Цели:
- совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь;
- формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки.
УУД:
Регулятивные:
- учиться принимать учебную задачу, сохранять ее в течение всего урока;
- выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, на доске);
- фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;
Познавательные:
- ориентироваться в информационном материале учебника;
- совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели;
- учиться строить простые рассуждения;
Коммуникативные:
- использовать простые речевые средства;
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение;
- отвечать на вопросы учителя.
Личностные:
- проявлять положительное отношение к учебному предмету «Русский язык»,
- осознавать его значение, проявлять интерес к новому учебному материалу.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверяй скорей дружок:
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка.
Каждый хочет получать только лишь оценку «5».
- Ребята, а как будем работать?
- Cпустя рукава засучив рукава
- Ушки на макушке
- В одно ухо влетело, в другое вылетело
II. Проверка домашнего задания
III. Постановка цели и задач урока
- Ребята, нам предстоит сейчас разгадать три слова. И загаданы они все по-разному.
- Первое слово представлено в виде шифра на доске:
(воробьи)
- Второе слово вы узнаете, если внимательно послушаете загадку:
Дождались зимы друзья;
По реке бегут, скользя.
Лед срезают, как ножи,
Выполняя виражи. (коньки)
- Третье слово отгадаете, если запишите его по частям. Первый слог этого слова такой же, как второй слог в слове каМЕра. Следующая буква, которую вы напишете - это пятая буква алфавита. Следующее буквосочетание, как первый слог в слове ВЕтер. Конец слова узнаете, если запишете буквенное обозначение данного звука [д']. Какое же слово у вас получилось? (медведь)
- Что общего у этих слов? (Во всех словах есть мягкий знак)
- Где находится? Какова его роль?
- Как вам кажется, о чём пойдёт речь? (О написании мягкого знака)
- Какие цели вы перед собой ставите? (ответы детей)
IV. Актуализация знаний
- Какое слово по вашему мнению лишнее? Почему? (Слово КОНЬКИ, так как отвечает на вопрос «что?» - неодушевлённый предмет)
1. Словарная работа.
- Слово Коньки - это словарное слово. Запишите его и подберите однокоренные слова к слову коньки. (Конькобежец, коньковый).
- А как вы считаете, слова конь - коньки однокоренные? (ответы детей)
- В Россию коньки привез известный своими новаторскими идеями Петр I.
Он же и первый придумал крепить лезвия прямо к сапогам.
Кстати, само слово «коньки» произошло, как не сложно догадаться, от слова конь. А объясняется это тем, что русские мастера часто вырезали на длинных загнутых носах, которыми обладали первые коньки, фигуры коней. В наше время учёные решили, что они не должны считаться однокоренными они начали рассуждать так: Да у этих слов корни одинаковые но это ещё не значит, что они однокоренные. Ведь тогда должны и их значения быть похожими, но это не так, у них совершенно разные значения. Вот почему эти слова не считаются однокоренными.
2. Работа в парах.
- Перед вами шесть слов (пальто, медведь, тетрадь, кольцо, письмо, якорь). Подумайте, какое задание можно выполнить с этой группой слов? (Распределить на две группы)
- По какому принципу? (Первая группа - слова с мягким знаком в конце слова, вторая - в середине.)
- Запишите слова в два столбика в тетради.
3. Физкультминутка «Гномики в домике»
- Когда услышите слово с мягким знаком в конце слова - присядьте, в середине - встаньте и поднимите руки вверх.
Тюлень, васильки, день, осень, сальто, борьба, львы, скользкий, плыть, зверьки, окунь, угольки, мальчик, девочка.
- А почему на последнем слове не выполнили никаких движений? (чк, чн, нч пиши без мягкого знака).
V. Применение знаний и умений в новой ситуации
4. Работа по учебнику.
- Прочитайте стихотворение на стр.126, упр.207
- Найдите слова с буквой «Мягкий знак» (ь).
- Какое слово нельзя перенести с одной строки на другую?
- Как разделить слова с мягким знаком в середине слова для переноса? (Мягкий знак не отрывается от предыдущего согласного, мягкость которого он обозначает).
- Выполните письменное задание к упражнению.
5. Работа в группе. Запись по памяти.
- Посмотрите, на доске записаны пары слов. Запомните их и напишите в тетрадь по памяти.
(Рисунок - альбом; Конверт - письмо; Пуговица - пальто; Поляна - пеньки; Иголки - ельник)
VI. Контроль усвоения знаний
Самостоятельная работа по учебнику: с.128, упражнение 209.
- Спишите три любых предложения. Взаимопроверка.
VII. Рефлексия
- Ребята, что вы запомнили на уроке? Продолжите предложение.
- Оцените свою работу по «Лесенке успеха». Оценивание детей.
VIII. Домашнее задание
- Cтр.127 упр.208.
- Дополнительно: звукобуквенный разбор слова (ельник).