Цель: закрепление знаний по изученным темам, формирование умения применять теоретические знания для объяснения световых явлений, развитие навыков работы в группах.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Фронтальный опрос. “Согласитесь или опровергните”.
Я утверждаю, что из двух теорий – корпускулярной и волновой – верной оказалась волновая, так как она правильно описывает поведение света в вакууме и в среде.
Я утверждаю, что угол отражения равен углу падения, и в этом заключается закон отражения света.
Я утверждаю, что следующие определения относятся к закону преломления света:
- падающий луч, преломленный и перпендикуляр, восстановленный в точке падения, лежат в одной плоскости;
- отношение синуса угла падения к синусу угла отражения есть величина постоянная для двух данных сред.
Я утверждаю, что абсолютный показатель преломления зависит только от плотности вещества.
Ответьте на вопросы:
В чем заключается физический смысл относительного показателя преломления?
Продолжите: явление полного отражения заключается в следующем: если направить луч света из среды оптически более плотной в оптически менее плотную, то угол падения будет меньше угла преломления.
Что называют предельным углом полного отражения?
Работа в группах.
Класс делится на пять групп по пять - шесть человек. Выбирается руководитель, который регулирует совместную работу в группах. На столе учителя пять комплектов карточек с заданиями. Руководители групп получают первые карточки. Решив задачу, представитель группы подает ее учителю для проверки. Если задача решена верно, то группа получает вторую задачу. С решенной второй задачей подходит к столу учителя уже другой ученик группы, у которого обязательно проверяется наличие правильно решенной первой задачи и т.д. Таким образом, в решение задач будут вовлечены все учащиеся. Оценки согласовываются с мнением руководителей групп, которые сдают в конце работы свои ведомости учета деятельности членов группы.
Образцы карточек.
- Луч света падает на поверхность воды под углом 260. Каков угол преломления луча в воде?
- Свая вбита в дно реки и возвышается над водой на 1м. Глубина реки 2м. Определите длину тени сваи на поверхности воды и на дне реки, когда высота солнца над горизонтом равна 300.
- Как следует расположить два плоских зеркала, чтобы светящаяся точка и два ее изображения лежали в вершинах равностороннего треугольника? Задачу решить графически.
- Луч света падает на плоскопараллельную стеклянную пластинку под углом ?, синус которого равен 0,8. Вышедший из пластинки луч оказался смещенным относительно продолжения падающего пучка на расстояние 2 см. Какова толщина пластинки, если показатель преломления стекла 1,7?
- В цистерне с сероуглеродом на глубине 26см под поверхностью воды расположен точечный источник света. Вычислите площадь круга на поверхности жидкости, в пределах которого возможен выход лучей в воздух. Показатель преломления сероуглерода равен 1,64.
Подведение итогов.
Д/з. Подготовиться к зачету по данным темам.