Урок по методу проектов. 11-й класс. Базовый курс
Границ научному познанию и предсказанию предвидеть невозможно. Д. И. Менделеев
Цели урока
Образовательные
- Повторить и закрепить знания учащихся по теме «Радиоактивные превращения»;
- Дать представление о проектной деятельности и разработать проект по заданной проблеме;
- Направить учащихся на составление опорного конспекта;
Развивающие
- Формировать мыслительные умения самостоятельно применять знания, полученные из дополнительной литературы для решения определённых проблем;
- Продолжать развивать логическое мышление, умение сопоставлять и делать выводы;
Воспитательные
- Воспитывать чувство коллективизма и взаимопомощи, умение работать в группе;
- Вырабатывать ответственное отношение к учебному труду.
Творческий продукт
- Опорный конспект по теме «Радиоактивные превращения».
Оборудование
- Модели атомных ядер (монеты одного достоинства – 40 шт.)
Подготовительный этап
Учащимся даётся представление о проектной деятельности. Класс делится на четыре группы. Внутри каждой группы выбирается руководитель, который координирует всю работу. Ученики выбирают вид деятельности – теорию или эксперимент, получают дополнительную литературу. Группы могут обращаться за консультацией к учителю.
ХОД УРОКА
1. Вводная часть
Учитель сообщает тему урока, форму его проведения, цели.
2. Повторение пройденного материала
В ходе беседы повторяем, что происходит с веществом при радиоактивном излучении. Учитель задаёт вопросы.
- Влияют ли химические реакции, в которые вступают радиоактивные вещества на интенсивность излучения?
- Что называют радиоактивностью?
- Какие виды радиоактивного распада известны?
- Что называют периодом полураспада?
- Почему закон радиоактивного распада является статистическим законом?
3. Практическая часть
Группы работают с учебником и дополнительной литературой, готовят выступления, в которых прозвучат ответы на вопросы карточек-заданий.
4. Презентация работ
Заслушиваются выступления «теоретиков» и «экспериментаторов» (по одному представителю от группы). После каждого выступления на доске постепенно формируется опорный конспект.
5. Подведение итогов урока
Отвечающего у доски ученика оценивает учитель, а учащихся в группах – руководитель данной группы.
6. Постановка домашнего задания
Повторить п. 80. Выучить опорный конспект.
Задания для групп.
Первая группа
Закончить таблицу по образцу.
Название распада Исходное ядро Событие распада Конечное ядро Причины нестабильности Альфа Испускание альфа-частицы уменьшает размер ядра Ядро слишком велико Бетта Гамма
Вторая группа
Закончить таблицу по образцу.
Название распада Исходное ядро Событие распада Конечное ядро Причины нестабильности Альфа Испускание альфа-частицы уменьшает размер ядра Ядро слишком велико Захват электрона Испускание позитрона
Третья группа
Разрешите проблему.
В тексте учебника (Физика -11, Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, М.: «Просвещение»,1999.) в п. 79 на стр. 195, сказано:
« При бетта – распаде из ядра вылетает электрон». Нам известно, что электроны вращаются вокруг ядра. Откуда в ядре электроны?
Четвёртая группа
Для проверки статистического характера радиоактивного распада проделайте эксперимент.
Поместите в коробку не менее 40 одинаковых монет. Встряхните и высыпьте их на стол с некоторой высоты. Монеты, выпавшие тыльной стороной вверх («распавшиеся ядра») уберите в сторону, а оставшиеся вновь положите в коробку. Повторите эту процедуру ещё несколько раз. По результатам опыта заполните таблицу.
№ выбрасывания 0 1 2 3 4 5 6 N Постройте график зависимости числа монет N, не выпавших тыльной стороной (числа «не распавшихся ядер») от номера № выбрасывания.
Сравните его с рис. 180, стр. 196 учебника. Сделайте вывод.
Литература
1. Ауст З. Атомная энергия. – М.: «Слово», 1999.
2. Кокс Ф., Парсондейдж М. Атомы и молекулы. – М.: «Росмзн», 1997.
3. Вся физика: 7-11 класс /Автор-составитель Изергина Е. Н. М.: «Олимп», 2001.
4. Справочник абитуриента по физике под ред. Киселёва А. Б. – М.: «Слово», 1998.
5. Физика. Приложение к газете « Первое сентября», № 39, октябрь 1995.