Библиотечная поддержка воспитательной функции семьи в развитии семейного чтения

Разделы: Организация школьной библиотеки


img1.jpg (16426 bytes)

Цели и задачи:

  • Пропаганда литературы в помощь воспитанию нравственности, культуры семейных отношений;
  • Возрождение традиций семейного чтения;
  • Создание условий для общения родителей и детей в библиотеке;
  • Организация ознакомления родителей с основами педагогической и возрастной психологии, педагогики, с детской литературой;
  • Формирование культуры чтения.

Поддержка ЧТЕНИЯ становится предметом заботы государства и общества, поэтому:

  • Решением правительства Москвы 2007 год объявлен в городе Москве “Годом ребенка”.;
  • 2003-2012 г.г. Десятилетие ООН по распространению грамотности.

Московские власти издали книгу-подарок для первоклассников. Распоряжение подписал мэр Москвы Юрий Лужков. Согласно документу, создание такой книги необходимо для "пропаганды и поддержки чтения, воспитания учеников на лучших образцах отечественной детской литературы".

Разговор пойдет о проблемах стратегии и тактики работы с родителями наших учеников вокруг чтения и книг. Задача отбора книг для чтения, методической и библиографической помощи родителям всегда стояли перед профессионалами: библиотекарями и учителями. У сотрудничества библиотеки – школы – родителями очень серьезный потенциал.

Очень точны слова библиографа Н.А.Рубакина: “Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель”

Народная мудрость гласит: – “Если твои планы рассчитаны на годы – сей хлеб, если на десятилетия – сажай деревья, если на века – воспитывай детей.”

Социальное, гражданское взросление, вступающих в жизнь, молодых людей невозможно без нравственности. Нравственная основа – стержень, на который нанизывается любое проявление человеческой жизнедеятельности.

Добро заложено в каждом ребенке. Пробудить лучшие свойства человеческой души – задача воспитателей. Решающая роль в этом процессе принадлежит семье и школе.

Я убеждена, что большой потенциал для решения этой проблемы находится в семье. Поэтому в наше время как никогда семья рассматривается как социальная ценность, в которой заложена функция передачи, от поколения к поколению, лучших традиций семьи. В том числе и семейного чтения.

А как было раньше?

В середине XVI века появляются особые книги, которые строго регламентируют весь жизненный уклад. Это “Великие Минеи-Четии”, “Стоглав” и “Домострой”.

XVIII-XIX век.

img2.jpg (12148 bytes) img3.jpg (11647 bytes) img4.jpg (7285 bytes)

Старинная русская традиция – семейные вечера. Семья собирается в гостиной; старшее поколение – дедушка и бабушка, взрослые члены семьи – мама, папа, тетя и дядя; и дети – мальчики и девочки всех возрастов.

Бабушка играет на фортепиано, мама исполняет романсы. Дедушка, надев очки, у камина читает младшим детям из толстой книжки волшебные истории. Тетя и дядя разгадывают со средними детьми загадки и шарады.

Наше время.

Традиции семейного чтения в России была устойчива до тех пор, пока “читательское сидение” в кругу семьи, не вытеснилось другими формами проведения досуга. Дети смотрят “видик”, играют в компьютерные игры с шумом, стрельбой и полуцензурными репликами.

Поэтому, организация семейного чтения, определяется как направление библиосоциальной деятельности современной школьной библиотеки.

Чтобы грамотно решить данную задачу, при планировании работы школьной библиотеки, учитывается ее тесная связь с остальными подразделениями школы: администрацией и педагогическим коллективом, родителями, музеем, психологической службой, педагогическими классами, а также с районными и городскими библиотеками.

Администрация и пед. коллектив.

  • Планирование (в вариативной части учебного плана отводятся часы для факультатива “Информационно-библиографическая грамотность”).
  • Совместная работа с МО.
  • Методический совет школы.

Музей школы.

  • Традиционные формы работы.
  • Генеалогия – одно из интересных и перспективных направлений деятельности уч-ся, связанных с библиотекой, музеем и семьей.

Педагогический класс.

  • Традиционно, на зимние каникулы, уч-ся пед. классов на базе школьной библиотеки проводят праздник “Веселое Рождество”.
  • При планировании своей работы, куратор пед.кл. выделил блок уроков посвященных развитию семейного чтения. В разработке их принимала активное участие и зав. библиотекой.

Психологическая служба школы.

Тесты для детей и родителей.

  • “Знаете ли вы своего ребенка?”

(тест для родителей младших школьников)

  • “Ваш ребенок в зеркале чтения.”

(для родителей 5-8 классов)

  • “Какой я читатель?”

(для подростков 12-13 лет)

  • “Умеешь ли ты читать художественную литературу?”

(тест для старшеклассников)

Родители.

  • Выступления на родительских собраниях.
  • Консультации.
  • Тематические выставки.
  • Перспектива – создание родительского библиотечного актива.

В своей работе я использую различные формы работы, но особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся, так как путь к книге через собственное творчество – старый и очень эффективный путь, весьма востребованный в эпоху “нечтения”.

img5.jpg (8570 bytes)

Эта книга была подарена нашей школьной библиотеке жительницей поселка “Внуково”, заслуженной учительницей, Лахтиной Л.В.

Познакомившись на библиотечных уроках с этой книгой был написан проект:

Сидоркина А., Фаталиева В. – “И.Д.Сытин: книгоиздатель, меценат, просветитель?”. Девочки были награждены почетной грамотой, по итогам окружного конкурса проектных работ “Эварика” секция “Библиофил”, а также были награждены по итогам городского конкурса по мировой художественной культуре “Культура XXI века: между прошлым и будущим” Эта работа была представлена на окружном семинаре в рамках повышения квалификации библиотекарей, методистов, учителей литературы РФ. Киселева Ю. стала лауреатом окружного фестиваля детского литературного творчества “Переделкинские встречи” в номинации “Сказка”.

Городской Литературный конкурс “Неделя детской книги”.

На протяжении 20 лет уч-ся школы участвуют в этом конкурсе, традиционно занимая призовые места, Ребята не только показывают свои знания по литературе, но и получают много дополнительной информации. Встречаются с детскими писателями, принимают участие в международном конкурсе на лучшую страницу в “Книгу Мира”.

Лучший читатель книги.

Центром развития русского языка в рамках проекта “Фестиваль школьных библиотек “БиблиОбраз””, был организован конкурс на лучшего читателя школьной библиотеки “Лучик”.

Привлечь родителей к созданию данной работы, было для меня очень актуально, и мы справились с этой задачей успешно.

img6.jpg (21718 bytes)

 img8.jpg (52979 bytes)

Работа нашей ученицы вышла в финал конкурса.

Методисты окружного методического центра оказывают большую помощь в решении данной проблемы.

Совместная работа с ОМЦ

  • Обсуждение проекта плана работы школьной библиотеки на текущий год, с учетом главной темы года и знаменательных дат.
  • Получение рекомендаций по оформлению выставок, стендов и т. д.
  • Посещение совещаний, на которых решаются вопросы участия библиотеки в УВП.
  • Посещение и организация семинаров.

Библиотека, в современной школе, должна быть информационным и культурным центром для уч-ся, родителей и учителей. В ШБ должны быть: программно-методическое обеспечение УВП, медиатека, АРМ библиотекаря, доступ к Интернету. И только тогда, всем вместе, можно возродить читающую нацию, вырастить образованных граждан, воспитать поколение доброй воли, добра и разума.