Роль библиотеки в подготовке специалиста (из опыта работы библиотеки Галичского аграрного техникума Костромской области)

Разделы: Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа


Приоритетный национальный проект “Образование”, осуществляемый в нашей стране, предъявляет высокие требования к обновлению всей образовательной сферы и повышению престижа каждого учебного заведения. Педагогический коллектив нашего техникума видит свою задачу не только в формировании у студентов профессиональных умений и навыков, но и в воспитании будущих специалистов на лучших педагогических традициях, повышении их общекультурного уровня. Важнейшей составляющей в многогранной деятельности по обучению и воспитанию молодёжи является работа библиотеки как структурного подразделения образовательного учреждения. Издавна библиотеку называют “храмом культуры”, её главное назначение останется прежним: обеспечение доступа к информации и распространение знаний, забота о воспитании и совершенствовании личности. (Приложение 1) Поэтому работники нашей библиотеки видят свою задачу в необходимости вооружить выпускника техникума не только специальными, но и гуманитарными знаниями, содействовать формированию высококультурной личности.

Огромным образовательным потенциалом обладает культурологическая подготовка студентов. В библиотеке, как в центре духовности и культуры, созданы комфортные условия для проведения занятий по факультативному курсу “Культурология”. Преподавателем, заведующей библиотекой В.А. Демидовой, филологом по образованию, решаются важные задачи формирования у студентов вторых курсов гуманистического мировоззрения; воспитания нравственных качеств, необходимых в овладении профессиональным мастерством; создания базы для успешного освоения общеобразовательных и специальных дисциплин.

Авторская рабочая программа по данной дисциплине отражает специфику, сельскохозяйственный профиль учебного заведения, духовные и краеведческие приоритеты. (Приложение 2) Студенты знакомятся с основами науки, культурогенеза, культурософии, понятием культа, его видов, уясняют причины угасания русской культуры, кризисных явлений в обществе. Интегрированное занятие по теме “Культ слова” формирует у студентов почтительное отношение к слову как к эквиваленту культуры. В теме “Библия как источник мировой и отечественной культуры” заостряется внимание на нравственных заповедях христианства, основе православной культуры. В теме “Виды и формы культуры” раскрываются виды культурной деятельности человека по отношению к природе и обществу. Основное понятие культурологии – традиция, поэтому большое внимание уделено изучению норм, образцов, обычаев, обрядов, ценностей культуры.

Лекции, самостоятельные занятия, экскурсии, музыкальные часы, уроки-конкурсы осуществляются с помощью разнообразных методов и приёмов: бесед, проблемных вопросов и заданий, тестирования; работы с периодическими изданиями, защиты творческих исследовательских работ, рефератов, выступлений с докладами, оформления сочинений, составлением отзывов о посещении краеведческого музея, викторин, нетрадиционных интеллектуальных игр, видеопросмотров и др.

Проведение занятий в помещении библиотеки привлекает студентов возможностью проявить в атмосфере доверия свою любознательность, эрудицию, характер, творческие способности и интересы, воспитывать в себе качества, необходимые будущему специалисту.

В одном ряду с важнейшими государственными задачами в области модернизации образования, сохранения и развития национальной культуры стоят проблемы чтения, интерес к которому серьёзно упал за последние двадцать лет. Так, среди юношества преобладает прагматичное чтение, связанное с заданиями преподавателей по изучаемым предметам. В Национальной программе поддержки и развития чтения (сроки реализации 2007 – 2020 годы) говорится: “…Необходимо создать в стране условия для массовой интенсификации процессов чтения, повышения качества и разнообразия прочитываемой литературы во всех областях знаний, обмена мнениями о прочитанном, для роста престижности чтения как культурной ценности”.

Наша библиотека за всю свою историю (Приложение 3) не утратила главной традиции, существующей ещё с советских времён, - популяризации книги и вовлечение в активное чтение тех, кто по какой-либо причине читает мало.

Что мы делаем в данном направлении? В первую очередь ищем пути к сердцу читателя через книгу. Для этого в библиотеке создана особая среда, побуждающая студентов к творчеству, самореализации. В основе создания такой среды – личностно-ориентированный подход, педагогика сотрудничества, опора на инициативу студента. Значимость чтения, интереса к литературе помогают формировать система внеурочных работ со студентами, таких как Литературная гостиная, студенческий клуб “Кругозор”, библиотечный факультет общественных профессий.

Более десяти лет проводятся заседания литературной гостиной в Галичском техникуме.

