Урок в 8-м классе "Топливо. Теплота сгорания топлива"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Углубить знания учащихся о топливе, ввести понятие теплоты сгорания топлива и КПД тепловых машин, сформулировать основные требования к топливу.
  • Формировать экологическую грамотность, основы безопасности жизнедеятельности.
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, устанавливать связь между элементами содержания ранее изученного материала на уроках химии, географии и физики.
  • Развивать наблюдательность и внимание.

Ход урока.

Мотивация.

Демонстрация фильма о важнейших видах топлива. Этот интересный фильм подскажет вам тему сегодняшнего урока (фильм записан мною с тележурнала “Планета Земля”. Время фильма 4мин. В фильме рассказывается о важнейших видах топлива нефти и угля. Уголь и нефть - это настолько важный вид топлива, что из-за него возникают войны и сменяются режимы (например, Ирак). Нефть- мощный двигатель технического прогресса человека. В фильме также рассказывается, как нефть спасла китов, заменив китовый жир в промышленности) .

Учитель. Всегда, когда нам нужно получить некоторое количество теплоты (для того чтобы вскипятить воду, приготовить еду в походе, протопить дом или воспользоваться автомобилем), мы почти автоматически используем газ, дерево, уголь, бензин.

Все это - самые распространенные виды топлива.

Целеполагание.

Учитель. А приходилось ли вам задумываться, что такое топливо? Что именно вы хотели бы узнать о топливе?

Ученик. Что такое топливо? Какие виды топлива бывают? Чем отличаются одни виды топлива от других?

Учитель. А я бы еще добавила: Какие требования нужно предъявить к топливу?

Учитель. Запишем тему урока: “Топливо. Теплота сгорания топлива”

На первый взгляд кажется, что в качестве топлива можно использовать любое горючее вещество. Но горючих веществ очень много. Например, твердые вещества — уголь, сера, фосфор, некоторые металлы, жидкие — нефть, бензин, спирт, ацетон, газообразные —водород, метан, пропан, ацетилен

Все эти вещества при сгорании выделяют тепло .Казалось бы все что требуется от топлива. Но есть еще другие важные качества, которые горючее вещество делают топливом.

Вы не раз наблюдали горение газа, дров, нефти.

Давайте проведем опыт и посмотрим одновременное горение нескольких видов топлива: нефти, дерева, спирта и парафина (фото горения разных видов топлива).

(Опыт. Для опыта использую свечу, спиртовку, лучину и вату смоченную нефтью.)

Что общего и чем отличается горение каждого вида топлива?

Ученик. При горении топлива выделяется тепло, и образуются продукты сгорания. Особенно нефть, сгорая, выделяет много копоти и сажи, а это естественно влияет на окружающую среду.

Учитель. Да, при сгорании любых веществ образуются другие вещества-продукты сгорания .Например ,при сгорании дров остается зола и выделяется углекислый ,угарный и другие газы. Обойтись без продуктов сгорания нельзя, но нужно из всех горючих веществ выбрать те , продукты сгорания которых не наносят вреда человеку и окружающей среде .Такое топливо –экологически чистое. К сожалению этому требованию в полной мере удовлетворяет только водород.

Откройте стр.112 учебника. Анализируя таблицу, скажите, какую информацию о топливе дает эта таблица?

Вид топлива Состав по массе, %
С Н S N
торф 24,7 2,6 0,1 1,1
дрова 30,3 3,6 - 0,4
бурый уголь 43,7 3,0 0,2 0,6
каменный уголь 55,2 3,8 3,2 1,0
природный газ(метан) 74,0 25,0 - 1
мазут 83,0 10,4 2,8 -
бензин 85,0 14,9 0,05 -

 Ученик. В таблице приведены сведения о химическом составе некоторых видов топлива. Все виды топлива содержат углерод и водород.

Процент содержания углерода и водорода превышает процент других элементов, в топливе.

Учитель. Из курса химии вам уже известно ,что при полном окислении углерода образуется углекислый газ, а при окислении водорода –водяной пар.

С+О2=СО2+ Q0 теплоты.

Эти продукты сгорания безвредны для человека.

А вот содержание серы и азота в составе топлива приводят к образованию оксидов, вредных для человека и животных.

Даже специально очищенные виды топлива при сгорании выделяют некоторое количество вредных веществ. Вот почему сегодня предъявляются строгие требования к топливу: при его использования должно выделяться минимальное количество вредных продуктов сгорания. Кроме того, предусматриваются специальные меры по улавливанию вредных веществ фильтрами.

Учитель. Итак, что такое топливо? Какие горючие вещества могут быть топливом?

Ученик. Топливо – это горючее вещество, дающее тепло являющееся источником энергии. Топливом может быть горючее вещество ,продукты сгорания которого безвредны.

Учитель. Но, главное предназначение топлива – давать тепло! Значит, чем больше выделяется тепла при его сгорании, тем лучше.

Какая неточность допущена в последней фразе?

Ученик. Сравнивать количества теплоты ,выделившиеся при сгорании разных видов топлива, можно только при условии, что сгорела одинаковая масса топлива.

Учитель. Правильно я ничего не сказала о массе топлива.

Рассмотрите зрительный ряд на стр. 113.(рис.) Какую информацию вы извлекли?

Ученик. Разные виды топлива массой 1кг при полном сгорании выделяют разное количество теплоты

Учитель. Количество теплоты , выделяющееся при полном сгорании 1кг топлива называется теплотой сгорания топлива. Теплота сгорания обозначается латинской буквой q и измеряется в ДЖ/кг(джоуль на килограмм).

