Социально- экономический прогресс, серьезные преобразования во всех сферах жизни нашего общества требуют и глубоких преобразований в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы, который сейчас направлен на гуманизацию и гуманитаризацию.
Современный ребенок получает знания об окружающем его мире достаточно бессистемно и из разрозненных источников. В возрасте 12-13 лет, начиная изучать естественные науки, он воспринимает их, практически не связывая друг с другом и тем более с внешним миром. Это сильно влияет на дальнейшее психическое развитие, и как следствие, на успеваемость - особенно в возрасте 13-14 лет, когда мотив “ учиться, потому что так нужно” перестает быть доминирующим, а иного смысла в образовании учащиеся не видят. С другой стороны, 11-12 лет – благодатный возраст для восприятия и усвоения всего нового. Формирование личности и сознания достаточно индивидуально, но все же подчиняется общим законам. В частности, об общем интеллектуальном развитии можно судить по тому, насколько сформулированы психические функции: восприятие, мышление, память, внимание, речь. Основными критериями при этом являются: способность к обобщениям, свободная грамотная речь, умение видеть проблему или суть явления в целом, а не с одной стороны. Возникает следующая проблема: дифференцированное изучение естественных наук в средней школе средствами отдельных предметов не позволяет сформулировать у учащихся представления о природе, месте и роли в ней человека, не способствует пониманию глобальных экологических проблем, вставших сегодня перед человечеством, комплексному подходу к их решению, затрудняет выработку практических умений школьников. Преодоление этой проблемы с помощью межпредметных связей между дисциплинами в полной мере вряд ли возможно, потому что, реализуя их на уроках отдельных предметов, учитель главным образом преследует цель создания лучших условий для формирования у учащихся конкретных знаний по своему предмету. Межпредметные связи служат хотя и важным, но вспомогательным средством объединяющим знания школьников. Общий объект изучения - природа и человек- все же остается расчлененным между отдельными предметами. В этих условиях изменить положение может создание системы интегрированных уроков. Смысл интегрированного курса состоит именно в том, что в нем могут быть запланированы синтезированные уроки на основе учебного материала разных тем и этапов школьного курса. Основной акцент здесь приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки несут в себе также обязательное развитие творческой активности учащихся.
Цель проекта:
- Формирование целостной научной картины мира.
- Формирование творческой личности, умений объяснять явления природы и прогнозировать результаты своей деятельности.
Задачи:
- Овладение научными фактами, понятиями, доступными школьникам обобщениями о физических, химических и биологических объектах, явлениях и процессах, их взаимосвязях как основы целостности природы.
- Формирование на конкретном учебном материале представлений о природе как иерархически организованной и развивающейся системе.
- Формирование общеучебных и интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, объяснять явления и процессы)
- Формирование экологических знаний и умений, естественно-научных основ деятельности человека в природе( природопользование ) , о человеке как разумной части биосферы, способной оказывать на нее существенное воздействие.
- Формирование ценностного отношения к природе, осознание необходимости рационального использования природных богатств, охраны природы.
- Развитие творческой личности: логического мышления, памяти, речи, воображения, наблюдательности.
Ожидаемый результат:
- Создание у учащихся действительно целостной картины окружающего мира, как организованной и развивающейся системы; формирование осознанного восприятия себя разумной частью биосферы.
- Развитие у учащихся волевой сферы, настойчивости в достижении поставленной цели, умения устанавливать причинно-следственные связи, объяснять происходящие явления.
- Пробудить интерес к предметам естественного цикла, повысить мотивацию обучения.
Реализация данного проекта осуществлялась в четыре этапа:
I: планирование интегрированного курса;
II: планирование конкретных уроков;
III: подготовка к каждому конкретному уроку;
IV: проведение урока.
На первом этапе, целью которого являлось планирование системы интегрированных уроков по темам, параллелям и времени проведения, возникла проблема: несовпадение времени изучения тем по программам химии и физики. Она была успешно решена на одном из заседаний МО учителей предметов естественного цикла, что позволило перейти ко второму этапу данного проекта, результатом которого стало планирование серии конкретных уроков, которые представлены в таблице.