“И вновь душа поэзией полна…

Да, только здесь могу я быть поэтом”, – так писал Н.А. Некрасов в одном из стихотворений 1864 года о верхневолжском крае. Слова великого земляка можно смело адресовать и тем незабываемым часам, когда эта необычная форма встреч с поэзией стала для нашего учебного заведения традиционной.

Памятным получилось первое заседание литературной гостиной, посвящённое 100-летию со дня рождения С.А Есенина. Уютная обстановка читального библиотеки: портреты, книги, диапроекция, свечи, музыка… И на фоне этого завораживающий рассказ о судьбе поэта ведущих литературной гостиной, чтение любимых стихотворений певца России преподавателями и студентами, инсценировка поэмы “Анна Снегина”, песни в исполнении преподавателей, танцы-хороводы студентов, литературная викторина, конкурс на лучшего знатока творчества Есенина, чаепитие у отливающего золотом самовара.

Каждая встреча в гостиной по-своему хороша. Много требуется усилий, выдумки, энергии, чтобы не повториться, найти изюминку, привлекательный момент. Необходимо делать так, чтобы мероприятие прошло с эмоциональным подъёмом, дало пищу сердцу и уму, надолго запомнилось участникам.

“Неповторимая судьба Николая Рубцова”, “Н.А. Некрасов и Костромской край”, “С любовью к Пушкину”, “Поэзия озерного края”, “Литературный Галич” - встречи с местными поэтами С.Виноградовой, Ю. Балакиным, А Кашицыным, В. Клевич – вот наиболее интересные темы гостиной.

Насыщенная программа требуют концентрации всех сил преподавателей литературы, совета библиотеки, совета студенческого самоуправления. Разнообразны и формы проведения литературной гостиной: заочные экскурсии, Поле чудес, Слабое звено, Умники и умницы. Вот так, например, проходило заседание гостиной по теме “Н.А. Некрасов и Костромской край”, После сообщения студентки о связи Некрасова с ярославским и костромским краем (живая канва произведений: “Коробейники”, “Огородник”, “Кому на Руси жить хорошо”, “Дед Мазай и зайцы”, “Генерал Топтыгин”) зав. библиотекой В.А. Демидова предложила гостям викторину, составленную на основе текстов этих произведений. Самые активные участники викторины стали участниками игры в форме “Поле чудес”, которую успешно организовали и провели “коробейники” - студенты Интересные задания по тексту поэмы “Коробейники”, стихи в исполнении преподавателей и студентов, танцы, песни, выставки сочинений “Любимый уголок природы”, поделки из природного материала и фотовитрины, чествование участников и победителей игры надолго останутся в памяти присутствовавших.

Созвучно с этим прошло заседание “С любовью к Пушкину”. Великий поэт даёт ответы на многие вопросы уже не одному поколению русских людей, и, видимо, не случайно в любые времена он являлся объединяющим началом, давал заряд духовности и оптимизма. Эмоциональное слово преподавателя литературы открывает главную часть вечера – состязание “Умники и умницы” на лучшего знатока биографии и творчества Александра Сергеевича… Необычность вопросов (например, няню Пушкина звали Арина Родионовна. Назовите её фамилию. Имя какого героя связывает произведения “Дубровский”, “Полтава”, “Капитанская дочка” “Бахчисарайский фонтан”?) вызвала большой интерес у всех собравшихся.

По признанию студентов встречи с настоящими поэтами являются для них откровением. Заседания литературной гостиной готовятся, как правило, очень долго и тщательно, содействуют проявлению творческого потенциала студентов и преподавателей техникума, укрепляют их сотрудничество.

Сотрудники нашей библиотеки проводят систематическую работу по анализу читательских предпочтений. Мы стараемся удовлетворить учебные и внеаудиторные потребности студентов. Особое значение придаем связи с Советом студенческого самоуправления общежитиями, воспитателями, за годы сотрудничества с которыми постепенно создалась определенная система работы.

На первых порах организовали кружок по основам семейного законодательства, где проводились беседы и обзоры литературы по морально-правовым вопросам, шло обсуждение отдельных статей из печати, комментировались статьи законов. Затем пришли к выводу, что необходимо не только вовлекать студентов в “готовые” мероприятия, но и, что более важно, дать простор их творчеству, активизировать самостоятельность, чтобы участники сами стали организаторами этих мероприятий. Был создан клуб, получивший название “Человек и природа”. Главный упор делался на экологическую и правовую работу, в частности, на ознакомление студентов с историей Костромской области, нашего района.

