Организация школьной библиотеки
-
Конференция заинтересованных читателей 2008
Конференция – эффективная форма работы с читателями 13–14 лет, позволяющая объединить возможности урока литературы, школьной библиотеки, творческих объединений дополнительного образования. Это итоговое мероприятие "Недели детской и юношеской книги", знакомящее с книжными новинками, самодеятельным литературным творчеством учеников, результатами опросов читателей, творчеством писателей-юбиляров текущего года. Перед участниками ставятся практические задачи и прослеживаются пути их решения. Главная цель – воспитание массового читателя.
-
"Русской речи Государь по прозванию Словарь" (О работе с книгой А.Е. Смирнова "Дар Владимира Даля") 2008
В статье раскрывается опыт работы с учащимися 6–7-х классов по подготовке и проведению презентации книги А.Е.Смирнова "Дар Владимира Даля", являющейся замечательным практическим пособием по использованию Толкового словаря живого великорусского языка. Здесь также приводятся примеры работы со Словарем В.Даля по методике писателя А.Смирнова. Главные цели мероприятия - повышение речевой культуры школьников и пробуждение любви и интереса к родному языку, к русской истории и культуре.
-
Литературная игра "Умники и умницы" по произведениям Евгения Пермяка (3–4-е классы) 2008
Игра "Умники и умницы" по произведениям Евгения Пермяка для учащихся 3–4-го класса проводится для привлечения детей в библиотеку, привития интереса к чтению, расширения читательского кругозора, изучения творчества писателя, формирования умения внимательно читать книгу и высказывать свое мнение о прочитанном. Книги писателя стимулируют формирование таких человеческих качеств, как трудолюбие, честность, воспитанность, уважительное отношение к старшим, забота о младших и слабых.
-
Интегрированное мероприятие (устный журнал) "Казань юбилейная" 2008
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны.
-
Библиотечная поддержка воспитательной функции семьи в развитии семейного чтения 2008
Разговор пойдет о проблемах стратегии и тактики работы с родителями наших учеников, вокруг чтения и книг. Задачи отбора книг для чтения, методической и библиографической помощи родителям всегда стояли перед профессионалами - библиотекарями и учителями.
-
Имидж школьной библиотеки 2008
Сценарий деловой игры с целью создать имидж школьной библиотеки. В ходе игры учащиеся знакомятся со значением слова «имидж», учатся работать в группе, анализировать и делать выводы, используя жизненный опыт при высказывании суждений.
-
Урок литературы по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Утес" 2008
Тема Кавказа неразрывно связана с лирикой М.Ю.Лермонтова. Но не все дети знают, кто еще из русских классиков был в свое время на Кавказе, почему и как это отразилось на его творчестве. Об этом идет речь на данном уроке. Предлагаемый дополнительный материал (презентации) может быть использован весь или частично на данном уроке, в зависимости от уровня подготовки учащихся и целей, поставленных учителем к данному уроку.
-
Урок литературного чтения по стихам А.А.Фета 2008
Дети читают по-разному – скорость чтения, глубина понимания отличаются. На успешность прочтения и понимания текстов влияют их синтаксические особенности и содержательный аспект. Предлагаемый урок представляет собой подробную разработку, а также две презентации: по уроку и биографии автора, которые можно использовать как на данном уроке, так и на обобщающем.
-
Игра-викторина "От зимних святок до зелёных" по принципу игры "Умники и умницы" 2008
В древнейших обрядах и обычаях выражен характер славян. Данная викторина углубит знания детей о народных праздниках, развивает интерес к самостоятельному дальнейшему изучению традиций своего народа, к поиску необходимой литературы по данной теме.
-
Читаем всей семьей 2008
Внеклассное мероприятие "Читаем всей семьёй" проводится с использованием компьютерных технологий в форме конкурсной программы для учащихся и родителей начальных классов. Целью данного мероприятия является организация совместного досуга детей и родителей, развитие познавательной активности, приобщение к семейному чтению.
-
Роль библиотеки в подготовке специалиста (из опыта работы библиотеки Галичского аграрного техникума Костромской области) 2008
Библиотека образовательного учреждения содействует формированию высококультурной личности студента на основе реализации системы внеурочных форм работы: преподавание факультативного курса "Культурология", организация клубов по интересам (литературная гостиная, студенческий клуб "Кругозор").
