Цели: определить уровень знаний по теме "Деепричастие», формировать навык грамотного письма, орфографическую зоркость, способствовать воспитанию у школьников ценности грамотного письма, воспитанию умственного труда.
Задачи урока:
Образовательные:
- обобщить и систематизировать сведения учащихся о деепричастии;
- совершенствовать навыки постановки знаков препинания при деепричастии и деепричастных оборотах;
- отработать умение правильно использовать деепричастия в речи.
Воспитательные:
- повысить интерес к изучению русского языка и учебному процессу, умение анализировать и обобщать, умение работать сообща, воспитывать чувство товарищества и коллективизма
Развивающие:
- развивать у учащихся творческие способности, познавательные способности - речь, мышление, внимание, воображение, восприятие.
Планируемые результаты на уроке:
Предметные:
- знать морфологические и синтаксические признаки деепричастий, орфограмму «НЕ с деепричастиями», правило постановки знаков препинания при одиночном деепричастии и деепричастном обороте;
- уметь находить деепричастия, определять вид, образовывать деепричастия от глаголов, правильно выделять деепричастия и деепричастные обороты на письме;
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивации учебной деятельности;
Метапредметные:
- уметь оценивать результаты деятельности (своей-чужой), анализировать свою работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (регулятивные УУД)
- уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями (познавательные УУД)
- уметь определять цель учебной деятельности, ставить задачи, планировать действия, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью выражать свои мысли (коммуникативные УУД)
Межпредметные связи: Русский язык и литература, история.
Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
Число, классная работа.
2. Мотивация к уроку
Какие ассоциации вызывает Новый год?
Новый Год - самый веселый, яркий и радостный праздник, его любят и взрослые, и дети.
- Кто из вас знает, откуда пошел обычай встречать Новый год так, в январе?
Более 300 лет назад русский царь Пётр I привёз эту традицию из Европы. Он издал указ о том, чтобы встречать Новый год по новому календарю, т.е. 1 января (до этого Новый год в России праздновали осенью, а ещё раньше весной). В том же указе он написал о том, чтобы в домах и крестьян и дворян к празднику устанавливали ёлку и украшали её, можно было украшать и ветками сосны. Царь Пётр I постановил, чтобы все поздравляли друг друга, ходили в гости и дарили подарки. Ещё он всем повелевал в новогоднюю ночь палить в воздух из ружей и пушек, чтобы праздник получился не хуже, чем в Европе.
Мы сегодня будем говорить об этом празднике и вспоминать часть речи.
Для того чтобы сформулировать тему сегодняшнего урока, отгадайте загадку.
Загадку эту отгадать совсем не сложно!
Меня с наречием порою спутать можно.
Но помните, чтобы вопрос вас не подвёл:
Я по значению похоже на глагол.
Ребята, наша с вами задача сегодня - повторить и систематизировать изученный материал по теме «Деепричастие», выявить проблемные зоны по изученной теме и проработать эти зоны.
Запишем тему: «Деепричастие. Обобщение и повторение».
Актуализация опорных знаний учащихся
Мы с вами изучили тему «Деепричастие». Теперь настало время проверить ваши знания по этой теме.
- Что такое деепричастие?
- Что обозначает деепричастие?
- В деепричастии совмещены признаки каких частей речи?
- На какие вопросы отвечает деепричастие?
- Какие признаки глагола есть у деепричастия?
- Какой признак наречия имеет деепричастие?
- Что такое деепричастный оборот?
- Как выделяется деепричастный оборот?
- Каким членом предложения является дееепричастие?
Работа с текстом:
1. Прочитайте текст.
2.Озаглавить текст. Название «Чудесная ночь»
3. Определите тему (о чём этот текст?).
4. Определите главную мысль текста (какую идею несёт в себе текст?).
5. Определите стиль речи:
- научный (точная передача научных знаний);
- деловой (официальное общение, передача официальной и деловой информации);
- художественный (образность, эмоциональность, воздействие на читателя через художественные образы);
- публицистический (цель - сообщить новости, рассказать о людях и событиях).
6. Определите тип речи:
- описание (нужен, чтобы описать признаки предметов, процессов, состояний);
- повествование (нужен, чтобы рассказать о каком-то событии);
- рассуждение (нужен, чтобы объяснить какие-либо утверждения).
7. Расскажите, как Вы встречаете Новый год.
Не забудьте рассказать:
- где и с кем Вы встречаете Новый год;
- как Вы готовились к празднику;
- как прошёл праздник;
- что Вам запомнилось больше всего.