В последние годы на основе изучения интересов участников клуба, анализа читательских формуляров, подведения итогов анкетирования, учета требований сегодняшнего дня деятельность клуба была значительно расширена, и он получил название “Кругозор”. Его девиз: “Пусть книга в жизни станет путеводной нитью, несет живого слова свет!”

Клуб осуществляет информационную поддержку студентов, занимающихся самообразованием и самовоспитанием в литературно-правовой сфере, расширяет общие представления подростков о мире, развивает у них нравственные и эстетические начала, содействует формированию социально активной личности на основе правового сознания гражданина России.

Каждый член клуба имеет право предлагать для внесения в план работы интересующую его тему, самостоятельно вести ее разработку, участвовать в обсуждении проблемных вопросов на занятиях клуба, пользоваться “книгопередвижкой” в общежитии. Мероприятия, проводимые клубом, включены в общетехникумовский план воспитательной работы. За активное участие в деятельности клуба установлены различные поощрения.

Руководитель клуба, учитывая возросшие потенциальные возможности интеллекта студентов по сравнению с их школьным развитием, имеет реальные предпосылки активизировать интеллектуальную деятельность воспитанников, ставя перед ними различные по степени сложности вопросы, требуя анализа рассматриваемых явлений, самостоятельности выводов, поиска дополнительных знаний для аргументации собственных суждений, создавая тем самым на занятиях творческую атмосферу.

Важно побуждать студентов к самостоятельности мышления; это особенно значимо, если учесть растущую критичность мышления подростков, которые зачастую не принимают на веру сказанное кем бы то ни было. Участники дискуссий требуют аргументации и глубокой доказательности выдвинутых положений, хотят лично убедиться в их истинности.

Следует учитывать и такой фактор, как умение руководителя сохранить внутренний контакт с воспитанниками. Для этого необходимо понять мир их переживаний и поисков, вовремя прийти на помощь, указать выход из трудной ситуации. Многие юноши и девушки высоко ценят эмоциональность, взаимопонимание, искренность, их отличает стремление к удовлетворению потребности в сопереживании,

Мы ставим своей целью оказание подросткам психологической помощи и в то же время предоставляем самим участникам клуба проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность в решении возникающих проблем и поиска выхода из затруднительных жизненных ситуаций.

Диапазон деятельности выпускника техникума не должен ограничиваться профессиональными рамками. Каждый специалист- агроном, ветеринар, менеджер -должен обладать ещё и навыками организаторской и просветительской работы, умением грамотно использовать информацию. При библиотеке организовано и действует уже на протяжении более двадцати лет библиотечное отделение ФОПра, целью которого является обучение желающих студентов общественной специальности библиотекаря. Отбор студентов ведётся с учётом их индивидуальных способностей и интересов. В результате подготовки на основе программы “Основы библиотечно-библиографической работы” (50 часов) молодые люди овладевают теоретическими и практическими навыками в области библиотечного дела, навыками выразительности и культуры речи, искусством устного выступления, умением организовать досуг. (Приложение 4) Занятия с обучающимися проводятся по индивидуальному графику.

Участники ФОПра являются активными помощниками работников библиотеки. Вот мнение одного из них, ныне выпускника техникума – студентки Костромской сельскохозяйственной академии: “Сегодня, как бы ни падала тяга людей к чтению, как бы ни были интересны такие достижения техники, как видео и компьютер – ничто не даёт такого ощущения радости и нравственного совершенствования, как общение с полезными книгами. Не надо желать времени на чтение, чтобы спустя годы, вслед за Максимом Горьким, мы смогли повторить: “Всем хорошим во мне я обязан книгам”. Ещё на втором курсе на занятиях по культурологии мы изучали культуру книги, её “анатомию”. Ведь каждый студент должен с пользой для дела применять информацию. В этом нам помогает библиотечный ФОПр. И хотя этот факультет рассчитан на два года обучения, не хочется с ним расставаться и на четвёртом курсе. Мне нравится приходить в библиотеку, ощущать, что тебя всегда ждут”.

Таким образом, в современных условиях, когда у молодежи далеко не всегда складываются четкие жизненные ориентиры, особое значение приобретает воспитательная работа, направленная на развитие личности, формирование у студентов прочных нравственных начал. В этом немаловажная роль принадлежит библиотекам учебных заведений, где наиболее точно выявляются запросы и интересы студентов, проявляется индивидуальность каждого.