"Русской речи Государь по прозванию Словарь" (О работе с книгой А.Е. Смирнова "Дар Владимира Даля")

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


“Русской речи Государь по прозванию Словарь”

(О работе с книгой А.Е.Смирнова “Дар Владимира Даля”)

О Владимире Дале писали П.И. Мельников-Печерский, М.Я. Бессараб, М.А. Булатов и В.И. Порудоминский, Г.П. Матвиевская и И.К. Зубова… Каждое из этих изданий адресовано разным категориям читателей, а поэтому преследовало разные цели. Казалось бы, что еще нового можно сказать об этом великом человеке? Тем не менее, новая книга А.Е. Смирнова об ученом-собирателе – “Дар Владимира Даля” (М.: Дрофа, 2005) – стоит, мне кажется, особняком в этом ряду. В ней от первой страницы до последней рассказано и показано на самых разных примерах, как нужно работать, как читать Словарь Владимира Даля, и подробно объяснено, чем этот Словарь отличается от современных толковых словарей русского языка. А. Смирнов написал не просто книгу для чтения о жизни великого человека. Он слишком хорошо знает своего читателя и понимает, что даже захватывающее чтение может потом смениться забвением. Книгу откладываешь и забываешь о ней или о своих планах, с ней связанных. Чтобы этого не произошло, автор постоянно обращается к читателю, предлагая принять участие в практической работе: в игре со словами, ответить на загадки, поупражняться в стилистике, подобрать синонимы и антонимы. И при этом каждый раз вместе с писателем мы обращаемся к Далеву словарю. Кроме того, в книге множество примеров с разбором разных словарных статей, которые показывают, как В. Даль работал над ними, какие сведения в них включал, как толковал то или иное слово, как использовал, какие пословицы со словом приводит в статье. Не удивительно, что у детей при таких частых обращениях к Далю эта работа превращается в привычку.

Но Словарем Даля надо уметь пользоваться. Он сильно отличается от современных изданий подобного рода. И писатель дает в своей книге очень четкое и конкретное представление обо всех различиях.

Всю работу с книгой А.Е. Смирнова мы поделили на несколько этапов:

  • подготовительный этап – первое знакомство с книгой, чтение отдельных глав в классе, выбор и обозначение разных тем в рамках большой, главной проблемы – представления книги;
  • практический, поисковый или исследовательский этап, когда дети в группах готовят вне класса выбранные ими для себя задания;
  • и собственно сама презентация, на которой дети выступают – защищают свои проекты.

При обсуждении книги на подготовительном этапе были обозначены для последующих разработок следующие темы и задания к ним:

Презентация

1. “А.Е.Смирнов – автор книги “Дар Владимира Даля”.

- В статье Юлии Фроловой “Живой язык Даля” рецензент пишет: “Что мне очень понравилось в этой книге – отчетливый, обращенный к читателю авторский голос. В книге… живая речь человека, который и сам-то сразу не понял, что такое словарь В.И. Даля…”.

А что вы, читая книгу “Дар Владимира Даля”, узнали об авторе и можете сказать об “авторском голосе”?

(Дети легко выделяют в книге эту информацию и рассказывают, что А.Е. Смирнов – поэт, у него к родному языку отношение особенное, об этом написано стихотворение, которое приводится в книге. В школе он не считал важным для себя труд Даля. Но потом имел важную для него беседу с поэтом-переводчиком В.Левиком. А позже купил Словарь Даля в заграничной стране. Над книгой о Дале писатель работал легко и с удовольствием…).

- Подготовьте устный рассказ о писателе А. Смирнове, используя и другие источники.

2. “Мое первое впечатление о книге”.

- Расскажите о книге. Как она построена? Почему автор сравнивает ее с “многослойным пирогом”? На какие шесть тем поделен каждый большой раздел книги? Какие задания предлагаются в книге? Нравится ли вам ее оформление? Чем, по-вашему, эта книга отличается от других биографических изданий?

- Книга А. Смирнова прекрасно оформлена и иллюстрирована. Попробуйте проанализировать всю представленную в ней живопись и иллюстрации. Каких жанров работы встречаются, в какое время написаны, каких художников; кого из них вы знаете, а с кем встречаетесь впервые?

- Многие страницы своей книги А. Смирнов посвятил жизни и быту русского человека середины XIX века. Организуйте выставку народных промыслов, на которой могут быть представлены вышитые полотенца, занавески, скатерти, изделия из дерева, бересты, м.б., гончарная посуда, т.д. В каждом доме можно найти такие предметы домашнего обихода. Проведите экскурсию по выставке.

