Газовые законы. Решение задач графическим способом (интегрированный урок физики и математики)

Разделы: Математика, Физика


Лучше всего продвигается естественное исследование, когда физическое завершается в математическом.

Ф. Бэкон

 Цели:

  • Формирование знаний графического способа решения задач на газовые законы и умений применять их;
  • Развитие умений сравнивать, выявлять закономерности, обобщать, логически мыслить;
  • Воспитывать ответственное отношение к учебному труду, активизировать познавательный интерес учащихся.

 Оборудование: кодоскоп, кодопозитивы, комплекты заданий для самостоятельной работы, карточки для проверки правильности выполнения этой работы, плакаты с графиками изопроцессов.

Ход урока:

    1. Организационный момент.
    2. Повторение теоретического материала по изученной теме.
    3. Самостоятельная работа и самопроверка.
    4. Способы решения физических задач. Графический способ.
    5. Объяснение нового материала.
    6. Закрепление.
    7. Самостоятельная работа и самопроверка.
    8. Постановка домашнего задания.
    9. Итоги урока.

Повторение теоретического материала по изученной теме

(учитель физики)

Вопрос

Предполагаемый ответ

1 Как называют процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров? Процессы, протекающие при неизменном значении одного из параметров, называют изопроцессами.
2 Какими тремя макроскопическими параметрами характеризуется состояние данной массы газа? Это давление, объём и температура.
3 Какой процесс называют изотермическим? Процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянной температуре называют изотермическим.
4 Какой процесс называют изобарным? Процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянном давлении называют изобарным.
5 Какой процесс называют изохорным? Процесс изменения состояния термодинамической системы макроскопических тел при постоянном объеме называют изохорным.
6 Как называют количественные зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего параметра? Такие количественные зависимости называют газовыми законами.
7 Сформулируйте закон Бойля-Мариотта. Для газа данной массы произведение давления газа на его объем постоянно, если температура газа не меняется.
8 Сформулируйте закон Шарля. Для газа данной массы отношение давления к температуре постоянно, если объем не меняется..
9 Сформулируйте закон Гей-Люссака. Для газа данной массы отношение объема к температуре постоянно, если давление газа не меняется.

Самостоятельная работа и самопроверка

(учитель физики)

(Самостоятельная работа выполняется под копирку: первый листок сдается учителю, второй остается у учащихся для самопроверки).

1 вариант

2 вариант

1. Для газа данной массы произведение давления газа на его объем постоянно, если температура газа не меняется. Это закон:
  1. Шарля,
  2. Гей-Люссака,
  3. Бойля-Мариотта.
1. Для газа данной массы отношение объема к температуре постоянно, если давление газа не меняется. Это закон:
  1. Шарля,
  2. Гей-Люссака,
  3. Бойля-Мариотта.
2. Какой из приведенных ниже графиков соответствует изобарному расширению?

Рисунок 1

2. Какой из приведенных ниже графиков соответствует процессу изотермического расширения?

Рисунок 3

3. Какие три процесса представлены на диаграммах рисунка?

Рисунок 2

  1. Изохорный, изотермический, изобарный.
  2. Изобарный, изохорный, изотермический.
  3. Изохорный, изобарный, изотермический.
3. Какие три процесса представлены на диаграммах рисунка?

Рисунок 4

  1. Изохорный, изотермический, изобарный,
  2. Изотермический, изобарный, изохорный,
  3. Изобарный, изотермический, изохорный.
4. Какое значение температуры по шкале Кельвина соответствует температуре 1000С?
  1. 273. К,
  2. 373. К,
  3. 473К.
4. Универсальная газовая постоянная равна:
  1. 8,31 Дж/моль.*К
  2. 1,38*10-23Дж./ К
  3. 6.02*1023моль-1.
5. В сосуде объемом 8,3м3 находится 0,04 кг гелия при температуре 1270С. Определить его давление.
  1. 4*103 Па,
  2. 8*103 Па,
  3. 16*103 Па.
5. Определите массу водорода, находящегося в баллоне вместимостью 20 м3 под давлением 830 Па при температуре 17 0С.
  1. 1,38*10 -4кг,
  2. 1,38*10 -3кг,
  3. 1,38*10-2кг.

 Способы решения физических задач

(учитель математики)

  • Логический
  • Экспериментальный
  • Математический:
    • Арифметический
    • Алгебраический
    • Геометрический
    • Графический

Графические задачи – такие задачи, в которых ответ на поставленный вопрос не может быть получен без графика.

