Цели
обучающие:
- отработка алгоритма написания подробного изложения текста;
- актуализация опорных знаний по стилистике;
- обучение приёмам работы над созданием собственного текста на основе прочитанного или прослушанного;
развивающие:
- закрепление навыков подробного пересказа и интерпретации текста;
- развитие умения комплексного анализа предложенного текста;
- формирование умения отбора языковых средств в соответствии со стилем и типом речи;
воспитывающие:
- воспитание высоких нравственных ценностей (доброты, любви к природе);
- формирование интереса к слову, русскому языку и их богатым возможностям.
Метод: репродуктивный, исследовательский.
Тип урока: урок развития речи.
Оборудование: иллюстрации, фотографии с изображением зимнего леса и его обитателей; презентация; электронная доска.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы урока «Подготовка к подробному изложению текста Виталия Бианки «Снежная книга» и целей урока (слайды № 1-2):
- отработка алгоритма написания подробного изложения текста;
- актуализация опорных знаний по стилистике;
- обучение приёмам работы над созданием собственного текста на основе прочитанного или прослушанного.
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа с учащимися по вопросам
1. Что такое подробное изложение текста?
Подробное изложение текста - это письменный пересказ исходного текста, максимально приближенный к его содержанию.
2. Каким требованиям должно соответствовать подробное изложение?
Обобщение учителя. Подробное изложение должно соответствовать определённым требованиям.
Требования к подробному изложению:
- максимальная приближенность к исходному тексту:
- сохранность всех микротем;
- соблюдение последовательности в развитии событий;
- установление смысловой связи между абзацами и предложениями;
- соответствие языковых средств стилю и типу речи текста. (Слайд №3)
2. Совместное определение задач на два урока. (Слайд №4)
Первый урок - подготовка к написанию подробного изложения прочитанного текста.
Второй урок - написание подробного изложения с использованием справочного материала, записанного в тетради на первом уроке.
Задачи:
- познакомиться с исходным текстом;
- провести его выборочный анализ;
- поработать с незнакомыми или редко употребляемыми в речи словами;
- отобрать содержательный материал и языковые средства для создания собственного текста на основе прочитанного.
III. Работа с исходным текстом Виталия Бианки «Снежная книга»
1. Первое прочтение текста учителем. (Слайды №5-6)
Набродили, наследили звери на снегу. Не сразу поймёшь, что тут было.
Налево под кустом начинается заячий след. От задних лап следок вытянутый, длинный; от передних - круглый, маленький. Пошёл заячий след по полю. По одну сторону его - другой след, побольше; в снегу от когтей дырки - лисий след. А по другую сторону заячьего следа ещё след: тоже лисий, только назад ведёт. Заячий дал круг по полю; лисий - тоже. Заячий в сторону - лисий за ним. Оба следа кончаются посреди поля. Куда лиса делась? Куда заяц пропал? Разберём по складам.
Стоит куст. С него кора содрана. Под кустом натоптано, наслежено. Следы заячьи. Тут заяц жировал: с куста кору глодал. Встанет на задние лапы, отдерёт зубами кусок, сжуёт, переступит лапами, рядом ещё кусок сдерёт. Наелся и спать захотел. Пошёл искать, где спрятаться.
А вот - лисий след, рядом с заячьим. Было так: ушёл заяц спать. Час проходит, другой. Идёт полем лиса. Глядь - заячий след на снегу! Лиса нос к земле. Принюхалась - след свежий! Побежала по следу. Лиса хитра, и заяц не прост: умел свой след запутать. Скакал, скакал по полю, завернул, выкружил большую петлю, свой же след пересек - и в сторону. След пока ещё ровный, неторопливый: спокойно шёл заяц, беды за собой не чуял. Лиса бежала, бежала - видит: поперёк следа свежий след. Не догадалась, что заяц петлю сделал. Свернула вбок - по свежему следу; бежит, бежит - и стала: оборвался след! Куда теперь?