Дата | Тема урока | Цель урока | Тип урока | Средства и методы | Ожидаемый результат |
Сентябрь | 7 класс. Строение вещества. Молекулы и атомы. |
Сформировать общие представления о строении вещества, расширить кругозор и научные взгляды; активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать логическое мышление, сообразительность, внимание. | Урок ознакомления с новым материалом. | Эксперимент, создание проблемной ситуации, работа с раздаточным материалом | Формирование понятий “тела” и “вещества”, “атомы” и “молекулы” |
Октябрь | 9 класс. Сильные и слабые электролиты. Действие электрического тока. |
Повторить явление диссоциации кислот, солей и оснований, образование ионов. Рассмотреть взаимосвязь электрических явлений в окружающем мире, в различных средах. Познакомить с действиями электрического тока. Расширить кругозор учащихся, научить их логически мыслить и делать самостоятельные выводы из поставленных экспериментов. Активизировать различные виды памяти. | Комбинированный урок: применение знаний и умений и ознакомление с новым материалом (по методу проектов) | Эксперимент, поисковый метод, работа с текстом. | Овладение знаниями по данной теме путем самостоятельной исследовательской деятельности. Творческий продукт: опорный конспект. |
Ноябрь | 10 класс Уравнение состояния идеального газа |
Доказать справедливость уравнения МКТ. Показать взаимосвязь макро- и микромира. Продолжать отрабатывать навыки решения задач. Научить учащихся устанавливать причинно-следственные связи; Развивать логическое мышление, умение анализировать и обобщать. | Урок ознакомления с новым материалом. | Эксперимент, работа с карточками разного уровня сложности. | Усвоение школьниками идеи единства макро и микро мира. Формирование умения решения задач по химии и физике по данной теме. |
Апрель | 10 класс Электрический ток в полупроводниках. |
Изучить природу носителей электрического тока в полупроводниках; связать свойства полупроводников с кристаллическим строением вещества, с химической связью. Продолжить формирование умений применять электронные представления о строении атома в конкретном случае, видеть причинно- следственные связи, применять изучаемые явления в практике. Активизировать память, воображение, логическое мышление. | Комбинированный урок: повторение и обобщение знаний и объяснение нового материала. | Поисковый метод, сообщения учащихся. | Формирование знаний о электронной и дырочной проводимости, умения связывать вид проводимости со строением вещества. |
Март | 11 класс Дисперсные системы |
Сформировать у учащихся знания о дисперсных системах, о дисперсии. Продолжить формировать умения видеть причинно-следственные связи, делать самостоятельные выводы на основе поставленного эксперимента, развивать логическое мышление, наблюдательность, расширять кругозор учащихся. Формирование представления о единстве окружающего мира. | Комбинированный урок: повторение, обобщение, приобретение новых знаний (по методу проектов) | Эксперимент, создание проблемной ситуации, работа в группах. | Формирование понятий “дисперсия” и “дисперсные системы”, овладение знаниями из экспериментальных фактов. Творческий продукт: обобщающая таблица. |
Апрель | 11 класс Радиоактивность Радиоактивные превращения атомов. |
Сформировать Представление о явлении радиоактивности, Радиоактивном распаде атомов. Научить учащихся составлять уравнения радиоактивного распада. Сформировать осознанную необходимость рационального использования природных богатств, ценностного отношения к природе, охране окружающей среды. Активизировать познавательный интерес учащихся. | Урок объяснения нового материала. | Поисковый метод, работа в группах, эксперимент, создание проблемной ситуации, сообщения учащихся. | Приобретение умения составлять уравнения радиоактивного распада, определять период полураспада радиоактивных элементов; расширение знаний о практическом применении радиоактивных элементов. |
Вывод
Опыт проведения данных уроков показал, что учащиеся комфортно чувствуют себя на уроке, высказывают свои суждения не боясь, что они из другой области знаний. Проводимый опрос на последующих уроках показывает более высокий результат усвояемости предмета.
Учителя нашего методического объединения считают, что систему интегрированных уроков можно и нужно развивать дальше, привлекая к сотрудничеству преподавателей других методических объединений школы.