Задание учащимся:

Изобразить на доске графики изопроцессов (рис. 5,6,7)

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Вопросы к рисунку 5

Предполагаемый ответ

1 Какая зависимость между давлением и объемом следует из уравнения Менделеева-Клапейрона? Рисунок 8
2 Если процесс изотермический, то какой параметр не изменяется? Т – температура
3 При изотермическом процессе

Почему?

Рисунок 9

Правая часть представляет собой частное постоянных величин (масса газа и его молярная масса не изменяются, температура постоянна и R=const).
4 Значит зависимость между давлением и объемом … Обратная пропорциональность, т.к. p=b/V
5 Что является графиком обратной пропорциональности? Гипербола, а в физике эта кривая называется изотермой.
6 Как называется постоянная b? Коэффициентом обратной пропорциональности.
7 Что показывает коэффициент обратной пропорциональности? Расположение ветвей гиперболы к осям координат; чем больше коэффициент обратной пропорциональности, тем дальше расположены ветви кривой к осям абсцисс и ординат.
8 Почему изотерма располагается в первой координатной четверти? Давление и объем не могут принимать отрицательные значения.

Вопросы к рисунку 6

Предполагаемый ответ

1 Какая зависимость между давлением и температурой следует из уравнения Менделеева-Клапейрона? Рисунок 10
2 Какой параметр не изменяется при изохорном процессе? V – объем
3 При изохорном процессе

Почему?

Рисунок 11

Правая часть представляет собой частное постоянных величин.
4 Значит зависимость между давлением и температурой … Прямая пропорциональность, т.к. p=aT.
5 Что является графиком прямой пропорциональности? Прямая, проходящая через начало координат. В физике эта прямая называется изохорой.
6 Почему часть изохоры на графике изображается пунктирной линией? Реальные газы при низких температурах переходят в жидкое, и даже твердое состояние. Поэтому, линии графиков в области очень низких температур, проводят пунктирной линией, которая справедлива только для идеального газа.
7 Как называется постоянная а? Угловым коэффициентом.

Вопросы к рисунку 7

Предполагаемый ответ

1 Какая зависимость между объемом и температурой следует из уравнения Менделеева-Клапейрона? Рисунок 12
2 Какой параметр не изменяется при изобарном процессе? P – давление.
3 При изобарном процессе.

Почему?

Рисунок 13

Правая часть представляет собой частное постоянных величин.
4 Значит зависимость между объемом и температурой … Прямая пропорциональность, т.к. V=cT.
5 Что является графиком изобарного процесса? Прямая, проходящая через начало координат. В физике эта прямая называется изобарой.
6 Как называется постоянная с? Угловым коэффициентом.
7 Что показывает угловой коэффициент? Угол наклона прямой с осью абсцисс.
8 Почему часть изобары на графике изображается пунктирной линией? Объем идеального газа при температуре 0 К не может быть равен 0, поскольку в модели газа молекулы наделяются массой и, следовательно, объемом.

 Объяснение нового материала (учитель математики).

Учитель дополняет графики, соответствующие другим значениям параметров (рис 14,16,18)

Рисунок 14

Рисунок 16

Рисунок 18

Вопрос:

  1. По рис. 14 определим, у какого изотермического процесса температура выше, у какого – ниже? См. рис. 15.
    Рисунок 15
  2. По рис. 16 определим, у какого изохорного процесса объем больше, у какого – меньше?
    См. рис. 17.
    Рисунок 17
  3. По рис. 18 определим, у какого изобарного процесса давление больше, у какого – меньше?
    См. рис. 19.
    Рисунок 19

Закрепление. Устное решение задач через кодоскоп.

(учитель математики)

Рисунок 20

Объяснение нового материала

(учитель физики).

Вспомним, как изображаются на диаграммах изотерма, изобара и изохора в координатах PV, PT, VT. См. рис. 21.
Рисунок 21

Как изобразить циклический процесс 1 > 2> 3 на диаграмме PV. См. рис. 22.(объясняет учитель).
Рисунок 22

В координатах VT ученики строят данный процесс самостоятельно (один из учащихся – на закрытой доске). См. рис. 23.

Рисунок 23

В заключении учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу с самопроверкой.

 Самостоятельная работа и самопроверка.

См. рис. 24.

Рисунок 24

Постановка домашнего задания.

Сборник задач (составитель Г.Н. Степанова) № 625, № 629.

Итоги урока.

В заключение урока учитель просит учащихся оценить, насколько он был успешен.

Раздаются карточки, в которых предлагается поставить галочку около выбранного утверждения.

Мне все понравилось __________

Мне ничего не понятно _________

Мне было интересно __________

Мне было скучно __________

Мне было легко __________

Мне было трудно __________

Я узнал много нового__________

Я не узнал ничего нового__________