Решение задач по кинематике равнопеременного движения традиционно вызывает у учащихся затруднения, что связано в основном с тем, что здесь впервые встает проблема формализации физической задачи, т.е. перевода ее с языка “текстовой задачи” по физике на язык математики. До этого учащимся приходилось в основном решать задачи, если можно так выразиться, “по формулам”, а теперь необходимо осмыслить задачу не только с точки зрения физики, но и суметь записать ее в терминах уравнений кинематики и затем из этих уравнений, опираясь на условие задачи, получить нужные “формулы”. В настоящей работе представлен ход обзорного урока по этой теме.
Чтобы научиться решать задачи по кинематике нужно прежде всего уметь правильно выбрать систему отсчета (СО), которая включает в себя:
- Точку отсчета (выбираем произвольно из соображений удобства)
- Систему координат, связанную с точкой отсчета
- Начало отсчета времени (счетчик времени, выбираем из соображений удобства).
Вообще важно, чтобы учащиеся отдавали себе отчет, что для решения задач по кинематике необходимо:
Выбрать СО подходящим образом, чтобы в этой СО уравнения кинематики принимали наиболее простой вид. Обязательно обратить внимание на выбор начала отсчета времени.
Сделать чертеж, иллюстрирующий описанное в условии задачи явление: начертить систему координат, траекторию движения, вектора скоростей и ускорений.
Записать основные уравнения кинематики равнопеременного движения в выбранной СО для произвольного момента времени:
где x0,y0 – начальное положение тела, v0x, v0y – проекции начальной скорости тела, ax, ay – проекции ускорений.
4. Записать уравнения (1)-(4) для характерных моментов времени, из которых находить требуемые в условии задачи величины, т.е. получить рабочие формулы.
Важно, чтобы учащиеся понимали, что можно получить решение любой задачи кинематики равнопеременного движения, если записаны основные уравнения (1)-(4). Важно также, чтобы они осознавали, что вид этих уравнений меняется в зависимости от выбора СО. В связи с этим, решим несколько задач, иллюстрирующих сказанное.
Задача 1. Теннисист при подаче запускает мяч с высоты h над землей. На каком расстоянии от подающего мяч ударится о землю, если начальная скорость равна v0 и направлена вверх под углом к горизонту?
Решение: а). Точку отсчета (начало координат) поместим в точку на поверхности земли, где стоял теннисист в момент удара. Время начнем отсчитывать от момента удара по мячу. На рис.1 изображена система координат XOY, траектория движения мяча, вектора скорости и ускорения.
Рис. 1
В выбранной СО начальные условия имеют вид: x0 = 0, y0 = h, ax = 0, ax = - g,
и кинематические уравнения (1)-(4) запишутся в виде:
Требуемое в условии задачи расстояние D (дальность полета) найдем из условия: D = x(tn), где время полета tn определяется из соотношения y(tn) = 0, т.е.можем записать уравнение:
При решении этого квадратного уравнения удобнее записывать его в приведенном виде x2 + 2qx + + q = 0 и находить корни по формуле
Опыт показывает, что учащиеся зачастую не знают этого и находят корни такого уравнения по общей формуле, что осложняет выкладки. Перепишем уравнение в виде
тогда его решение
Т.к. t >= 0, то физический смысл имеет корень
Теперь из условия D =x(tn) получим рабочую формулу
б). Решим эту задачу, выбрав за точку отсчета (начало координат) точку, где находился мяч в момент удара. Время по-прежнему отсчитываем от момента удара по мячу. На рис.2 изображена система координат XOY, траектория движения мяча, вектора скорости и ускорения.
Рис. 2
В выбранной СО начальные условия имеют вид: x0 = 0, y0 = 0, ax = 0, ax = - g,
Кинематические уравнения (1)-(4) теперь запишутся так
и время полета tn мяча до земли найдется из условия: y(tn) = - h. Дальше решение задачи повторяет способ а).
В рассмотренной задаче было безразлично, где поместить начало координат, однако в задачах, где высота, на которой происходит событие, не задана, начало координат лучше всего помещать именно в эту точку на неизвестной высоте. Направление осей выбирается из соображений удобства.
Задача 2. Тело, свободно падающее с некоторой высоты, последние h м пути прошло за время с. Какое время и с какой высоты падало тело?
Решение: Начало координат поместим в точку на неизвестной высоте H, ось Y направим вертикально вниз. Время начнем отсчитывать с момента начала падения тела. На рис.3 изображена система координат и ускорение свободного падения тела.
