Русский язык
-
Методическая разработка «Олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 4-го класса». 2023–2024 уч. год 2023
Работа состоит из 12 заданий повышенного и высокого уровней сложности, в формате итоговой комплексной работы, что позволяет индивидуализировать процесс образования. Задания выполняются обучающимися, по составленному мною тексту «Красавица Ангара». Данная форма работы позволяет выявить не только знания фактического материала у обучающихся, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления, Методическая разработка «Олимпиадные задания по русскому языку для обучающихся 4-го класса» является инструментом для индивидуализации процесса обучения и достижения планируемых результатов. Разработанную олимпиаду по русскому языку для учеников 4 класса можно использовать для организации процесса воспитания и обучения, контроля, для проведения олимпиад.
-
Урок-практикум по русскому языку в 8-м классе. Тема: «Причастие. Буквы Е-И в суффиксах причастий. Орфограммы в причастиях. Правильное написание причастий» 2023
Цели урока: систематизировать знания учащихся о причастии; закрепить навыки правописания гласных в суффиксах причастий; разобрать варианты грамматических ошибок, допускаемых при построении предложений с причастным оборотом.
-
Обучающее подробное изложение текста Василия Пескова "Последний лист осени". 6-й класс 2023
Цели урока: отработка алгоритма написания подробного изложения текста; актуализация опорных знаний по стилистике; закрепление навыков подробного пересказа и интерпретации исходного текста; формирование умения отбора языковых средств в соответствии со стилем и типом речи; воспитание доброты, любви к природе, ответственности за сохранение окружающей среды.
-
Метапредметные технологии на уроках русского языка 2023
Русский язык считается одним из самых трудных предметов школьного курса. Трудности восприятия лингвистических понятий и усвоения соответствующих умений и навыков учащимися связаны с недостаточным уровнем сформированности интеллектуальной готовности к сложной учебной работе: низкой способности к концентрации внимания, умению анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, применять теоретические знания к конкретным практическим ситуациям. Современный педагог должен использовать разнообразные способы, которые помогли бы научить ребят мыслить, делать нужные и правильные выводы и обобщения, применять знания на практике. Систематическое формирование потребности каждого ученика получить глубокие и прочные знания развивает определённые мыслительные операции, в том числе логическое и аналитическое мышление, повышает результативность обучения, сохраняет интерес к предмету. Эту задачу решают метапредметные технологии.
-
Применение современных методов на уроке – требование времени! 2023
В данной статье рассматривается необходимость изучения новых педагогических технологий учителем-предметником. Используя различные методы и приёмы, мы помогаем современному ребёнку просто и наглядно усвоить довольно большой объём информации.
-
Доклад на семинар "Использование соцсетей как средство изучения русского языка и литературы" 2023
В статье речь пойдет о том, как можно использовать всеобщее увлечение социальными сетями в обучающих целях на уроках русского языка и литературы на примере наиболее популярных у подростков социальных сетей.
-
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по активной социализации «Я, ты, он, она – вместе целая страна» для учащихся 5-го класса основного общего образования 2023
Цель программы: воспитание многогранной личности, способной к саморазвитию, самовоспитанию, самообучению; формирование ценностного отношения к людям, труду, умения жить в социуме.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе по теме "Зачёт по сложноподчинённым предложениям на материале биографии А.С.Пушкина" 2023
Цели урока: проверка знаний теоретического материала по теме; сформированности умения видеть и осознавать структуру сложноподчиненных предложений и находить придаточные предложения по вопросам и средствам связи; умения расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях; умения использовать указанные конструкции в связной речи; развитие абстрактного мышления через умение составлять схемы предложений и через умение конструировать предложения по данным схемам.
-
Смысловой анализ текста. Способы сжатия текста. 9-й класс 2023
Цель урока: совершенствовать навыки смыслового анализа текста; повторить приемы сжатия текста; подготовить учащихся к написанию сжатого изложения публицистического текста.
-
Урок развития речи "Описание состояния человека" 2023
Урок развития речи "Описание состояния человека" в 7-м классе по учебнику М.М.Разумовской – завершающий в цикле уроков, посвящённых типу речи описание. В данной разработке активно проводится работа с фразеологизмами, а также подключён визуальный ряд (фотографии и рисунки с изображением различных эмоций), что делает урок увлекательным и запоминающимся.
-
Нетрадиционные формы уроков русского языка с применением ИКТ – средство активизации речевой деятельности учащихся с выраженными нарушениями слуха 2023
Формирование речи является одним из условий успешной социализации неслышащих детей в обществе.
-
Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами образовательной системы "Школа-2100" 2023
За последние десятилетия в обществе произошли координальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошел переход к пониманию обучения как процесса. Если коротко сформулировать задачу, которую ребёнок должен научиться ставить перед собой на протяжении всего курса обучения, она будет звучать так: учить себя! И в решении этой задачи главное место занимает формирование системы универсальных учебных действий (УУД).
-
Значение русского языка 2023
Русский язык играет важную роль в различных аспектах жизни, связывая людей и культуры, а также обогащая мировое многообразие языков и культур.
-
Путеводитель по лексике 2023
Пособие предназначено для обучающихся общеобразовательных школ и учителей. Он отражает программный учебный материал по предмету. В пособии представлены основные лексические понятия, тестовый материал, упражнения, требования к знаниям и умениям, критерии оценивания выполненных работ. Книга содержит большой дидактический материал, рассчитанный, на учащихся с разным уровнем подготовки. Весь материал составлен в соответствии с требованиями ФГОС по русскому языку. Наличие у каждого ученика такого пособия может стать учебно-методической основой для дифференцированного подхода в обучении русскому языку.