-
"Ах, этот бал, краше не было бала…" — приобщение к миру прекрасного 2008
Современное образование предусматривает формирование и воспитание художественного вкуса и культуры чтения. Достижению этой цели способствует совместная работа педагогов и библиотекаря. Ярким примером такого сотворчества является бал. Такие вечера способствуют выявлению и развитию творческих способностей учащихся, укреплению основ дружбы, взаимопонимания и единения, являются символом содружества учащихся и учителей, прививают чувство красоты и грации, воспитывают уважение к традициям. Стимулируют к посещению библиотеки и прочтению понравившегося произведения.
-
Библиотечное мероприятие "Чудесная страна Библиотека" 2008
Внеклассное мероприятие в библиотеке с учащимися 1–4-х классов "Чудесная страна библиотека" проводится с целью привлечения детей в библиотеку, пропаганды чтения, знакомства детей с историей возникновения письменности и книги, а также с правилами обращения с книгой.
-
"Путешествие в Солнечный город": герои и книги Николая Носова. Утренник для учащихся 3–4-х классов 2008
Каждый год в апреле в нашей библиотеке проходит Неделя детской книги. В рамках недели мы проводим мероприятия по пропаганде книги и чтения. Учащихся начальных классов мы приглашаем на утренник, посвященный творчеству одного из детских писателей. "Путешествие в Солнечный город" мы готовили вместе с ребятами и педагогами. Успешность любого дела можно измерить определенными критериями. При подготовке и после проведения праздника, посвященного творчеству Николая Носова, были выданы практически все экземпляры книг Носова, просмотрены фильмы с экранизацией его произведений. Дети написали отзывы, в которых выразили свое отношение к понравившимся произведениям, нарисовали иллюстрации к любимым рассказам Носова.
-
Памяти павших будьте достойны! 2008
Час общения может быть проведен в 9-х классах на 23 февраля, 9 Мая. Мероприятие позволяет выявить творческий потенциал учащихся (сочинение стихотворений, чтение стихов) и выполнить задачи профориентации (журналистика, литературный критик, пользователь ПК). Сценарий содержит информацию по военной тематике, стихи поэтов-фронтовиков и самих учеников, обзор литературы о войне и отзывы о прочитанном. В работе предложены вопросы для интервью с участником боевых действий и вариант музыкального сопровождения мероприятия.
-
Библиотечный каталог как информационно-поисковая система 2007
Целями представленного урока, проводимого в рамках спецкурса для старшеклассников "Основы информационной культуры личности", являются закрепление знаний о каталоге и выявление общих и различных черт при поиске информации в карточном и электронном каталогах. В течение урока учащиеся практикуются в составлении библиографического описания и в поиске информации по тематическому запросу в традиционной, ручной и автоматизированной системах.
-
Учимся читать книгу (библиотечно-библиографический урок-совет для учащихся 4-го класса) 2007
При переходе из начальной школы в среднее звено очень важна техника чтения; ведь перед детьми стоит сложная задача – освоение новых предметов, осуществление которой невозможно без навыков вдумчивого и осмысленного чтения. Данный урок – один из заключительных этапов в системе библиотечно-библиографической грамотности обучающихся в начальном звене. Строится он на чтении и обсуждении рассказа К. Паустовского "Барсучий нос".
-
Любимый герой Древней Греции 2007
Одной из самых любимых детских книг является книга "Герои Эллады", рассказывающая о подвигах героев Древней Греции Ясона и Геракла. Школьники с большим интересом читают о подвигах Геракла. Этот материал способствует формированию у подрастающего поколения, в первую очередь юношей, мужского начала, желания стать защитником своих близких, Родины. Материал может быть использован как на уроках мировой художественной культуры по теме "Античная литература", так и на уроках литературы в 6-м классе по теме "Мифы". Классный руководитель может использовать данный материал в беседах со школьниками на морально-этические темы, к Дню защитника Отечества.
-
Внеклассное мероприятие "В стране литературных героев" 2007
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 5-6-х классов в форме литературной игры. Цель данного мероприятия - привить интерес к чтению, привлечь читателей к активному посещению школьной библиотеки, развивать творческие и актерские способности учащихся.
-
Библиотечный час "Здравствуй, зимушка-зима!" (Стихи русских поэтов о зиме) 2007
Главная моя цель, как библиотекаря – привить любовь к книге, воспитать потребность в чтении и культуре чтения. В своей работе применяю новые идеи, находки, разнообразные формы и методы по привлечению учеников к систематическому чтению детской литературы. Своим библиотечным часом хочу не только приобщить детей к чтению, но и переориентировать от чтения комиксов, «ужастиков», низкопробной литературы на чтение высокохудожественных произведений, затронуть их души, сердца, сохранить у ребят желание открывать для себя красоту окружающего мира через поэтическое слово. Библиотечный час «Здравствуй, гостья – Зима!» рекомендован для проведения с учащимися начальной школы.