- Подготовьте компьютерную презентацию книги А. Смирнова в программе Power Point.

3. “Владимир Иванович Даль – жизнь, судьба, творчество”.

- По таланту, щедрой одаренности, разносторонности интересов и знаний, способностей и дарований В.И. Даль был похож на человека эпохи Возрождения. Расскажите, чем приходилось заниматься В. Далю в жизни, каковы были его познавательные интересы.

- При жизни ученого вышло 8-томное издание его сочинений. Раскройте литературное творчество В. Даля, что он написал, какие темы затрагивал, в каких литературных жанрах работал.

- Прочитайте очерки В. Даля, о которых А. Смирнов рассказывает в “Картинках народного быта”. Подготовьте инсценировки по этим рассказам.

- Расскажите все, что вам известно о работе Даля по сбору пословиц и поговорок. Как ученый использовал собранные им пословицы?

4. “Дар, завещанный потомкам”: о “Толковом словаре…” В.И.Даля.

- Почему Словарь В. Даля – особенный? Чем он отличается от современных толковых словарей?

Работая с книгой А. Смирнова и обращаясь затем к Словарю Даля, ученики отмечают, что свой словарь В.И. Даль создавал в XIX веке, поэтому в нем использован алфавит старого русского языка, действующий до 1917 года, в котором были буквы, отсутствующие в современном языке.

В Словаре Даля собраны слова живого языка, то есть языка, на котором говорит народ в своем ежедневном общении. Другие словари включают литературный язык. Живой язык богаче и обширнее литературного. Поэтому Словарь Даля содержит более 200 000 слов, а, например, 17-томный толковый словарь Академии Наук – 120 000 слов.

Еще одно важное отличие в том, как составлен этот словарь. В современных словарях все слова расположены в алфавитном порядке, при котором родственные слова оказываются разбросанными по словарю. Другой способ – корнесловный. При таком способе в одну общую статью, под общий корень войдут самые разные по значению слова. Даль остановился на среднем пути – гнездовом или семейном порядке составления словаря, когда во главе семьи ставится глагол, имя существительное или имя прилагательное. Алфавитное следование сочетается с корнесловным наполнением, что позволяет сохранить общепринятый алфавитный порядок и сберечь родственные отношения между словами одного корня. Это несколько затрудняет поиск нужного слова, но зато превращает разыскивание слов у Даля, по словам А.Смирнова, в творческое дело.

Информация о “Толковом словаре…” Даля необходима для последующей работы с ним. Основная задача, которую ставили перед собой, – пополнение своего словарного запаса. А еще хотелось показать, как не нужно говорить. Современные дети в большинстве своем привыкли изъясняться между собой при помощи слов-паразитов: “блин”, “в натуре”, “короче”, “типа”, “как бы”, “в принципе”… Этот список можно еще долго продолжать. Слова-паразиты известны давно и, как правило, служат для заполнения пауз в речи. Все они несут на себе заряд двусмысленности и свидетельствуют о желании говорящего закамуфлировать незнание предмета. Это удобная лазейка, дающая возможность быть неточным, некомпетентным и неискренним. “Но как только, – пишет А. Смирнов, обращаясь к юному читателю, – тебе понадобится изъясниться посодержательней, потоньше, посложней, сразу скажется нехватка слов и бедность вашего словаря. А ведь нужно не только точно передать смысл, речь должна быть еще верной по чувству, по тону, по уместности словоупотребления”.

Детям не знаком постулат: язык – дом бытия, а дом должен быть чист. И, может быть, надо по-настоящему испугаться (о, как мы говорим!), спохватиться и начать действовать?

Как же, читая словарь, пополнять свой словарный запас?

В конце книги, когда читатель уже набрал опыта в работе со Словарем, А.Е. Смирнов предлагает самостоятельно подобрать “гнездо” к слову “птах” (“птаха”) по примеру того, как это проделывал в своем Словаре В.И. Даль. На одной из подготовительных встреч мы вместе составляли такое “гнездо”. А потом, выполняя домашнее задание, дети в группах работали самостоятельно над составлением словарных статей к другим словам. Вот некоторые виды заданий, которые предлагались детям:

  • В какой статье в Словаре В.И. Даля, вы нашли искомое слово?
  • Запишите все однокоренные слова, какие вспомните;
  • К именам существительным подберите определения;
  • Предложите к слову синонимы;
  • Вспомните известные и крылатые выражения со словом (то есть нужно показать, как употребляется слово);
  • Подберите пословицы и поговорки.

