Методическая разработка метапредметного урока «Машина времени на планете. Миф или реальность?»

Разделы: Математика, География, Литература, Общепедагогические технологии


В курсе географии 8 класса есть тема «Часовые пояса Земли», в которой учителю необходимо познакомить обучающихся с линией перемены дат на планете. Как правило, данный материал усваивается непросто, ведь при изучении темы мало владеть основами естественнонаучного мышления, необходимы математические знания, которые должны быть актуализированы на уроке и должным образом применены. Кроме того, в целях эмоционального включения учеников в данный урок можно использовать литературные произведения, в сюжете которых присутствует заданная тема.

Предметы: география, математика, литература

География - фундаментальная наука, математика - прикладная наука, литература - предмет, расширяющий содержательную часть урока географии, заинтересовывающий обучающихся яркими примерами из художественных произведений. Совмещая данные предметы в один урок, мы формируем единую целостную и эмоционально наполненную картину мира.

Идея урока: Очевидное и Невероятное

Проблемный урок, в котором ученики знакомятся с линией перемены дат и с помощью выполнения практической работы приходят к знанию о том, почему по разным сторонам линии перемены дат разное время.

Понятие невероятное раскрывается в качестве постановки проблемного вопроса. Для того чтобы вызвать интерес к теме, ученикам раздаются фрагменты судового журнала, где из описания моряков следует информация о потерянном дне при переходе через линию перемены дат.

Понятие очевидное раскрывается с помощью выполнения практической работы «Соотношение круговой шкалы, координатной прямой с линией экватора». В процессе выполнения работы по вариантам ученики понимают, что на Земле принят единый расчет времени и на линии перемены дат в западном и восточном полушарии разное время.

Реквизиты урока (какими знаниями и умениями должны обладать школьники перед изучением данной темы)

Предметные умения и навыки:

  • География: знать определения: меридианы и параллели, 0 меридиан, поясное время; понимать, что в 1 часе 15 градусов; уметь работать с контурными картами.
  • Математика: уметь работать с круговой шкалой (тригонометрическая окружность); определять координаты по круговой шкале; понимать периодичность круговой шкалы; выполнять элементарные математические вычисления с именованными величинами.
  • Литература: уметь читать текст, выделять основную мысль, ключевые слова.

Метапредметные умения и навыки:

  • умение проецировать полученные из текста знания в разные предметные области;
  • умение анализировать данные, полученные на основе произведенных расчетов, и применять их.

Личностные умения и навыки:

  • умение работать с соблюдением регламента времени;
  • умение работать в группах/парах;
  • умение выражать собственную позицию и выслушивать точку зрения других людей.

План урока

Подробный план урока (Приложение 1)

Информационные и материальные ресурсы

  • Информационные ресурсы - мультфильм «Вокруг света за 80 дней», текст «Потерянный день» (Приложение 2), самостоятельная работа (Приложение 3 и Приложение 4), контурные карты.
  • Материальные ресурсы - компьютер, проектор.

Возможные трудности

  • У детей отсутствует жизненный опыт и прочные знания для решения проблемы.
  • Технические проблемы.

Интеграционная связь предметов в уроке

Каждая наука, к какому бы циклу наук она ни относилась, имеет прикладной аспект. Такова сквозная линия всего научного знания, любой ее целостной в предметном отношении части. Наряду с этим имеется особая отрасль научного знания - практические науки, где прикладной аспект является предметом исследования. На представленном уроке математика выступает как прикладной аспект географии, так как именно при помощи математических методов создается образ планеты Земля в целом. Использование более точных, по сравнению с описательными методами в географии, математических средств познания, позволяет получить более четкий анализ эмпирического материала, эмпирической проверки гипотез, теорий, законов. Все это дает возможность исследовать самые разнообразные вопросы, находить более точные решения, а также оценивать меру достоверности суждений об исследуемых географических объектах и явлениях.

Виды заданий

Практическая работа «Соотнесение круговой шкалы, координатной прямой с линией экватора» (Приложение 3), домашнее задание (на выбор) «Пример личного путешествия по часовым поясам» или «Примеры парадокса, связанного с часовыми поясами на Земле, описанные в литературных текстах или литературных источниках» (презентация).

Комментарий к возможным вариантам урока

Урок с небольшими изменениями может быть использован как в общеобразовательных, так и в профильных классах. Изменения касаются содержания практической работы и домашнего задания. Ученики из профильных классов обладают более глубокими знаниями по математике, и их интерес может быть поддержан решением более сложных задач в практической части (Приложение 4). В результате выполнения данных задач ученики получат возможность не только приобрести новые знания, но и соотнести практические умения с абстрактными объектами. Ученики получат возможность соотносить изменение времени на разных часовых поясах с учетом широты местности. Было изменено домашнее задание, так как новая форма позволяет определить высокую степень сформированности навыков и умений по трем предметам. Считаем, что измененный урок позволит сохранить высокий интерес учащихся профильных классов к изучаемой теме.

Вывод

Концепция этого интегрированного урока строится на том, что он основан на принципе интереса, принципе связи теории с практикой, принципе доступности.

Реализация поставленной цели и задач происходит на уроке в процессе сменяющихся учебных ситуаций: решение проблемной задачи, аналитическая работа, фронтальная беседа, практическая работа. Образовательный эффект урока усиливается тем, что он посвящен решению интересной для школьника проблемы. На уроке идет установка не на запоминание, а на смысл, в центре содержания находится проблема.

Проблемный вопрос «Машина времени на планете. Миф или реальность?» создает и поддерживает высокий уровень познавательного интереса и самостоятельной активности учащихся.

Полученные знания по географии- получили представления о смене дат на 180 меридиане, по математике - определение «круговой» координаты на тригонометрической окружности, определение разности координат точек на тригонометрической окружности, по литературе - факт стал элементом сюжета фантастического романа Ж.Верна.

Знания по различным предметам (география, математика, литература) формирует у учащихся целостное видение мира и понимание его устройства. Знания, полученные на уроке, являются метапредметными.

Образовательным продуктом этого урока становится творческое домашнее задание, которое помогает осознать значимость изучаемого материала.

Такой подход организации учебной деятельности, несомненно, актуален и оригинален. Урок «Машина времени на планете. Миф или реальность?» может быть реализован педагогами в других образовательных учреждениях.

Список используемых источников

  1. Вокруг света за 80 дней [Электронный ресурс] // мультфильм. - Режим доступа: https://youtu.be/sq9UsgHzHmc (дата обращения: 15.10.2021)
  2. Гусельникова Е.В. Упражнения для формирования навыков смыслового чтения на уроках информатики [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2018-2019 учебного года». Режим доступа: https://urok.1sept.ru/articles/668027 (дата обращения: 16.12.2021)
  3. Линия перемены дат [Электронный ресурс] // Энциклопедия WikiWhat.Ru. - Режим доступа: http://wikiwhat.ru/Линия_перемены_дат (дата обращения: 15.10.2021)