Рис. 3
В выбранной СО v0y = 0, y0 = 0, ay = g и уравнения кинематики (1)-(4) сведутся к двум
Т.к. в условии задачи речь идет о свободном падении тела, то в любой момент времени его координата будет равна пройденному пути. Выразим из уравнения для координаты отрезки пути H и h. Из рис.3 очевидно, что
где tn – время падения тела на землю. Получили два уравнения с двумя неизвестными H и tn. Уравнение (6) после преобразований принимает вид
Откуда
Подставляя найденное tn в (5), получим искомое выражение для высоты
Таким образом, требуемые в задаче величины определены.
Следует отметить, что если на размещение начала отсчета и направление осей системы координат учащиеся еще обращают внимание, то выбор начала отсчета времени обычно ускользает из их поля зрения. Это особенно заметно при решении задач, где в движении участвует несколько тел.
Если тела начинают свое движение одновременно, то отсчет времени начинается с момента начала движения тел, а кинематические уравнения пишутся для каждого из тел.
Задача 3. Два тела, расстояние между которыми l, начинают одновременно двигаться навстречу друг другу: первое - равномерно со скоростью v, а второе – из состояния покоя равноускоренно с ускорением a. Через какое время тела встретятся?
Решение: Поместим начало координат в точку, где находилось первое тело в начальный момент, ось OX направим по движению первого тела. Отсчет времени начнем с момента начала движения тел. На рис.4 изображена ось ОХ, вектора скоростей и ускорений обоих тел.
Рис. 4
В этой СО x10 = 0, x20 = l. Уравнение движения для первого тела
Уравнение движения для второго тела
В момент встречи x1(t) = x2(t), t – время в пути до встречи, т.е.
откуда
Задача 4. Лифт поднимается с ускорением a. В тот момент, когда его скорость стала равна v, с потолка кабины лифта начал падать болт. Высота кабины лифта h. Вычислить время падения болта.
Решение: Свяжем начало неподвижной системы координат с точкой, в которой находится пол лифта в момент, когда болт начинает падать. Время начнем отсчитывать от момента начала падения болта. На рис.5 изображена система координат (ось ОY), вектора скоростей и ускорений.
Рис. 5
Пусть yk vk - координата и проекция скорости кабины лифта, yб vб - координата и проекция скорости болта. Для кабины лифта основные уравнения (1) - (4) запишутся в виде
а для болта примут вид
Когда болт упадет на пол, будет выполняться: yk (t) = yб (t), где t – время падения болта:
Наибольшие затруднения вызывает у учащихся выбор начала отсчета времени, и особенно запись уравнений кинематики в случае, когда тела, участвующие в движении, начинают двигаться неодновременно.
Задача 5. Тело с начальной скоростью v0 и ускорением a1 начинает двигаться из некоторой точки по прямолинейной траектории. Через время из той же точки вслед за первым телом начинает двигаться другое тело без начальной скорости с ускорением a2. Через какое время после выхода первого тела второе тело его догонит?
Решение: Начало координат свяжем с точкой, из которой начинают двигаться тела. Ось ОХ направим по движению тел. Время начнем отсчитывать от начала движения первого тела. На рис.6 изображена система координат, вектора скоростей и ускорение.
Рис.6
В этой СО уравнения кинематики для первого тела имеют вид
а для второго тела, с учетом того, что оно начало свое движение на секунд позже первого, запишутся в виде
На запись этих уравнений нужно особенно обратить внимание учащихся. В момент, когда второе тело догонит первое, будет выполняться x1(t) = x2(t), т.е.
Получаем квадратное уравнение для определения времени t
С учетом того, что t >= 0 находим
Задача 6. Два тела брошены вертикально вверх с поверхности Земли из одной точки вслед друг за другом с интервалом времени , с одинаковыми начальными скоростями v0. Определить, через какое время тела встретятся.
Решение: Начало отсчета поместим в точку бросания. Ось OY направим вертикально вверх. Отсчет времени начнем с момента бросания первого тела. На рис.7 изображена ось OY и вектора начальной скорости и ускорения свободного падения.
Рис. 7
В выбранной СО y10 = y20 = 0, v01y = v02y = v0, a1y = a2y = -g. Уравнения кинематики для первого тела имеют вид
Основные уравнения кинематики для второго тела с учетом того, что оно начала свое движение на секунд позже первого, запишутся в виде
Тела “встретятся”, когда y1 (t) = y2 (t), т.е. получаем уравнение для нахождения искомого времени “встречи”
откуда