Цели и задачи:
- Пропаганда литературы в помощь воспитанию нравственности, культуры семейных отношений;
- Возрождение традиций семейного чтения;
- Создание условий для общения родителей и детей в библиотеке;
- Организация ознакомления родителей с основами педагогической и возрастной психологии, педагогики, с детской литературой;
- Формирование культуры чтения.
Поддержка ЧТЕНИЯ становится предметом заботы государства и общества, поэтому:
- Решением правительства Москвы 2007 год объявлен в городе Москве “Годом ребенка”.;
- 2003-2012 г.г. Десятилетие ООН по распространению грамотности.
Московские власти издали книгу-подарок для первоклассников. Распоряжение подписал мэр Москвы Юрий Лужков. Согласно документу, создание такой книги необходимо для "пропаганды и поддержки чтения, воспитания учеников на лучших образцах отечественной детской литературы".
Разговор пойдет о проблемах стратегии и тактики работы с родителями наших учеников вокруг чтения и книг. Задача отбора книг для чтения, методической и библиографической помощи родителям всегда стояли перед профессионалами: библиотекарями и учителями. У сотрудничества библиотеки – школы – родителями очень серьезный потенциал.
Очень точны слова библиографа Н.А.Рубакина: “Чтение – только начало. Творчество жизни – вот цель”
Народная мудрость гласит: – “Если твои планы рассчитаны на годы – сей хлеб, если на десятилетия – сажай деревья, если на века – воспитывай детей.”
Социальное, гражданское взросление, вступающих в жизнь, молодых людей невозможно без нравственности. Нравственная основа – стержень, на который нанизывается любое проявление человеческой жизнедеятельности.
Добро заложено в каждом ребенке. Пробудить лучшие свойства человеческой души – задача воспитателей. Решающая роль в этом процессе принадлежит семье и школе.
Я убеждена, что большой потенциал для решения этой проблемы находится в семье. Поэтому в наше время как никогда семья рассматривается как социальная ценность, в которой заложена функция передачи, от поколения к поколению, лучших традиций семьи. В том числе и семейного чтения.
А как было раньше?
В середине XVI века появляются особые книги, которые строго регламентируют весь жизненный уклад. Это “Великие Минеи-Четии”, “Стоглав” и “Домострой”.
XVIII-XIX век.
Старинная русская традиция – семейные вечера. Семья собирается в гостиной; старшее поколение – дедушка и бабушка, взрослые члены семьи – мама, папа, тетя и дядя; и дети – мальчики и девочки всех возрастов.
Бабушка играет на фортепиано, мама исполняет романсы. Дедушка, надев очки, у камина читает младшим детям из толстой книжки волшебные истории. Тетя и дядя разгадывают со средними детьми загадки и шарады.
Наше время.
Традиции семейного чтения в России была устойчива до тех пор, пока “читательское сидение” в кругу семьи, не вытеснилось другими формами проведения досуга. Дети смотрят “видик”, играют в компьютерные игры с шумом, стрельбой и полуцензурными репликами.
Поэтому, организация семейного чтения, определяется как направление библиосоциальной деятельности современной школьной библиотеки.
Чтобы грамотно решить данную задачу, при планировании работы школьной библиотеки, учитывается ее тесная связь с остальными подразделениями школы: администрацией и педагогическим коллективом, родителями, музеем, психологической службой, педагогическими классами, а также с районными и городскими библиотеками.
Администрация и пед. коллектив.
- Планирование (в вариативной части учебного плана отводятся часы для факультатива “Информационно-библиографическая грамотность”).
- Совместная работа с МО.
- Методический совет школы.
Музей школы.
- Традиционные формы работы.
- Генеалогия – одно из интересных и перспективных направлений деятельности уч-ся, связанных с библиотекой, музеем и семьей.
Педагогический класс.
- Традиционно, на зимние каникулы, уч-ся пед. классов на базе школьной библиотеки проводят праздник “Веселое Рождество”.
- При планировании своей работы, куратор пед.кл. выделил блок уроков посвященных развитию семейного чтения. В разработке их принимала активное участие и зав. библиотекой.
Психологическая служба школы.
Тесты для детей и родителей.
- “Знаете ли вы своего ребенка?”
(тест для родителей младших школьников)
- “Ваш ребенок в зеркале чтения.”
(для родителей 5-8 классов)
- “Какой я читатель?”
(для подростков 12-13 лет)
- “Умеешь ли ты читать художественную литературу?”
(тест для старшеклассников)
Родители.
- Выступления на родительских собраниях.
- Консультации.
- Тематические выставки.
- Перспектива – создание родительского библиотечного актива.
В своей работе я использую различные формы работы, но особое внимание уделяется проектной деятельности учащихся, так как путь к книге через собственное творчество – старый и очень эффективный путь, весьма востребованный в эпоху “нечтения”.
Эта книга была подарена нашей школьной библиотеке жительницей поселка “Внуково”, заслуженной учительницей, Лахтиной Л.В.
Познакомившись на библиотечных уроках с этой книгой был написан проект:
Сидоркина А., Фаталиева В. – “И.Д.Сытин: книгоиздатель, меценат, просветитель?”. Девочки были награждены почетной грамотой, по итогам окружного конкурса проектных работ “Эварика” секция “Библиофил”, а также были награждены по итогам городского конкурса по мировой художественной культуре “Культура XXI века: между прошлым и будущим” Эта работа была представлена на окружном семинаре в рамках повышения квалификации библиотекарей, методистов, учителей литературы РФ. Киселева Ю. стала лауреатом окружного фестиваля детского литературного творчества “Переделкинские встречи” в номинации “Сказка”.
Городской Литературный конкурс “Неделя детской книги”.
На протяжении 20 лет уч-ся школы участвуют в этом конкурсе, традиционно занимая призовые места, Ребята не только показывают свои знания по литературе, но и получают много дополнительной информации. Встречаются с детскими писателями, принимают участие в международном конкурсе на лучшую страницу в “Книгу Мира”.
Лучший читатель книги.
Центром развития русского языка в рамках проекта “Фестиваль школьных библиотек “БиблиОбраз””, был организован конкурс на лучшего читателя школьной библиотеки “Лучик”.
Привлечь родителей к созданию данной работы, было для меня очень актуально, и мы справились с этой задачей успешно.
Работа нашей ученицы вышла в финал конкурса.
Методисты окружного методического центра оказывают большую помощь в решении данной проблемы.
Совместная работа с ОМЦ
- Обсуждение проекта плана работы школьной библиотеки на текущий год, с учетом главной темы года и знаменательных дат.
- Получение рекомендаций по оформлению выставок, стендов и т. д.
- Посещение совещаний, на которых решаются вопросы участия библиотеки в УВП.
- Посещение и организация семинаров.
Библиотека, в современной школе, должна быть информационным и культурным центром для уч-ся, родителей и учителей. В ШБ должны быть: программно-методическое обеспечение УВП, медиатека, АРМ библиотекаря, доступ к Интернету. И только тогда, всем вместе, можно возродить читающую нацию, вырастить образованных граждан, воспитать поколение доброй воли, добра и разума.