Физминутка
«Елочку зеленую в гости мы позвали»:
- А теперь, ребята, давайте с вами отдохнем, выходите из-за парт и повторяйте за мной:
Елочку зеленую в гости мы Ребенок вытягивает руки вперед, показывает
позвали. на елочку.
Елочку зеленую вместе Встает на носочки, тянется вверх.
украшали.
Встанем вокруг елочки Идет вокруг елочки.
в дружный хоровод.
Весело с друзьями встретим Новый год! Хлопает в ладоши.
- Молодцы, а теперь садитесь на свои места.
8. Найдите в тексте средства языковой выразительности.
9. Выпишите из текста деепричастия, выполните морфемный анализ 2 деепричастий (долетев и не думая)
В тексте встретились деепричастия совершенного вида. Как образуются деепричастия несовершенного вида?
10. Выпишите остальные слова с пропущенными буквами, объясните орфограммы.
11. Найдите предложения с деепричастными оборотами, объясните знаки препинания. Выполните синтаксический разбор последнего предложения.
12. Выполните морфологический разбор 2 деепричастий (проснувшись и не думая)
Чудесная ночь
В эту ноч... ч...деса приходят без приглашения. Поз...ним вечером успоко...вшись у окна ты ясно ощущаеш..., что кто(то) проб...рает...ся к дому. Ра...пахнув окно прик...саешься к падающим с неба голубовато(серебря...ным) снежинкам и говоришь Здра...ствуй Новый год!
Ш...пот, ш...рохи, таинстве...ный перезвон - признаки прибл...жающейся прелес...ной ска...ки.
Заг...рается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о врем...ни уже (не) думая о праз...нике пр...крываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты оторвавшись от земли летишь над со...ным городом заснеже...ным лесом (не)большой реч...нкой покрытой ледя..ным панц...рем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку прикрепляешь ее к себе на грудь.
Утром проснувшись с легким сер...цем и радос...ной улыбкой вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом.
Вспомнили деепричастие.
Какую роль играют деепричастия в устной и письменной речи? Деепричастия дорисовывают основное действие, делают речь более живой, точной, яркой, эмоциональной. Они помогают передать внешние действия, душевное состояние героев. Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более выразительны, живописны
Александр Твардовский. Утро
Кружась легко и неумело,
Снежинка села на стекло.
Шёл ночью снег густой и белый -
От снега в комнате светло.
Чуть порошит пушок летучий,
И солнце зимнее встаёт.
Как каждый день - полней и лучше,
Да будет лучше новый год.
Кто был внимательный и услышал деепричастие в стихотворении?
Домашнее задание: решить кроссворд.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ
Задание. Выбрать из 8 предложенных вариантов то слово, которое обладает названным признаком.
По горизонтали:
3. Неизменяемая особая форма глагола: исследован, всколыхнув, раздумывай.
6. Деепричастие, образованное от непереходного глагола: увидев, присев, назвав.
7. Деепричастие, имеющее устаревший суффикс: снимая, будучи, списав.
8. Глагол, который не образует деепричастия: жать, жить, дать.
9. Деепричастие совершенного вида, образованное с помощью суффикса "я": читая, унеся, унося.
10. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства образа действия: Смеясь, он рассказывал о своих приключениях. Увидев меня, она перешла на другую сторону улицы. Выждав момент, он ринулся в бой.
11. Деепричастие, выступающее в роли обстоятельства причины: Забыв дома ключ, он сильно разволновался. Придя в школу; Петька рассказал лучшему другу о том, что с ним произошло. Плача и смеясь одновременно, Мишка потирал разбитое колено.
По вертикали:
1. Деепричастие совершенного вида: посоветовав, потягиваясь, разбрасывал.
2. Деепричастие возвратное: переписывая, стукнувшись, приплясывал.
4. Деепричастие несовершенного вида: перебежав, запираясь, вымывшись.
5. Деепричастие, образованное от переходного глагола: прикрывая, занимаясь, подскочив.
Подведение итогов урока. Рефлексия
Вот и заканчивается наш урок, давайте подведём итоги. Поделитесь своим впечатлением об уроке, используя для этого неоконченные предложения:
- Меня особенно привлекло и заинтересовало...
- Я полностью понимаю, что...
- То, что мне стало известно, может повлиять на...
- Какую оценку за урок вы бы поставили себе?
Ребята, проанализировав сейчас свои умения, вы имеете дома возможность устранить пробелы в ваших знаниях, продолжить дома подготовку к контрольной работе. Надеюсь, что вам было комфортно работать сегодня на уроке, и вы получили удовлетворение от результативности урока.
- Отражая своё самочувствие в конце урока, отметьте ваше настроение.
Смайлики.
Спасибо всем за урок!