-
Информационные технологии в работе информационно-библиотечного центра 2007
Обилие информации не приводит к системности знаний. Детей необходимо научить правильно усваивать информацию, а для этого надо научить их ранжировать, выделять главное, находить связи и структурировать её. Надо научить и целенаправленному поиску информации, поисковой деятельности. Для школ, а следовательно и для школьных библиотек, возникает проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию в условиях её обилия, усваивать её в виде новых знаний. То есть речь идет о формировании у наших читателей информационной компетенции.
-
Создание презентации на тему: "Солнечная система и использование возможностей энциклопедий при сборе информации" 2007
Данное занятие является одним из занятий элективного курса "Что мы знаем о небесных телах?" (автор В.Н. Комиссаров). Очень удачно его проводить в классе после изучения темы "Создание презентаций" на информатике. Тогда учащиеся видят практическое применение знаний этой темы. Учащиеся с удовольствием выступят перед другими, например, перед пятиклассниками на уроках природоведения.
-
Вечер авторской песни "Возьмемся за руки, друзья" 2007
Первое мероприятие в 11-м классе строится как музыкально-литературный монтаж, соединяющий в одно смысловое и художественное единство стихотворения, факты из биографии, фрагменты дневников, писем, воспоминания современников о поэтах-песенниках. Композиция дает школьникам не просто образцы анализа, но и предварительный комментарий в особой эмоциональной форме, необходимый для восприятия стихов, и тот душевный настрой, без которого нельзя изучать поэтов. При помощи электронной газеты учащиеся наглядно видят поэтов-песенников, могут сами прочитать текст, что способствует лучшему запоминанию; тексты песен на экране позволяют петь песни хором всем залом. Программы созданы на основе Microsoft Power Point (презентация).
-
Библиотечный урок для 6-го класса на тему: "Формирование культуры чтения" 2007
На уроке "Формирование культуры чтения" повторяется материал предыдущего урока, создается такая психологическая атмосфера, при которой лучше всего усваивается материал обучающего характера, объясняется новый материал, обобщается услышанное и делаются выводы.
-
Литературно-музыкальная гостиная "…Он весь - свободы торжество!" 2007
Особую роль в жизни человека играет лирика. Интерес к поэзии – это показатель духовности, эмоциональной отзывчивости. Ведь в настоящей поэзии сочетается добро, красота, правда. Для приобщения учащихся к лирике, творчеству на базе школьной библиотеки в течение ряда лет работает литературно-музыкальная гостиная, основной задачей которой является знакомство школьников с жизнью и творчеством замечательных людей разных поколений. Литературно-музыкальная гостиная «…Он весь – свободы торжество!» знакомит учащихся с поэзией А.А. Блока, раскрывает силу и глубину любви, сложность, противоречивость личной судьбы поэта.
-
Совместная работа библиотекаря и учителя по воспитанию культуры чтения учащихся начальных классов 2007
В данной работе мы предлагаем основные вопросы по воспитанию культуры чтения и приводим примеры из опыта.
-
Внеклассное мероприятие в детском доме "Праздник урожая" 2007
Предлагаем вашему вниманию сценарий проведения внеклассного мероприятия "Праздник урожая". Работа представлена в форме театрализованного представления, которое в игровой форме с использованием игровых ситуаций помогает детям в полной мере раскрыть свои способности.
-
Турнир "Форт Боярд" 2007
Турнир разработан как внеклассное мероприятие для начальных классов. Проводится с целью развития интереса к школьным наукам, внимания, мышления, логики, формирования коллективизма и взаимопомощи, расширения познавательной деятельности, а выполнение заданий поможет при формировании учебной мотивации.
-
Война и эмиграция 2007
Наиболее неизвестные страницы истории русского литературного зарубежья – позиция, судьбы русской эмиграции во время Второй мировой войны. Все они оказались перед сложнейшим выбором: поддержать фашистов, чтобы избавить Россию от большевизма, или поддержать СССР в борьбе с фашизмом, чтобы оставить Россию на мировой карте.
-
Конспекты занятий о птицах тайги (воробей, снегирь) 2007
Представленный конспект поможет педагогам расширить знания детей о птицах тайги (воробье, снегире), повадках и способах передвижения. Используя игровые приемы, педагог сможет привлечь внимание детей к изучаемому материалу. Предложенные стихи, загадки, песенки можно предложить для семейного чтения. Аналогично педагоги могут составить конспекты занятий и о птицах других природных зон.