Учитель. Рассмотрите таблицу 2 стр. 113 Какая информация нам дана в таблице?

 

 

Вид топлива.

Теплота сгорания, q, МДж/кг

Бурый уголь 15,7
Дрова 12,3
Каменный уголь 30
Бензин 44
Дизельное топливо 42,7
Керосин 43,1
Спирт 26
Водород 119,7
Метан 49,8
Природный газ 45,6

Ученик. В таблице дана теплота сгорания основных видов топлива. Самая наибольшая теплота сгорания у водорода- 119,7МДж/кг. а наименьшая у дров—12,3 МДЖ/кг.

Учитель. Найдите теплоту сгорания природного газа, прочитайте ее и скажите, что показывает это число.

Ученик. Теплота сгорания природного газа равна 45,6МДж/кг. Это число показывает, что при полном сгорании 1кг газа выделяется 45,6 МДж теплоты

Ученик. При полном сгорании 1 кг водорода выделяется 119,7МДж тепла, что примерно в10 раз больше чем при сгорании 1кг дров- 12,3МДж.

Учитель. Сопоставьте сведения о составе и теплоте сгорания топлива разных видов .Выскажите предположения о том, какие химические элементы в составе топлива определяют преимущественно величину теплоты сгорания ?

Ученик. Анализируя таблицы мы видим , что величину теплоты сгорания топлива определяют преимущественно содержание углерода и водорода в составе топлива.

Например. Природный газ содержит 74,0 С и 25,0% Н и имеет наибольшую теплоту сгорания по сравнению с дровами и углем.

Учитель. Какого топлива-дерева или бензина потребуется меньше, чтобы получить необходимое количество теплоты? Почему?

Ученик. Сравнивая теплоту сгорания дерева –12,3М Дж/кг и бензина -44М Дж/кг мы видим, что для получения необходимого количества теплоты меньше потребуется бензина.

Учитель. А как рассчитать количество теплоты ,которое выделится при сгорании не 1кг топлива, а m кг топлива?

Ученик. Чтобы рассчитать количество теплоты Q .выделяющееся при полном сгорании m кгr топлива ,нужно теплоту сгорания q умножить на массу сгоревшего топлива

Q = qm

Учитель. Верно. А какие еще требования предъявляются к топливу?

Вопросы 1 и 6 стр. учебника помогут вам ответить на этот вопрос.

Ученик. Небольшая температура воспламенении - важное требование к веществу, которое будет использоваться как топливо.

Топливом могут стать широко распространенные ,сравнительно простые в добыче и удобные для транспортировки вещества.

Учитель. Вспомните и покажите на карте Республики Коми крупнейшие месторождения горючих полезных ископаемых.(Учащиеся перечисляют крупнейшие месторождения Республики Коми ) .

Учитель. Итак, сформулируйте основные требования, предъявляемые к топливу:

1) большая теплота сгорания,

2) отсутствие вредных продуктов сгорания,

3) низкая температура воспламенения.

4) распространенность в природе,

5) сравнительная простота добычи и транспортировки.

Учитель. Видеофильм нам напомнил, что большинство традиционных видов топлива( таких как уголь , нефть, торф ) образовалось на протяжении целых геологических эпох из останков растений и животных.

Это, чаще всего невозобновляемые ресурсы нашей планеты. Вот почему сегодня ученые заняты поисками альтернативных источников тепла и созданием энергосберегающих технологий.

В связи с этим каждый нагреватель, тепловой двигатель или даже целая электростанция характеризуются особой величиной, называемой коэффициентом полезного действия. Эта величина показывает, какая часть, количества теплоты выделяющегося при сгорании топлива, расходуется полезно. Коэффициент полезного действия,. сокращенно КПД, обозначается буквой греческого алфавита (эта). Если, например, при сгорании топлива выделилось Qзатр.Дж теплоты и только QполезнДж использовалось полезно, то

= Qпол./Qзатр.*100%

Закрепление

1. При полном сгорании 1 кг природного газа выделилось 44МДж теплоты. Какова теплота сгорания топлива?

2.  На вопрос учителя: “Как понимать выражение: “теплота сгорания керосина равна 46 МДж/кг?”, ученик ответил так: “ Это значит, что при сгорании керосина выделяется 46 МДж теплоты “.Правильный ли ответ дал ученик?

3. Почему рачительный хозяин предпочитает покупать березовые дрова, а не сосновые? Цена дров за единицу объема одинакова ( Ответ. Плотность березы больше плотности сосны, следовательно, масса березовых дров больше, если объемы приобретаемых дров больше.)

4. Известно, что температура пламени наибольшая в верхней его части. Почему же часто, спеша нагреть воду в чайнике, увеличивают пламя, открывая кран горелки?

(Ответ. Чтобы уменьшить время нагревания воды, ей надо передать большее количество теплоты в единицу времени, т.е. сжигая в единицу времени больше топлива.).

5. Сколько дров понадобиться, чтобы истопить кирпичную русскую печь? Масса печи 1,5т,в процессе протапливания ее температура менялась от 100С до 700С,а КПД равен 25%/ (Ответ:.26кг).

Домашнее задание. §21, задача N 1319

Подведение итогов урока.

Литература.

1. Г.Н.Степановна и А.П.Степановна. Сборник вопросов и задач по физике. - СПб.: ООО “Валери СПД”, 2001 г.

2. В.П.Карцев, П.М.Хазановский. Тысячелетия энергетики. – М:. ЗНАНИЕ 1984 г.

3. Историко-культурный атлас Республики Коми. М:. ДРОФА, Дк, 1997 г.