Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.
Цели:
- Формирование понятия о сложноподчиненном предложении, знаний о структуре СПП, умения находить придаточную часть в спп и расставлять знаки препинания.
- Развитие орфографической и пунктуационной грамотности, мыслительных операций: исследования, наблюдения, анализа, обобщения.
Метапредметные результаты:
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- способность извлекать информацию из различных источников;
- овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор (нахождение СПП среди других видов предложений.)
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык, как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы, истории и др.);
- коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Раздаточный материал: карточки с текстами.
Необходимое оборудование: учебник, проектор, ноутбуки.
Демонстративный материал: презентация, работа с ЭОР по группам.
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
Учителя приветствуют учащихся.
- Сегодня впервые выпускники 9, 11 классов объединились на уроке русского языка и, мне кажется, это будет началом интересных открытий и свершений. Всем успехов!
Однажды советский филолог, искусствовед, профессор Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Ученье тяжело, когда мы не умеем найти в нем радость»
- Что же хотел профессор донести до человечества, передав нам данное умозаключение?
II. Актуализация. Выявление места и причины затруднения. Целеполагание
Учитель: спасибо, ваше мнение очень ценно!
А теперь давайте заглянем в данное предложение со стороны синтаксиса… (структура предложения)
- Поставим знаки препинания в этом предложении (учащиеся объясняют постановку запятой)
- Как же, по-вашему, будет звучать тема нашего урока? (знаки препинания в СПП)
- Какие цели можем определить для себя? (учащиеся проговаривают цель)
- Для работы вы уже исследовали дома материал, посмотрев видеоролик, прочитав теоретический материал на данную тему. Материал был размещен в classroom.google.com (доступ у каждого учащегося).
III. Совместная работа в аудитории. Маршрутный лист
- Для того чтобы данный материал был хорошо усвоен, мы объединились в группы и отправимся по станциям, конечно же, имея под рукой свой Маршрутный лист. Помним о том, что на каждой станции важно оценить свою работу, сделав запись в Маршрутном листе.
- Поскольку мы выяснили, что ученье хоть и тяжело, но важно - будем грызть гранит науки.
IV. Используем приём «Ротация станций»
На каждой станции на работу дано 10 минут.
- 1-й «гранит»: «Учитесь учиться!» (Ребята, смотрят видео и выполняют тренировочные задания на платформе РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2613/train/ ) - 10 мин.
- 2-й «гранит»: «Напрягитесь…и найдите источник радости» (карточка) - 10 мин.
- 3-й «гранит»: «Большое в малом…» (мини-сочинение. Слайд №2) - 10 мин.
V. Рефлексия учебной деятельности
- Подведем итог наших стараний…
«БЛАГОДАРЮ…» (каждый учащийся благодарит своего одноклассника за работу)
Напутствие: «Учитесь любить учиться!» и тогда вы не только радость обретете, но и смысл жизни.
Чтение писем Д.С.Лихачева