Урок литературы в 7-м классе по рассказу О.Генри "Дары волхвов"

Разделы: Литература

Класс: 7

Ключевые слова: О.Генри, О.Генри «Дары волхвов»


Учебный предмет

Литература

Класс

7

Тема урока

«Сокровища души»

Цели и задачи

Познакомить с творчеством О.Генри, научить анализу новеллы, сформировать эмоционально-ценностное отношение к авторской позиции.
Определить идейно-художественное своеобразие рассказа О.Генри, сформировать умение выявлять авторскую позицию; повторить термины: новелла, тропы, деталь.
Развивать умение аргументированно выражать собственное мнение.
Воспитывать способность понимать окружающих, формировать нравственные ценности на примере героев новеллы

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые результаты

Предметные: расширить представления о творчестве зарубежных писателей, закрепить понятия «новелла», «деталь», «тропы»;
Метапредметные: навыки обсуждения, ведения диалога, аргументированной позиции
Личностные: планирование деятельности, контроль, оценка результатов деятельности

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, индивидуальная, фронтальная, групповая.

Основные термины и понятия

Новелла, тропы, деталь, волхвы

Образовательные ресурсы

Интернет-ресурсы

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация « Жизнь и творчество О.Генри»

Оборудование

Экран, проектор, компьютер, карточки с заданиями.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Мотивация обучающихся на достижение цели

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Проверяют рабочее место, наличие всех необходимых принадлежностей к уроку.

Личностные: ответственно относятся к учебе.

2. Актуализация знаний Читает эпиграф к уроку:
Вы ждёте сокровищ, которые, как манна небесная, упадут к вам в виде золотых долларов или хрустящих кредиток, а между тем у каждого из вас есть огромные сокровища, которые вы мало цените.
О.Генри
Слушают учителя.
Ребята, вы любите получать подарки? Когда и кто вам их дарит? Составьте кластер с о словом дар. Составление кластера
Дар - любовь, дружба, симпатия,
Метапредметные: умение вступать в диалог, аргументировать собственное мнение

Вы знаете, что в католических странах сильны традиции рождественских подарков. Напомните, в связи с чем появилась эта традиция.

Монологический ответ: Историческая справка о Рождестве и волхвах.
Работа со справочной литературой.

Познавательные: умение искать информацию, анализировать, строить логическую цепь рассуждения

3. Открытие нового знания

- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
- Правильно, о дарах, дарах волхвов.
-Так какая же тема сегодняшнего урока?

Сформулируйте задачи урока.
Знакомство с рассказом О.Генри, закрепление навыков анализа произведения.

Слушают учителя.

Формулируют тему урока.

Высказывают своё мнение.
Формулируют задачи урока.

Личностные: ответственно относятся к учебе.

Метапредметные: умение вступать в диалог, аргументировать собственное мнение

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Перед вами задача: во время чтения рассказа определить отношение автора к Делле и Джиму.
Стадия осмысления. Чтение рассказа «Дары волхвов». Остановка на словах: «Джим увидел Деллу и не мог ничего сказать, только смотрел…»

Слушают учителя.

Личностные: ответственно относятся к учебе, имеют мотивацию к учебной деятельности.

Организует работу в группах.
1 группа: Что ожидает героя в рождественский вечер? С каким настроением Джим возвращается домой?

2 группа: Что мог почувствовать Джим, увидев Деллу с короткой стрижкой?

3 группа: О каком подарке мечтала Делла?

4 группа: Найти в тексте детали, передающие отношение автора к героям.

Работа с текстом.
Слушают учителя, работают в группах.

Читают рассказ в учебнике, выбирают цитаты.

Сравнивают, анализируют героев, отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся высказывают своё мнение.
Слушают ответы других групп, отвечают на поставленные вопросы.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности.

Познавательные: умеют характеризовать героев произведения.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют слушать одноклассников и учителя; правильно рассуждать и находить ответы на вопросы.

Динамическая пауза

ФИЗМИНУТКА

Выполняют упражнения вслед за учеником.

Регулятивные: Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений одноклассником.

4. Применение полученных знаний на практике

Общее задание для всех учеников: закончить рассказ от слов: «Джим увидел Деллу и не мог ничего сказать, только смотрел…»

Слушают задание, выполняют творческую работу.

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной деятельности.
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечают способы их устранения.
Личностные: формируют собственное мнение,
Познавательные: находят позицию автора.

Итак, прочтите свои варианты концовки рассказа.
А вот что написал автор.
Учитель читает заключительные строки рассказа «Дары волхвов»
Слушают текст рассказа.
5. Итог урока

Организует подведение итогов.

- Что имел в виду О.Генри, говоря: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного»? О каком даре идёт речь?
- По какой причине писатель назвал свой рассказ «Дары волхвов»?
- Почему он считает волхвами людей, подобных герою и героине рассказа?
- Как вы понимаете смысл фразы: «… из всех дарителей эти двое были мудрейшими»?

Отвечают на вопросы.

Познавательные: умение анализировать произведение, давать характеристики героям, выявлять авторскую позицию.

Личностные: формирование активной жизненной позиции

Рефлексия

Составьте синквейн.

- Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами хорошо поработали. Оцените свою деятельность.
- В чем была сложность при выполнении заданий?

Составляют синквейн.

Анализируют свою работу, оценивают её.

Личностные: проявление самостоятельности в приобретении новых знаний

Личностные: способность к самооценке

Домашнее задание

Даёт задание на дом: сочинение-миниатюра, ответ на вопрос «Почему рассказ О.Генри назван именно так?»

Записывают домашнее задание.