Цель урока: На основе полученных ранее знаний ввести понятие давления; используя проблемный эксперимент вывести формулу для расчета давления; вырабатывать умение быстро мыслить и делать выводы.
Оформление доски:
- Рисунок (выполняется заранее на большом листе ватмана) – слон на лыжах и обезьянка по пояс в снегу. Под ними большой знак вопроса.
- Тема: “Давление”.
- Домашнее задание: параграф 33; индивидуальные задания по задачнику В.И.Луканина: уровень “А” - №№ 442,447; уровень “В” - №№ 438,445; уровень “С” - №№ 448, 449, 450.
Оборудование:
- Доска с гвоздями, гиря, песок.
- На партах – динамометр, брусок, грузики.
- Листочки для выполнения практического задания.
- Книга “100 великих ученых”.
Ход урока.
I Вступление. Повторение темы: “Силы в природе”.
Книга лежит на столе.
Учитель: Какие силы действуют на неё?
А действует ли книга на стол?
Что такое вес тела?
Рассмотрим природу возникновения веса тела.
II. Тест на повторение (уровни “А”, “В”, “С”).
Задание: выберите правильный ответ.
Уровень “А”
Физическая величина, с помощью которой количественно определяют взаимодействие тел.
МАССА СКОРОСТЬ СИЛА ВРЕМЯ |
Сила, с которой тело действует на опору или подвес.
ВЕС МАССА ТЯЖЕСТЬ РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ |
Свойство тел восстанавливать свою форму.
ПЛАСТИЧНОСТЬ УПРУГОСТЬ ОДНОРОДНОСТЬ ПЛОТНОСТЬ |
Прибор, служащий для измерения силы.
ДИНАМОМЕТР ВЕСЫ СЕКУНДОМЕР ЛИНЕЙКА |
Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил.
ВЕС РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ ПОКОЙ ДВИЖЕНИЕ |
Уровень “В”
Свойства тел восстанавливать свою форму.
ПЛАСТИЧНОСТЬ УПРУГОСТЬ ОДНОРОДНОСТЬ ПЛОТНОСТЬ |
Прибор, служащий для измерения силы.
ДИНАМОМЕТР ВЕСЫ СЕКУНДОМЕР ЛИНЕЙКА |
Свойство тела сохранять состояние равномерного прямолинейного движения или состояния покоя.
ИНЕРЦИЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ УПРУГОСТЬ СКОРОСТЬ |
Физическая величина, с помощью которой количественно определяют взаимодействие тел.
МАССА СКОРОСТЬ СИЛА ВРЕМЯ |
Сила, с которой тело действует на опору или подвес.
ВЕС МАССА ТЯЖЕСТЬ РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ |
Единица силы.
КИЛОГРАММ МЕТР СЕКУНДА НЬЮТОН |
Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил.
ВЕС РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ ПОКОЙ ДВИЖЕНИЕ |
Уровень “С”
Сила, с которой производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил.
ВЕС РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ ПОКОЙ ДВИЖЕНИЕ |
Изменение формы или размеров тела.
ПРЕОБРАЗОВАНИЕ РАЗНОСТЬ ДЕФОРМАЦИЯ МАТЕРИЯ |
Физическая величина, с помощью которой количественно определяют взаимодействие тел.
МАССА СКОРОСТЬ СИЛА ВРЕМЯ |
Сила, с которой тело действует на опору или подвес.
ВЕС МАССА ТЯЖЕСТЬ РАВНОДЕЙСТВУЮЩАЯ |
Единица силы.
КИЛОГРАММ МЕТР СЕКУНДА НЬЮТОН |
Свойство тел восстанавливать свою форму.
ПЛАСТИЧНОСТЬ УПРУГОСТЬ ОДНОРОДНОСТЬ ПЛОТНОСТЬ |
Прибор, служащий для измерения силы.
ДИНАМОМЕТР ВЕСЫ СЕКУНДОМЕР ЛИНЕЙКА |
Свойство тела сохранять состояние равномерного прямолинейного движения или состояние покоя.
ИНЕРЦИЯ ПРОЗРАЧНОСТЬ УПРУГОСТЬ СКОРОСТЬ |
III. Основная часть.
Учитель. Однако, не всегда достаточно знать только действующие силы. Во многих случаях важно знать, на поверхность какой площади тела действует сила.
Давайте посмотрим на рисунок и проанализируем его. Огромный слон стоит на снегу, а обезьяна провалилась по пояс. Пока отвечать не будем “почему?” Ответ будет в конце урока.
Посмотрим опыт: в доску вбиты гвозди. Сначала устанавливаем их остриями вверх и ставим гирю. Шляпки чуть-чуть вдавливаются в песок. Переворачиваем доску – гвозди углубились в песок. Что мы поменяли? Сила давления разная или одинаковая?
Значит есть некая физическая величина, которая будет связывать силу, с которой тело давит на поверхность, и площадь поверхности.
Мы подошли к теме нашего урока. Откройте тетради и запишите число, тему урока “Давление” и домашнее задание: параграф 33, уровень “А”- №№ 442, 447;
Уровень “В” - №№ 438, 445; уровень “С” - №№ 448, 449, 450.
Запишем в тетради:
- Давление – физическая величина, которая
- Давление – p (обратить внимание, что р – маленькая, т.к. Р – вес).
- Давление
4. р = [1 Па], где Па - Паскаль
Французский ученый Блез Паскаль занимался математикой, философией, изобрел арифметическую машину, изучал давление воздуха, жидкости.
Учитель показывает портрет ученого в книге “100 великих ученых”.
Формулу ученики будут сами получать, используя проблемный эксперимент.
Учитель. У вас на партах лежит брусок, динамометр, грузики, листочки с заданиями (опыт можно выполнять парой).
Задание на листочках. Практическая работа.
Тема: “Давление”
I часть.
- Положите брусок на парту большей поверхностью. Измерьте Fтр.
- Положите брусок на малую (боковую) поверхность
Fтр.=… Н
Fтр.=…Н
Вывод: чем больше площадь поверхности, тем … сила трения.
II часть.
Измерьте Fтр.
Fтр.=… Н
Fтр.=… Н
Вывод: чем больше масса груза, тем … сила трения.
Учитель собирает листочки с выполненной практической работой. За неё ставится оценка. Дальше идет обсуждение полученных результатов. Учащиеся увидели сами, что чем больше сила, тем больше давление, а уменьшая площадь поверхности, они увеличили давление.
Один из учащихся выходит к доске и записывает формулу:
Р= F / S
Учитель. Записываем определение: давление – это отношение силы, с которой тело давит на опору, к величине площади поверхности опоры.
(Здесь надо оговорить, что сила должна быть перпендикулярна этой поверхности.)
IV. Заключение.
Теперь посмотрим ещё раз на рисунок. Объясните, пожалуйста, почему большой слон не проваливается в снег, а маленькая обезьянка провалилась?
Учащиеся с удовольствием объясняют увиденное и приводят свои собственные примеры.