Обобщающий урок "Изменение агрегатных состояний вещества"

Разделы: Физика


Незнающие пусть научаться, а знающие вспомнят еще раз.

Античный афоризм

Цели урока.

Образовательная:

  • повторить основные формулы раздела тепловые явления с помощью решения задач;
  • закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении раздела тепловые явления;
  • обеспечить усвоение формул расчёта количества теплоты для различных тепловых процессов;
  • научить ребят пользоваться таблицами и формировать у них умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов и использования дидактического материала.

Развивающая:

  • совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;
  • тренировка в переводе значения массы, количества теплоты из дополнительных единиц измерения в основные.

Воспитательная:

  • развитие познавательного интереса к предмету,
  • тренировка рационального метода запоминания формул,
  • развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.

Задачи урока.

  • Уметь решать расчётные задачи;
  • Научиться формулировать чёткие ответы на качественные задачи;
  • Уметь пользоваться формулами;
  • Отрабатывать навыки перевода значения массы, количества теплоты из дополнительных единиц измерения в основные;
  • Отрабатывать навыки соотношения полученных результатов с реальными значениями;
  • Уметь пользоваться таблицами:
    а) удельная теплоёмкость вещества;
    б) температура плавления и кристаллизации;
    в) удельная теплота плавления;
    г) удельная теплота парообразования.
  • Уметь, используя жизненный опыт, распознавать основные тепловые явления.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Переходный момент.
  3. Фронтальный опрос.
  4. Решение расчётных задач.
  5. Решение качественных задач.
  6. Домашнее задание.
  7. Задания на рефлексию.
  8. Подведение итогов.
  9. Резерв. (Выступление “коллекционеров” интересных фактов, загадки).

1. Организационный момент.

2. Переходный момент.

На предыдущих занятиях мы с вами изучали различные агрегатные состояния вещества, тепловые явления и процессы.

Сегодня на уроке мы вместе должны:

  • Вспомнить основные формулы для тепловых процессов.
  • Решить расчётные и качественные задачи на тепловые явления.

А девиз нашего урока сегодня таков: Незнающие пусть научаться, а знающие вспомнят еще раз.

3. Фронтальный опрос.

Прослушав отрывки из стихов, вам необходимо назвать, какие тепловые явления нашли отражения в данных отрывках.

А. Зачитываем отрывки из стихов.

А.С. Пушкин. “Евгений Онегин”.

Вопрос: Что представляют с точки зрения физики, “на стёклах лёгкие узоры”.

Ответ: Кристаллики замёршей воды, её твёрдое состояние.

Е. Баратынский. “Весна”.

Вопрос: В каком агрегатном состоянии находится вода? Какие тепловые процессы отражены в этом отрывке?

Ответ: Вода в жидком и твёрдом агрегатном состоянии. Процессы нагревания и плавления.

Д.Б. Кедрин. “Мороз на стёклах”.

Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке? Приведите на физическую терминологию процесс “рисование” стужи на окне.

Ответ: Кристаллизация.

И. Суриков. “Золилась заря”.

Вопрос: Какое физическое явление нашло отражение в этом отрывке?

Ответ: Конденсация. Образование росы.

В. Работа с картинками.

Просмотрев слайд, назвать в каком агрегатном состоянии находится вода, указать тепловой процесс, показать формулы для данного теплового процесса.

Сделайте вывод: какие агрегатные состояние вещества существуют природе, причислите тепловые процесс.

4. Решение расчётных задач.

Для решения расчётных задач нам необходимо вспомнить основные формулы, единицы измерения величин связанных с тепловыми явлениями.

Нагревание и охлаждение.

Q = cm (t2 – t1).

Количество теплоты Q, [Q] = 1Дж.

Удельная теплоёмкость вещества с, [c] =

Масса вещества m, [m] = 1 кг.

Температура t, [t] = 1оС.

Приготовить таблицу: “удельная теплоёмкость вещества”.

Для решение, пожалуйста, просмотрите предложенный вам набор задач.

Найдите задачи на названые процессы. Выберите одну из них и решите.

Решение у доски № 1(а) или № 1 (б).

Плавление и кристаллизация.

Q = m.

Количества теплоты Q, [Q] = 1Дж.

Удельная теплота плавления вещества , [] =

Масса вещества m, [m] = 1кг.

Приготовить таблицу: “удельная теплота плавления”.

Найдите задачи на плавление и кристаллизацию.

Решаем у доски № 2 (а) или № 2 (б).

Парообразование и конденсация.

Q = mL

Количества теплоты Q, [Q] = 1Дж.

Масса вещества m, [m] = 1кг.

Удельная теплота парообразования вещества L, [L] =

Приготовить таблицу: “удельная теплота парообразования”.

Найдите задачи на названые процессы. Выберите одну из них и решите.

Решение у доски № 3 (а) или № 3 (б).

5. Решение качественных задач по выбору, с использованием таблиц.

6. Домашнее задание.

Повторить основные формулы, решить качественные задачи, разгадать кроссворд (два последних задания по выбору).

7. Задания на рефлексию.

8. Подведение итогов.

  • Какие агрегатные состояния вещества вы знаете? (Твердое, жидкое, газообразное).
  • Назвать тепловые процессы. (Нагревание, охлаждение, плавление, кристаллизация, парообразование и конденсация).
  • Оцениваем работу учащихся на уроке.

9. Резерв. (Выступление “коллекционеров” интересных фактов, загадки).

Расчётные задачи.

а) Стальное сверло массой 100 г при работе нагрелось от 20 до 120оС. Какое количество теплоты затрачено для нагревания сверла?

Дано: Решение:
m=100 г

t1 = 20оС

t2 = 120оС

Q = ?

c =

0,1 кг Нагревание стали.

Q = cm (t2 – t1).

Q = · 0,1 кг (120оС - 20оС) = 5000Дж

Ответ: Q = 5000Дж = 5кДж.

Задания на рефлексию.

Моё настроение на уроке. 3.12.2003 физика.

  Начало урока Середина урока Конец урока
Плохое      
Хорошее      
Отличное      

1.Сегодня на уроке я научился:


2.Сегодня на уроке мне понравилось:


3. Сегодня на уроке мне не понравилось:


Оформление доски.

Тема: Изменение агрегатных состояний вещества.

Незнающие пусть научаться, а знающие вспомнят еще раз.

Античный афоризм

Твердое состояние Жидкое состояние Газообразное состояние
Нагревание и охлаждение.

Формула: Q=cm (t2 – t1).

Количество теплоты Q,
[Q] = 1Дж.

Удельная теплоёмкость вещества с, [c] = img1.jpg (6421 bytes)

Масса вещества m,

[m] = 1 кг.

Температура t, [t] = 1оС.

Плавление и кристаллизация.

Формула: Q = m.

Количества теплоты Q,
[Q] = 1Дж.

Удельная теплота плавления вещества ,
[] =

Масса вещества m, [m] = 1кг.

Парообразование и конденсация.

Формула: Q = mL

Количества теплоты Q,
[Q] = 1Дж.

Масса вещества m, [m] = 1кг.

Удельная теплота парообразования вещества L, [L] =

(Оформление магнитной доски рис. 1)

Рис. 1

Оборудование:

  • компьютер, магнитная доска, магниты, таблицы с формулами,
  • новогодняя ёлка украшенная кристаллами соли,
  • выставка книг, таблица “агрегатные состояния воды”, дидактический кубик.

Стихи на тепловые явления.

1. А. С. Пушкин “Евгений Онегин”.

В окне увидела Татьяна
Поутру побелевший двор,
Курины, кровли и забор,
На стеклах лёгкие узоры,
Деревья в зимнем серебре...

Что представляют, с точки зрения физики, “на стеклах лёгкие узоры”?

2. Е. Баратынский “Весна”.

Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!

В каком агрегатном состоянии находится вода?

Какие тепловые явления отражены в этом отрывке?

3. Д. Б. Кедрин “Мороз на стеклах”.

Пейзаж тропического лета
Рисует стужа на окне.
Зачем ей розы? Видно это
Зима тоскует о весне.

Какое физическое явления нашло отражение в этом отрывке?

Приведите на физическую терминологию процесс “рисования” стужи на окне.

4. Иван Суриков “Золилась заря”

От цветов на полях
Льётся запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром.

Какое физическое явления нашло отражение в этом отрывке?

Загадки на тепловые явления.

Что за звездочки чудные
На пальто и платке?
Все, сквозные, вырезные,
А возьмёшь – вода в руке.
Летит – молчит
Лежит – молчит
Когда умрёт, тогда заревёт.
Что это такое?
В огне не горит,
А воде не тонет.

Расчетные задачи.

1.

а) Стальное сверло массой 100 г при работе нагрелось от 20 до 120оС. Какое количество теплоты затрачено для нагревания сверла?

б) Какое количество теплоты выделилось при охлаждении чугунной детали массой 32 кг, если её температура изменилось от 1015оС до 15оС?

2.

а) Какое количество теплоты, поглощая при плавлении предмет из олова массой 100 г, взятого при температуре плавления?

б) При кристаллизации воды было отдано количество теплоты 102000 Дж. Какова масса полученного льда?

3.

а) Какое количество теплоты необходимо для обращения в пар воды массой 200 г, если жидкость нагрета до температуры кипения?

б) Какова масса воды, образовавшейся при конденсации пара, находящегося при температуре конденсации, если при этом было отдано 345000 Дж теплоты?

Качественные задачи.

1.

а) Приведите примеры различных агрегатных состояний одного и того же вещества.

б) Приведите примеры изучения агрегатных состояний вещества в природе.

2.

а) Температура плавление олова составляет 232оС. В каком агрегатном состояние будет находится олово при температуре 230оС? 233оС?

б) Температура плавления льда составляет 0оС? В каком агрегатном состояние будет находиться вода при температуре - 5оС? +2оС?

3.

а) Можно ли в алюминиевой коробке расплавить железо?

б) При спаиванием стальных деталей иногда пользуются медным припоем. Почему нельзя паять медные детали стальным припоем?

4.

а) Какой процесс позволяет мокрому белью высохнуть даже при сильных морозах?

б) Зачем, дуют на горячий чай, налитый в блюдце? Почему в этом случае чай остывает быстрее?

Качественные задачи. Д/з.

1. Какой из двух металлов (алюминий или медь) вы бы выбрали, чтобы изготовить посуду, годную для расплавления в ней второго металла?

2. Какой из кусков (стальной или вольфрамовый), останется твердым, если будет брошен в расплавленное железо?

3. Можно ли расплавить янтарь, держа его в оловянной ложке? В алюминиевой?

4. Почему бегущая собака высовывает язык?

5. Во время ледохода вблизи реки холоднее, чем вдали от неё. Почему?

6. Сравните кипение и испарение жидкости. Что между ними общего? В чем состоит различие этих явлений?

Выступление “коллекционеров” интересных фактов.

1. Кашалот на лбу имеет спермацетовый орган. Он служит для управления его плавучестью. Спермацетовый орган содержит жир, который заметно изменяет свой объём под влиянием температуры (с погружением на глубину). При понижении температуры жир становится плотнее и из жидкости превращается в беловатую кашицу, состоящую из кристаллов. В таком состоянии он, занимая меньше места, вытесняет меньше воды, поэтому плавучесть кита снижается (уменьшается архимедова сила). Эта способность кашалота особенно интересна для конструкторов батискафов.

2. 4 декабря 1892г. в Саксонии падали хлопья снега, достигавшие в поперечнике 12 см. Объяснить это необычное явление можно так. В верхних слоях атмосферы температура воздуха всегда ниже, чем у земной поверхности. В этих слоях образуются небольшие кристаллы льда – “алмазная” пыль. Падая, они попадают в слои воздуха, температура которых постепенно повышается, и находящийся в этих слоях пар, соприкасаясь с холодной снежинкой и конденсируясь на ней, способствует её росту. Если температура воздуха близка к 0оС, то поверхности снежинок оплавляются и, слипаясь между собой, снежинки образуют крупные хлопья.

3. Большой ущерб наносит народному хозяйству, особенно посевам, град. Чаще всего выпадает град не очень больших размеров (величиной примерно с ноготь), но иногда бывает и весьма крупный град (с градинами массой почти в килограмм). От града размером с куриное яйцо в Кабардино-Балкарии как-то погибло большое стадо овец; гибнут от града даже коровы. Как же образуется град? На высотах, где температура отрицательная, в облаке содержится огромное количество мелких кристалликов льда и капель переохлажденной воды. При столкновении водяной капли в потоке воздуха с “градовым зародышем” (кристалликом льда) она мгновенно намерзает на него, образуя градину, которая растет до тех пор, пока восходящий воздушный поток (скорость его может достигнуть сотен километров в час) способен удержать всю массу таких градин. Но в какой-то момент подъемной силы оказывается недостаточно, и ледяная лавина обрушивается на Землю. Сейчас ведется активная борьба с градом, дающая большой экономический эффект.