Читаю детям стихотворение “Река и Речь” поэтессы из Павлодара (Казахстан) Ольги Григорьевой:

Что нужно мне еще, жива пока,
Чтоб душу живу в суете сберечь?
Чтоб за окном моим текла река.
Чтобы во мне текла родная речь.

Какое счастье – жить на берегу
И отражаться в утренней реке.
Какое счастье – говорить могу
И думаю – на русском языке.

Словарь у наших предков был – “речник”.
Реченье, речь, речной – так корень схож!
У Иртыша, Оки, у полки книг –
Там, где Река, всегда меня найдешь.

Детям было предложено составить “гнезда” к словам “река” и “речь”. В процессе работы они, используя “Школьный словообразовательный словарь” и Словарь В.И. Даля, должны ответить на вопрос, от одного ли корня происходят эти разные слова.

На презентации книги дети показывали результаты своей работы. Сначала они подобрали однокоренные слова:

Речь – речистый, красноречивый, красноречие, реченье, перечить, наречие, речевой, нарекать, упрекать, попрекать, предрекать, обрекать, изрекать, изречение…

Из “Словообразовательного словаря” добавили: речисто, речистость, красноречиво, красноречивость.

Затем предложили определения к слову “речь”: родная, умная, мудрая, грамотная, выразительная, богатая, ясная, чистая, живая, подготовленная, импровизированная, невнятная, тихая, отчетливая, деловая, стихотворная…

и совершали действие над словом: речь готовится, творится, произносится, льется, развивается, хранится (А. Ахматова. “Мужество”: “И мы сохраним тебя, русская речь…” – подсказка учителя), бережется, лелеется… “А как речь-то говорит, словно реченька журчит…” (А.С. Пушкин).

Синонимы: речь – разговор, беседа, слово, проповедь, устное обращение, наставленье, поученье, рассужденье, изложенье, объясненье, изреченье, выраженье…

Когда словарный запас у детей иссяк, они обратились к Далю. У него это слово находят в “гнезде” “Речи”. Вот что предлагает создатель Словаря: рещи (церк.), речить, рекать (говорить, молвить, сказать);

Реки, рцы (говори, сказывай); реченый (названный, поименованный); возрекать (обвинять, клеветать), вырекать (произнести), дорекать (договаривать), зарекать (запрещать); изречи (проговорить), обречь (приговорить), отречься (отказаться), пререкать (спорить), предречь, прорекать (предсказать), урекать (обвинять, винить);

Реченье, речь (слово, изреченье, выраженье);

Реченник, речник (словарь, словотолковник) – (см. у О. Григорьевой строчку: “Словарь у наших предков был – “речник”…”).

Любопытное разграничение замечают ученики у прилагательных: красноречивое выступление – значит увлекательная, убедительная речь; речистый человек – это человек с чистой, плавной, ясной, внятной речью; речевитый – хорошо говорящий;

Речистость, речевитость;

Речить (заговаривать, шептать, колдовать), рещи, речи, реку (глаголы).

Пословицы с однокоренными словами:

Речи слышали, да дела не видим.

Речи, что снег, а дела, что сажа.

Речи, что мед, а дела, что полынь.

Не верь своим очам, верь моим речам.

Не о том речь, что некуда лечь, а о том речь, что нечего печь.

Одна речь не пословица.

Не спеши голову рубить, прикажи наперед речь говорить.

Речист, да на руку не чист.

Не речист, да кафтан борист (не умен, да богат).

И речисто, да нечисто.

Правда не речиста.

Дар речи присущ всем, мудрость души – немногим.

Речь твоя тебя обличает (Латинское выражение).

Другая группа работала со словом “река”:

Речка, реченька, речушка, речонка, речник, речной, двуречье, междуречье, поречье, заречный…

Употребление: река течет, бежит, шумит, перепрыгивает (с камушка на камушек), несет (свои воды), разлилась, расширилась… Еще одна подсказка детям: “Река раскинулась. Течет, грустит лениво и моет берега…” (А. Блок. “На поле Куликовом”).

Дети не нашли этого слова в “Школьном словообразовательном словаре”. А в Словаре Даля в статье “Речи” приводятся слова “река”, “речной”, и далее следует важное замечание: “вероятно, того же корня, но отшатнулось и стоит по себе”. В этом, видимо, и кроется ответ о происхождении двух разных слов – “река” и “речь”.