А дело простое: это новая заячья хитрость - двойка. Заяц сделал петлю, пересек свой след, прошёл немного вперёд, а потом обернулся - и назад по своему следу. Аккуратно шёл - лапка в лапку. Лиса постояла, постояла - и назад. Опять к перекрёстку подошла. Всю петлю выследила. Идёт, идёт, видит - обманул её заяц, никуда след не ведёт! Фыркнула она и ушла в лес по своим делам.
А было вот как: заяц двойку сделал - прошёл назад по своему следу. До петли не дошёл - и махнул через сугроб - в сторону. Через куст перескочил и залёг под кучу хвороста. Тут и лежал, пока лиса его по следу искала. А когда лиса ушла, - как прыснет из-под хвороста - и в чащу! Прыжки широкие - лапки к лапкам: гонный след.
Мчит без оглядки. Пень по дороге. Заяц мимо. А на пне…А на пне сидел большой филин. Увидал зайца, снялся, так за ним и стелет. Настиг и цап в спину всеми когтями! Ткнулся заяц в снег, а филин насел, крыльями по снегу бьёт, от земли отрывает. Где заяц упал, там снег примят. Где филин крыльями хлопал, там знаки на снегу от перьев, будто от пальцев. Улетел заяц в лес. Оттого и следа дальше нет.
2. Второе прочтение текста. (Слайды № 7-12)
- Текст читается вслух учащимися по абзацам, совместно определяются шесть микротем текста.
- Устанавливается, что количесто микротем соответствует количеству абзацев в предложенном тексте.
3. Учащиеся коллективно составляют план текста и делают записи в тетрадях.
Примерный план текста:
1) путаные следы зверей на снегу;
2) разгадка заячьих следов;
3) лиса идёт по заячьим следам;
4) заячья хитрость - двойка;
5) заяц спрятался, а потом убежал;
6) встреча с филином. (Слайд № 13)
4. Словарная работа. (Слайды № 14-15)
Цель: определить лексические значения непонятных или незнакомых учащимся слов.
- (Разберём) по складам - по порядку.
- Жировал - лакомился.
- Выкружил (петлю) - сделал круг.
- Свернула вбок - побежала в сторону.
- (Беды) не чуял - не чувствовал.
- Фыркнула - показала недовольство.
- Махнул (через сугроб) - перепрыгнул.
- Залёг - спрятался.
- Прыснет (из-под хвороста) - неожиданно и быстро выпрыгнет.
- Гонный след - равномерные широкие прыжки.
- Мчит без оглядки - очень быстро.
- Снялся (с пня) - слетел.
- Стелет (за ним) - настигает.
5. Выборочный анализ текста по предложенному плану:
- стиль;
- тип речи;
- тема текста;
- основная мысль;
- варианты заглавий. (Слайд №16)
6. Поиск в тексте Виталия Бианки «Снежная книга» языковых художественных средств и определение их роли. (Слайды 17-18)
- Эпитеты (след свежий, ровный, неторопливый).
- Разговорная лексика (разберём по складам, фыркнула, махнул через сугроб).
- Синонимы (натоптано - наслежено).
- Однородные члены предложения (заяц встанет, отдерёт, сжуёт, переступит, сдерёт).
- Олицетворение (пошёл заячий след по полю).
- Вопросительные предложения (Куда лиса делась? Куда заяц пропал?).
- Восклицательные предложения (Настиг и цап в спину всеми когтями!).
- Лексический повтор (снег, заяц, лиса, бежит, след).
- Сравнение (Где филин крыльями хлопал, там знаки на снегу от перьев, будто от пальцев).
- Метафора (заяц выкружил большую петлю).
IV. Написание подробного изложения текста (урок № 2)
1. Третье чтение учителем текста Виталия Бианки «Снежная книга»
2. Выполнение учащимися заданий:
- напишите подробное изложение текста по плану (запись в тетради).
- проверьте написанный текст подробного изложения.
V. Домашнее задание
Напишите сочинение-миниатюру на тему «Мои наблюдения за зимней природой» (8-10 предложений).