-
Роль учебных заданий в формировании функциональной грамотности на уроках русского языка 2023
Задания, направленные на выявление общего понимания текста, могут предложить учащимся обнаружить соответствие между частью текста и сформулированной вопросом общей идеей его, частью текста и специфической сноской, данной автором к ней. Возможно предложить из сформулированных идей текста выбрать наиболее общую, доминирующую. Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения. Приведём перечень некоторых типов заданий в соответствии с развиваемыми и компетенциями.
-
Урок русского языка по теме "Способы передачи чужой речи" (в рамках подготовки к устному собеседованию и к сочинению на лингвистическую тему) 2023
Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о способах передачи чужой речи; сформировать устойчивый навык постановки знаков препинания при составлении предложений с разными способами передачи чужой речи.
-
Факультативное занятие в 5-м классе "Сплошные и несплошные тексты" (по формированию читательской грамотности) 2023
Представлена презентация по теме "Сплошные и несплошные тексты".
-
Методы и приемы работы на уроке русского языка по формированию функциональной грамотности 2023
Цель урока: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка.
-
Модульная технология на уроках русского языка 2023
Сегодня в школе нужны образовательные технологии, которые готовят каждого ученика к самостоятельному овладению необходимой информацией и дают возможность приобретать практический опыт. Учитель должен научить школьников самостоятельно добывать знания, применять полученные знания, отвечать за результаты своего труда, т.е. научить учиться. Убеждение в этом привело меня к изучению и использованию в своей работе модульной технологии. Модульная технология строится на основе развивающегося обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя и товарищей, он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завешается, ученик переходит в зону активного развития, и виток раскручивается на новом этапе. В модульном обучении это реализуется путем дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации деятельности в разных формах – индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава.
-
Преемственность обучения русскому языку между начальной и средней школы на материале изучения глагола 2023
В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определенной суммы знаний. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения в огромной степени зависит от того, на сколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками. Усвоение языка имеет важную роль в познавательной деятельности человека. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки. Одна из важнейших проблем, на мой взгляд, проблема преемственности между начальным и средним звеном. Важность этой проблемы определяется тем, что коренным образом изменяются условия учения, которые предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию ребенка, а также к степени сформированности учебных знаний, умений и навыков. Новые требования школьного обучения иногда превосходят возможности ребёнка, изменяется состояние эмоциональной сферы, вызывая стрессовую реакцию организма учащегося. В результате происходит резкое снижение успеваемости в 5-м классе.
-
Как организовать исследовательскую деятельность учащихся? (из опыта работы) 2023
Подготовкой к научно-исследовательской деятельности является в нашей школе проектная деятельность, в которую вовлечены все учащиеся (с 5 по 9 классы). Главная идея проектной деятельности состоит в том, что ребенок выполняет ту работу, которая выбрана им самим. Проектное обучение усиливает истинное учение со стороны учащегося. Часто из проектных работ вырастают научно-исследовательские.
-
Технологическая карта урока "Имя прилагательное как часть речи". 5-й класс 2023
Цель урока: развитие умения анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль, роль в письменной и устной речи.
-
Пути повышения мотивации школьников к познавательной деятельности 2023
Почему снижается учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе? Мысль о том, что интерес ребенка к учению в значительной мере зависит от содержания образования, вряд ли поддается сомнению. Но остается вопрос: почему для ребенка, генетически предрасположенного к учению, процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним. На сегодня государство требует от школы выпускника, соответствующего критериям творческой, социально-ориентированной личности, которая имеет способности к самопознанию, самооценке, непрерывному личностному и профессиональному совершенствованию.
-
Урок-исследование «Добро и зло в "Сказке о мертвой царевне и семи богатырях" А.С.Пушкина» 2023
Цели урока: определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям) и обучение приемам исследовательской деятельности.
-
Методическая разработка недели русского языка в школе 2023
Приведен сценарий Недели русского языка в школе.
-
Способы и приемы подготовки к ВПР по русскому языку в 5–6-х классах (задания 1, 2) 2023
В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР). Назначение ВПР по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС. Задания диагностической работы направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми фонетическими, морфемными, морфологическими и синтаксическими умениями, а также универсальными учебными действиями.
-
Обобщающий урок по теме "Имя числительное" 2023
Цель урока: повторить изученный материал об имени числительном, его правописание.
-
Проектная деятельность на уроках русского языка как иностранного 2023
Данная статья посвящена исследованию и применению проектной деятельности на уроках русского языка как иностранного. В статье представлен анализ теоретических основ проектной деятельности, ее роли в обучении иностранным языкам, а также описаны практические примеры успешной реализации проектов на уроках русского языка. Подчеркивается важность использования проектной деятельности для развития коммуникативных навыков, критического мышления и творческого потенциала учащихся.
-
Вводные слова 2023
Цель урока: расширение понятийной базы обучающихся в рамках темы «Вводные слова» за счет включения в нее новых лингвистических элементов; Формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия.
-
Девять правил орфографии. Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН 2023
Цель урока: продолжать изучать девять правил орфографии; формировать умение писать слова с буквосочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН.