Физика
-
Дидактическая система контроля знаний 2003
Дидактическая система контроля знаний рассматривается как важный стимул к познанию, стимул повышения качества знаний студентов по физике. Составляющими системы являются авторские разработки: метод экспресс-опроса по карточкам-заданиям; билеты-задания для итоговой аттестации в нетрадиционной форме; тестовые задания для выявления уровня усвоения программного материала по физике студентами учреждений СПО.
-
Блочно-зачетная система преподавания физики на примере урока: "Свет. Отражение света. Преломление света" 2003
Блочно - зачетная система преподавания физики. Закрепление знаний по темам: "Свет", "Отражение света", "Преломление света". Данный урок один из системы уроков, направленных на многократную проработку учебного материала. Такой подход способствует успешной выработке навыков решения качественных и расчетных задач.
-
Давление. Создание проблемной ситуации на уроке (7-й класс). Использование проблемного эксперимента 2003
Проблемный эксперимент можно применять как при изучении нового, так и при повторении и закреплении пройденного материала. Основная задача учителя при руководстве проблемным экспериментом состоит в том, чтобы каждый ученик выполнил задание при минимально необходимой для него помощи со стороны учителя. Для этого надо отбирать только те задания, которые будут выполнены учениками и не требуют затрат сил и времени.
-
Открытие декады физики 2003
Работа содержит сценарий открытия декады физики, который можно использовать при подготовке и проведении "Вечера физики " и других внеклассных мероприятий. Интересный сценарий представлен в форме сказки.
-
Алгоритм решения задач на уравнение Менделеева — Клайперона 2003
Многократное (до 7 и более раз) воспроизведение учащимися логически выверенных, строго последовательных пошаговых действий дает возможность глубоко и прочно усвоить учебный материал. Представленный алгоритм апробирован. Он позволяет сформировать и довести до автоматизма навыки решения задач на применение уравнения Менделеева-Клайперона.
-
Рейтинговая оценка деятельности учащихся на уроке 2003
Оценка имеет важное значение для учеников. Выставляемая оценка важна и для самих учителей. Она несет функции: контролирующие, обучающие, развивающие, воспитывающие. И, наконец, оценка знаний должна быть регулярной, объективной и всесторонней. Об опыте решения этих проблем рассказывает эта статья.
-
Урок-осмотр самодеятельной выставки "Фонтаны" 2003
Урок посвящен развитию творческих способностей учащихся, расширению и углублению учебного материала, ознакомлению с новыми сведениями за счёт обращения к различным литературным источникам.
-
Программа и вводное занятие по эллективному курсу: "Введение в концепцию современного естествознания" 2003
Цель КСЕ - ознакомить учащихся 11 классов с естествознанием как составной частью культуры. Сформировать целостный взгляд на мир как единство природы, человека, общества. При завершении образования на уровне школы учащиеся должны иметь представление о мире как едином целом, уметь выявлять наиболее общие закономерности развития Вселенной, уметь делать выводы об универсальности действия всеобщих законов эволюции.
-
Урок-практикум с использованием исследовательских заданий по теме: "Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям" 2003
Не просто смотреть, а видеть. Не только знать, а понимать. Коллективная самостоятельная работа при организации учебной деятельности по методу "обучения в команде" путём выполнения индивидуальных заданий по изучению фотографий треков заряженных частиц, ставших основой фундаментальных открытий в ядерной физике, с целью получения первичной информации о свойствах частиц, их движении и взаимодействии.
-
Урок изучения нового материала по теме: "Солнце" 2003
Урок изучения нового материала с использованием информационных технологий и опережающих заданий. Тема актуальна и на уроках физики в 10 классе раздел "Термодинамика" и на уроках естествознания. Роль Солнца в жизни каждого человека велика. На данном уроке уделяется внимание этнической культуре народов Якутии. Формирует научное представление о Солнце, активизирует учащихся на исследовательскую деятельность. 1
-
Таксономия. Для оценки когнитивной требовательности учебных задач 2003
Таксономия. Для оценки когнитивной требовательности учебных задач по Д.Толлингеровой. Фрагмент урока электротехники.
-
Научно-технический прогресс нового тысячелетия 2003
Содержание и изучение новой интегративной образовательной области технологии предусматривает творческое развитие учащихся, формирование практических умений и навыков перевода научной и технической литературы. Способствует углублению и закреплению знаний, полученных по основам наук (физики, химии, биологии, математики), расширению потециального словаря учащихся.
-
Развитие взглядов на природу света. Скорость света 2003
Предлагаемый материал носит общеобразовательный характер, способствующий формированию научного мировоззрения и понимания естественнонаучной картины мира.
-
Программированный опрос по физике в малокомплектных школах 2003
Метод ведения программированного опроса для малокомплектных сельских школ, с количеством учащихся от 3 до 15 человек. Он позволяет за 17 минут проверить весь класс.
-
Урок и универсальность познания 2003
В работе сделана попытка найти путь "безотходного педагогического производства". Цель достигается выбором универсальных методов обучения, которые одинаковы для естественных и гуманитарных дисциплин. Универсальный подход, по мнению автора, помогает решить проблему "выживания" физики в гуманитарной школе, а также внеклассную работу сделать не только интересной, но и развивающей.
-
Урок физики в 9-м классе "Электромагнитное поле" 2003
Работа представляет конспект урока физики в 9 классе. В ней предлагается ряд задач на повторение, методика введения нового понятия, сопровождаемая необходимыми демонстрациями и задачи на закрепление. При проведении урока предлагается использовать раздаточный материал, в котором помещены рекомендуемые задания.
