Блочно-зачетная система преподавания физики на примере урока: "Свет. Отражение света. Преломление света"

Разделы: Физика


Цель: закрепление знаний по изученным темам, формирование умения применять теоретические знания для объяснения световых явлений, развитие навыков работы в группах.

 Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Фронтальный опрос. “Согласитесь или опровергните”.

Я утверждаю, что из двух теорий – корпускулярной и волновой – верной оказалась волновая, так как она правильно описывает поведение света в вакууме и в среде.

Я утверждаю, что угол отражения равен углу падения, и в этом заключается закон отражения света.

Я утверждаю, что следующие определения относятся к закону преломления света:

  1. падающий луч, преломленный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения, лежат в одной плоскости;
  2. отношение синуса угла падения к синусу угла отражения есть величина постоянная для двух данных сред.

Я утверждаю, что абсолютный показатель преломления зависит только от плотности вещества.

Ответьте на вопросы:

В чем заключается физический смысл относительного показателя преломления?

Продолжите: явление полного отражения заключается в следующем: если направить луч света из среды оптически более плотной в оптически менее плотную, то угол падения будет меньше угла преломления.

Что называют предельным углом полного отражения?

Работа в группах.

Класс делится на пять групп по пять - шесть человек. Выбирается руководитель, который регулирует совместную работу в группах. На столе учителя пять комплектов карточек с заданиями. Руководители групп получают первые карточки. Решив задачу, представитель группы подает ее учителю для проверки. Если задача решена верно, то группа получает вторую задачу. С решенной второй задачей подходит к столу учителя уже другой ученик группы, у которого обязательно проверяется наличие правильно решенной первой задачи и т.д. Таким образом, в решение задач будут вовлечены все учащиеся. Оценки согласовываются с мнением руководителей групп, которые сдают в конце работы свои ведомости учета деятельности членов группы.

 Образцы карточек.

  1. Луч света падает на поверхность воды под углом 260. Каков угол преломления луча в воде?
  2. Свая вбита в дно реки и возвышается над водой на 1м. Глубина реки 2м. Определите длину тени сваи на поверхности воды и на дне реки, когда высота солнца над горизонтом равна 300.
  3. Как следует расположить два плоских зеркала, чтобы светящаяся точка и два ее изображения лежали в вершинах равностороннего треугольника? Задачу решить графически.
  4. Луч света падает на плоскопараллельную стеклянную пластинку под углом ?, синус которого равен 0,8. Вышедший из пластинки луч оказался смещенным относительно продолжения падающего пучка на расстояние 2 см. Какова толщина пластинки, если показатель преломления стекла 1,7?
  5. В цистерне с сероуглеродом на глубине 26см под поверхностью воды расположен точечный источник света. Вычислите площадь круга на поверхности жидкости, в пределах которого возможен выход лучей в воздух. Показатель преломления сероуглерода равен 1,64.

 Подведение итогов.

 Д/з. Подготовиться к зачету по данным темам.