Группа детей, проводившая аналогичную работу со словом “смех”, оформила свой результат в виде таблицы:

Статья, в которой найдено слово Однокоренные слова Определения к слову Известные выражения со словом Пословицы и поговорки
В Словаре В.И. Даля – статья “Смех” Смешок, смешинка, смехота, смехач, посмешище, усмешка, насмешка, смеюнчик, смешливость, несмеяна (царевна), смешно, смешной, смехотворный, смешливый, засмеянный, осмеянный, смешить, рассмешить, посмешить, усмехаться, смеяться, засмеяться, осмеять, засмеять, рассмеяться…

У В.И. Даля:

Смешки (веселая беседа), смешенье, смешка; смешник, смешница, смехотник, смехотница (шутник, шутница, балагур, весельчак), насмешник (зубоскал), пересмешник; смехотвор, смехотворка, смехотворец, смехотворица; смеянье, смехословие (шутливый разговор), смехотворный, смехотворство, смехотворничать, смехота, смех`отное дело (забавное, смешное)…

Смех веселый, здоровый, добрый, добродушный, саркастический, иронический, смех сквозь слезы;

у В. Даля: простодушный, задушевный, злостный, злорадный, сардонический, смех презренья

Поднять насмех; Курам насмех; Смешинка в рот попала;

Выставлять на посмешище;

Смеяться до слез;

Смех сквозь слезы;

Царевна-несмеяна;

Посмеются и перестанут; Со смеху покатиться;

Лопнуть от смеха; Удержаться от смеха;

Не до смеху;

Над кем смеетесь – над собой смеетесь;

Смехом исправлять нравы (латин. выражение).

Смех смехом, дело делом.

Хорошо смеется тот, кто смеется последним.

Мал смех, да велик грех.

Грехи не смешны.

Навели на грех, да и покинули на смех.

И смех, и грех.

Иной смех плачем отзывается.

Смех до плача доводит.

Людям тын да помеха, а ему смех да потеха.

Смеяться не ум являть, а белы зубы казать.

Не смейся чужой беде, своя на гряде.

После такой работы можно поговорить о словотворчестве – создании или придумывании новых слов, которым занимались, например, поэты-футуристы. Стихотворение “Заклятие смехом” (1909) Велимира Хлебникова – образец такого словотворчества. Предлагаю его вниманию детей:

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

В. Хлебников писал, что “творить слова” – это значит “найти, не разрывая корней, волшебный камень превращенья всех славянских слов одно в другое…”. Из корня “смех”, не нарушая законов русского словообразования, поэт создал звучное стихотворение.

Дети работают с текстом стихотворения: читают, записывают в одну колонку слова с корнем “смех”, которые употребляются в современной речи, в другую – слова, созданные Хлебниковым. Может быть и третья колонка – слов, придуманных детьми.

В предисловии к книге А.Е. Смирнов пишет: “Человек часто ищет чудеса там, где их нет, а настоящее чудо воспринимает как должное, как что-то само собой разумеющееся. Явление Даля стало чудом русской культуры. Еще при жизни его очень высоко оценили люди проницательные, а вот новым поколениям осознавать подвиг собирателя становилось все трудней. Многим из нас только предстоит его воспринять. И может быть, эта книга послужит таким введением в чудо…”.

Мы почувствовали на себе прикосновение этого чуда. А еще приятно осознавать, что это не единоразовая работа, а только начало, обещающее много других интересных встреч с русским словом.

Библиография:

  1. Смирнов А.Е. Дар Владимира Даля: книга для внеклассного чтения \А.Е. Смирнов – М.: Дрофа, 2005. – 175 с., ил., портр.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т.1-4 \В.И.Даль. – М.: Терра, 1995.
  3. Даль В.И. (Казак Луганский). Повести. Рассказы. Очерки. Сказки \В.И.Даль; Сост. Л.П.Козлова, В.П.Петушков. – М.-Л.: Худож. лит., 1961. – 461, [2] с.; 1 л. портр.
  4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки \Сост., вступит. ст., коммент. Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с. – (Б-ка словесника).
  5. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: пособие для учащихся \А.Н.Тихонов. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991. – 576, [1] c.
  6. Фролова Ю. Живой язык Даля \Ю.Фролова. – Библиотека в школе. – 2006. – № 7. – С. 16-18.