Подготовка к подробному изложению текста Виталия Бианки "Снежная книга". 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6

Ключевые слова: изложение, В.Бианки «Снежная книга»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели

обучающие:

  • отработка алгоритма написания подробного изложения текста;
  • актуализация опорных знаний по стилистике;
  • обучение приёмам работы над созданием собственного текста на основе прочитанного или прослушанного;

развивающие:

  • закрепление навыков подробного пересказа и интерпретации текста;
  • развитие умения комплексного анализа предложенного текста;
  • формирование умения отбора языковых средств в соответствии со стилем и типом речи;

воспитывающие:

  • воспитание высоких нравственных ценностей (доброты, любви к природе);
  • формирование интереса к слову, русскому языку и их богатым возможностям.

Метод: репродуктивный, исследовательский.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: иллюстрации, фотографии с изображением зимнего леса и его обитателей; презентация; электронная доска.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока «Подготовка к подробному изложению текста Виталия Бианки «Снежная книга» и целей урока (слайды № 1-2):

  • отработка алгоритма написания подробного изложения текста;
  • актуализация опорных знаний по стилистике;
  • обучение приёмам работы над созданием собственного текста на основе прочитанного или прослушанного.

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа с учащимися по вопросам

1. Что такое подробное изложение текста?

Подробное изложение текста - это письменный пересказ исходного текста, максимально приближенный к его содержанию.

2. Каким требованиям должно соответствовать подробное изложение?

Обобщение учителя. Подробное изложение должно соответствовать определённым требованиям.

Требования к подробному изложению:

  • максимальная приближенность к исходному тексту:
  • сохранность всех микротем;
  • соблюдение последовательности в развитии событий;
  • установление смысловой связи между абзацами и предложениями;
  • соответствие языковых средств стилю и типу речи текста. (Слайд №3)

2. Совместное определение задач на два урока. (Слайд №4)

Первый урок - подготовка к написанию подробного изложения прочитанного текста.

Второй урок - написание подробного изложения с использованием справочного материала, записанного в тетради на первом уроке.

Задачи:

  • познакомиться с исходным текстом;
  • провести его выборочный анализ;
  • поработать с незнакомыми или редко употребляемыми в речи словами;
  • отобрать содержательный материал и языковые средства для создания собственного текста на основе прочитанного.

III. Работа с исходным текстом Виталия Бианки «Снежная книга»

1. Первое прочтение текста учителем. (Слайды №5-6)

Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймёшь, что тут было.

Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних - круглый, маленький. Пошёл заячий след по полю. По одну сторону его - другой след, побольше; в снегу от когтей дырки - лисий след. А по другую сторону заячьего следа ещё след: тоже лисий, только назад ведёт. Заячий дал круг по полю; лисий - тоже. Заячий в сторону - лисий за ним. Оба следа кончаются посреди поля. Куда лиса делась? Куда заяц пропал? Разберём по складам.

Стоит куст. С него кора содрана. Под кустом натоптано, наслежено. Следы заячьи. Тут заяц жировал: с куста кору глодал. Встанет на задние лапы, отдерёт зубами кусок, сжуёт, переступит лапами, рядом ещё кусок сдерёт. Наелся и спать захотел. Пошёл искать, где спрятаться.

А вот - лисий след, рядом с заячьим. Было так: ушёл заяц спать. Час проходит, другой. Идёт полем лиса. Глядь - заячий след на снегу! Лиса нос к земле. Принюхалась - след свежий! Побежала по следу. Лиса хитра, и заяц не прост: умел свой след запутать. Скакал, скакал по полю, завернул, выкружил большую петлю, свой же след пересек - и в сторону. След пока ещё ровный, неторопливый: спокойно шёл заяц, беды за собой не чуял. Лиса бежала, бежала - видит: поперёк следа свежий след. Не догадалась, что заяц петлю сделал. Свернула вбок - по свежему следу; бежит, бежит - и стала: оборвался след! Куда теперь?