-
Урок: "Реактивное движение". Внеклассное мероприятие "Физика и мода" 2003
Этот урок раскрывает не только учебные задачи по физике: дает понятие реактивного движения, показывает это движение в природе и технике, но и доказывает торжество человеческой мысли. Дает возможность показать ученикам огромную роль российских мыслителей: ученых, инженеров, летчиков, сделавших возможным полет первого человека в космос. Эта тема является неотъемлемой частью патриотического воспитания учащихся.
-
Урок-обобщение в 9-м классе: "Применение законов Ньютона к решению задач на механическое движение" 2003
Урок-обобщение материала по теме «Законы Ньютона» в 9 классе. На уроке формируются умения по применению теоретических знаний для решения качественных и количественных задач. Для этого использую различные методические приемы: «мешочек с вопросами, задачи-рисунки, анализ задачи перед их решением. В процессе общения обучаю правильно выражать мысли и воспитываю желание познавать новое, развиваю логическое мышление.
-
Постановка и решение проблемы в ходе эксперимента на уроке физики 2003
Организация самостоятельной поисковой деятельности учащегося, направленная на решение системы учебных проблем, обучение процедурам выдвижения и доказательства истинности гипотез. Организация образовательного процесса, основанного на личностном подходе.
-
От каких величин зависит сила тока на участке электрической цепи. Исследовательская работа учеников в 8-м классе 2003
От каких величин зависит сила тока на участке цепи. (Исследовательская работа учеников в 8 классе) В статье рассказано об использовании в обучении материалов по истории науки и об экспериментальном "открытии" закона Ома самими учениками, используя в опытах потенциометр.
-
Интеллектуально-познавательная игра "По следам чудесных странствий, в глубину известных тайн" 2003
Представлен конспект игры, целью которой является систематизация и углубление знаний по физике и математике с элементами межпредметных связей.
-
Сценарий фестиваля: "Физика - наука любознательных исследователей окружающего мира" 2003
Если предметные олимпиады позволяют выделить одаренных детей, то Фестиваль создаёт условия проявления креативных способностей, соответствующих творческой деятельности всех участников образовательного процесса (учителей и учеников), поощряет проявления инициативности, изобретательности, смекалки в учебной и во внеучебной деятельности школьников с любым уровнем подготовки, способствует развитию положительной мотивации учебной деятельности.
-
Портфолио ученого. (Физики – лауреаты Нобелевской премии) 2003
В работе рассматривается жизнь и деятельность ученых физиков - лауреатов Нобелевской премии, которые трудились в разное время. Начиная от Вельгельма Конрада Рентгена, Марии Складовской-Кюри, Пьера Кюри, заканчивая современными учеными такими, как Н.Г. Басов, А.М. Прохоров и П.Л. Капица. Подобные мероприятия способствуют формированию познавательного интереса учащихся, расширяют знания, полученные на уроке.
-
Элементы проблемного обучения при решении физических задач 2003
Физическая задача-это модель проблемной ситуации, решая которую, учащиеся не только могут применять, но и расширять полученные знания. Каким же образом заинтересовать ребят решать различные задачи и, при этом, формировать их творческую и познавательную активность? Развитие данного вопроса привело меня к использованию элементов проблемного обучения при решении задач. Этому и посвящена моя статья.
-
Системы познавательных задач для открытия законов термодинамики и постоянного тока в 8-м классе 2003
В данной работе предлагается разработка систем познавательных задач, которые позволяют так построить уроки объяснения нового материала, чтобы учащиеся "самостоятельно" открывали эмпирические законы термодинамики и законы постоянного тока. Комментарии к конкретным урокам помогут провести такие уроки с небольшими затратами времени на подготовку.
-
"Тепловые явления. Способы изменения внутренней энергии", урок физики в 8-м классе 2003
Урок планируется после изучения главы "Внутренняя энергия" для проведения диагностики и коррекции знаний и умений учащихся. Мотивация познавательной деятельности осуществляется через самореализацию ученика. Каждому ученику предоставляется возможность самому выявить недостатки усвоения материала и исправить их в индивидуальной, групповой работе или с помощью учителя. Применение рабочих карт урока и показателей оценки позволяют формировать у каждого ученика критерии оценочной деятельности и, как следствие, чувство уверенности в своих познавательных возможностях.
-
Первый закон термодинамики и его применение к изопроцессам. Адиабатный процесс 2003
Представлен конспект модульного урока в 10-м классе
-
Урок "Сила трения скольжения" 2003
Классический урок по расширению знаний о силе трения, жидком трении. В уроке участвуют учащиеся с выступлениями по темам: новое внедрение смазки на Нерюнгринской ГЭС и начало открытия применения подшипников в России при перевозке "Гром" камня для памятника Петру Практическая часть урока включает исследовательскую работу по трению и ответы учащихся на вопросы.
-
Открытый урок по физике 11-го класса: "Свойства электромагнитных волн, распространение их и применение" 2003
Классический урок по изучению свойств электромагнитных волн и их применения. В подготовке урока и его проведению активную роль играли сами учащиеся. Их выступления, доклады с использованием местного материала, оформление доски сделало урок интересным, насыщенным, познавательным. Ребята справились с практической работой. Урок удался.
-
Интегрированный урок по алгебре-физике "Графики функций. Графическое представление движения" 2003
Урок проводится учителями математики и физики. Основная цель: показать связь между математикой и физикой. Провести аналогию между изучаемым материалом на уроках математики и физики.