радоваться всему живому, понимать язык природы, передавать увиденное людям, тем ярче и чище он будет.

Зимнее окно

Рисовал мороз узоры
Под наши любопытны взоры.
Оленёнок под елью лежит,
И ёжик свой дом сторожит.
На окне красоты небывалой
Распустился цветочек - весь алый,
В лучах восходящего солнца,
Упавших на наше оконце.
(Суслова Саша)

Подснежник

Солнышко растопило снежинку на верхушке сосны. Упала горячая капелька на снег. Она пробила сугробы и сухую траву. Там, где она упала, снег растаял, и сквозь него пробилась жёлтая любопытная головка на тонкой зелёной шейке. Это был первый весенний цветок - подснежник. Он обрадовался тёплому солнышку и широко улыбнулся, раскрыв свои лепестки. Вместе с ним весне обрадовались птички и запели звонко и красиво. (Уданенко Диана)

Вместе с детьми мы открыли и поэта Дмитрия Кедрина, с его неповторимыми красочными стихами, и писателя Сергея Козлова, который учит нас через сказки и сьтихи быть исследователями красоты, обнаруживать её там, где обычно мы её не видим. Дети неоднократно изъявляли желание инсценировать эти сказки.

Приобщение детей к искусству - это и знакомство с истоками народной культуры. Ведь «во все времена именно молодое поколение продолжает культуру своего народа. Национальная культура - это и уклад жизни, и образ чувствований, и язык» (Е.Л.Дзятковская).

Участие детей в праздниках Рождества, Масленицы, экскурсии в музей деревянного зодчества в Тальцах, новогодние праздники с участием героев сказок запали им в души и, несомненно, духовно обогатили. Экскурсии в музей природы, на Байкал никого не оставляют равнодушными.

Байкал

Давайте поприветствуем Байкал!
С годами восхищать не перестал он.
И летом красив, и во льду
Сверкает он так величаво,
Качая корабль у причала.
(Рыбин Иван)

И это всё - источник вдохновения для меня как для учителя. И как тут не вспомнить слова Ш.А.Амонашвили: «Прожить своё утраченное детство со своими ребятишками есть единственная роскошь, которая допустима в жизни учителя».