А дело простое: это новая заячья хитрость - двойка. Заяц сделал петлю, пересек свой след, прошёл немного вперёд, а потом обернулся - и назад по своему следу. Аккуратно шёл - лапка в лапку. Лиса постояла, постояла - и назад. Опять к перекрёстку подошла. Всю петлю выследила. Идёт, идёт, видит - обманул её заяц, никуда след не ведёт! Фыркнула она и ушла в лес по своим делам.

А было вот как: заяц двойку сделал - прошёл назад по своему следу. До петли не дошёл - и махнул через сугроб - в сторону. Через куст перескочил и залёг под кучу хвороста. Тут и лежал, пока лиса его по следу искала. А когда лиса ушла, - как прыснет из-под хвороста - и в чащу! Прыжки широкие - лапки к лапкам: гонный след.

Мчит без оглядки. Пень по дороге. Заяц мимо. А на пне…А на пне сидел большой филин. Увидал зайца, снялся, так за ним и стелет. Настиг и цап в спину всеми когтями! Ткнулся заяц в снег, а филин насел, крыльями по снегу бьёт, от земли отрывает. Где заяц упал, там снег примят. Где филин крыльями хлопал, там знаки на снегу от перьев, будто от пальцев. Улетел заяц в лес. Оттого и следа дальше нет.

2. Второе прочтение текста. (Слайды № 7-12)

  • Текст читается вслух учащимися по абзацам, совместно определяются шесть микротем текста.
  • Устанавливается, что количесто микротем соответствует количеству абзацев в предложенном тексте.

3. Учащиеся коллективно составляют план текста и делают записи в тетрадях.

Примерный план текста:

1) путаные следы зверей на снегу;

2) разгадка заячьих следов;

3) лиса идёт по заячьим следам;

4) заячья хитрость - двойка;

5) заяц спрятался, а потом убежал;

6) встреча с филином. (Слайд № 13)

4. Словарная работа. (Слайды № 14-15)

Цель: определить лексические значения непонятных или незнакомых учащимся слов.

  • (Разберём) по складам - по порядку.
  • Жировал - лакомился.
  • Выкружил (петлю) - сделал круг.
  • Свернула вбок - побежала в сторону.
  • (Беды) не чуял - не чувствовал.
  • Фыркнула - показала недовольство.
  • Махнул (через сугроб) - перепрыгнул.
  • Залёг - спрятался.
  • Прыснет (из-под хвороста) - неожиданно и быстро выпрыгнет.
  • Гонный след - равномерные широкие прыжки.
  • Мчит без оглядки - очень быстро.
  • Снялся (с пня) - слетел.
  • Стелет (за ним) - настигает.

5. Выборочный анализ текста по предложенному плану:

  1. стиль;
  2. тип речи;
  3. тема текста;
  4. основная мысль;
  5. варианты заглавий. (Слайд №16)

6. Поиск в тексте Виталия Бианки «Снежная книга» языковых художественных средств и определение их роли. (Слайды 17-18)

  • Эпитеты (след свежий, ровный, неторопливый).
  • Разговорная лексика (разберём по складам, фыркнула, махнул через сугроб).
  • Синонимы (натоптано - наслежено).
  • Однородные члены предложения (заяц встанет, отдерёт, сжуёт, переступит, сдерёт).
  • Олицетворение (пошёл заячий след по полю).
  • Вопросительные предложения (Куда лиса делась? Куда заяц пропал?).
  • Восклицательные предложения (Настиг и цап в спину всеми когтями!).
  • Лексический повтор (снег, заяц, лиса, бежит, след).
  • Сравнение (Где филин крыльями хлопал, там знаки на снегу от перьев, будто от пальцев).
  • Метафора (заяц выкружил большую петлю).

IV. Написание подробного изложения текста (урок № 2)

1. Третье чтение учителем текста Виталия Бианки «Снежная книга»

2. Выполнение учащимися заданий:

  • напишите подробное изложение текста по плану (запись в тетради).
  • проверьте написанный текст подробного изложения.

V. Домашнее задание

Напишите сочинение-миниатюру на тему «Мои наблюдения за зимней природой» (8-10 предложений).