Программа «Я учусь говорить»

Разделы: Логопедия


Актуальность программы

Речь – основа общения и мышления человека. Следовательно, исправляя недостатки речи, мы корректируем речедвигательную, психоэмоциональную, интеллектуальную и общественную деятельность, то есть помогаем формированию личности, которая будет более адаптирована в общественной и личной жизни. Следовательно, такой ребенок сможет занять достойное место в окружающем мире, максимально проявив свою творческую индивидуальность.

Корректируя речь, педагог корректирует судьбу. Все это позволит ребенку хорошо подготовиться к быстро изменяющимся социально-психологическим аспектам жизни и занять свое место в этой жизни.

Но у многих детей этот процесс задерживается по причине:

  • негативных факторов в период беременности матери, тяжелых родов;
  • в раннем периоде развития ребенка (до 2,5-3 лет) частых болезней, инфекций, травм, аллергий, ушибов, стрессовых ситуаций, неблагоприятных факторов речевого окружения (кто-то в семье имеет дефекты звукопроизношения), двуязычия.

В основе данной программы лежит комплексный подход к проблеме речевого недоразвития Филичевой Т.Б., Чиркиной Т.В.; авторская программа по развитию речи Медико-педагогического центра “Гармония” (автор Костыгина В.И.), суть которой - творческое раскрытие каждого ребенка, снятие его комплексов, блоков зажатости и страхов.

Программа “Я учусь говорить” является модифицированной, открытой для внесения дополнений и относится к социально-педагогической направленности.

Цель и задачи программы.

Цель программы является: социальная адаптация дошкольников в коллективе; формирование правильного произношения звуков и предупреждение нарушений устной и письменной речи.

Программа предполагает реализацию следующих задач.

Воспитательные задачи:

  • воспитание умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои достижения и неудачи, снятие блоков зажатости, страхов и комплексов ребенка;
  • воспитание психоэмоциональных и волевых качеств ребенка.

Образовательные задачи:

  • исправление неправильного произношения звуков;
  • развитие навыков фонематического анализа и синтеза речи;
  • формирование умения находить и исправлять свои ошибки;
  • формирование у детей начальных грамматических представлений;

Развивающие задачи:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи;
  • развитие внимания, памяти и воображения;
  • овладение навыками артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики, элементами самомассажа язычка.
  • совершенствование всех сторон речи у ребенка,

В основе программы лежит комплексный подход к проблеме речевого недоразвития: на занятии на одном и том же речевом материале решается несколько задач (развитие лексики, грамматики, коррекция звукопроизношения и др.)

Особенность и новизна программы

Особенностью программы “Я учусь говорить” является:

  • структура, позволяющая работать с группами различной наполняемости, а так же по индивидуальному обучению;
  • использование инновационной методики постановки дыхания с использованием компьютерного комплекса для коррекции речи методом биологической обратной связи (БОС) по дыхательной аритмии сердца (ДАС). Эта методика применяется для детей, начиная с пятилетнего возраста;
  • активное использование игровых форм и методов, так как для дошкольников игра является ведущим видом деятельности;
  • привлечение родителей к активной работе с детьми дома, обязательное выполнение упражнений по преодолению детьми речевых дефектов.

При реализации программы по развитию речи большое значение придается соблюдению основополагающих дидактических принципов:

  • доступности предлагаемого материала;
  • перехода от простого к сложному;
  • наглядности;
  • индивидуального подхода;
  • системности.

Режим занятий

Реализация программы предполагает две формы работы: индивидуальную и групповую. При поступлении ребенка проводится обследование и первичная диагностика, по результатам которой формируются группы для фронтальных занятий или решается вопрос об индивидуальном обучении.

Режим занятий по индивидуальной программе.

Программа индивидуальных занятий рассчитана на один год обучения с детьми 5-7 лет, так как только к 5 годам у ребенка полностью формируется артикуляционный аппарат, и все нарушения звукопроизношения до этого возраста принято считать физиологическим косноязычием. К коррекционным занятиям могут быть допущены и дети в возрасте 4–4,5 года, если у них возникло дефектное звукопроизношение.

Продолжительность работы по коррекции звукопроизношения в особо трудных случаях может быть увеличена до двух лет обучения. Занятия проводятся по схеме: “педагог – ребенок – родитель”, 2 раза в неделю. Продолжительность занятия определяется возрастными особенностями ребенка:

  • для детей пятого года жизни – не более 20 минут;
  • для детей шестого года жизни – не более 25 минут;
  • для детей седьмого года жизни – не более 30 минут.

Групповые, или фронтальные занятия проводится для детей с 3 до 5 лет при наполняемости 8-10 человек в группе. Для детей 4 лет, требующих особой индивидуальной работы, создаются минигруппы по 2-3 ребенка, так как в такой минигруппе занятия проходят более эффективно. Занятия в минигруппах проходят 1 раз в неделю по 30 мин.

Группы формируются по возрасту и с учетом особенностей речевого развития ребенка, поэтому возрастные границы могут быть расширены в пределах одного года. При наличии организационно-педагогических условий и при достаточной подготовленности детей может быть осуществлен добор в группы или сформированы новые учебные объединения.

Режим групповых занятий

Обучение детей 4-5 лет в группах проводится в течение 2 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю по полчаса.

Прогнозируемый результат и методы его определения

При обследовании речи ребенка должен в полной мере использоваться системный подход к анализу речевых нарушений.

При индивидуальной форме занятий

На основании заключения в зависимости от полученных результатов фиксируются и намечаются оптимальные пути воздействия на выявленные нарушения, принимая во внимание, какие из них являются первичными, а какие – вторичными. Обязательно учитывается общее развитие ребенка, его работоспособность, уровень развития произвольного внимания. Составляется речевая карта ребенка.

На этапе постановки звука ребенок должен освоить четкое произнесение данного звука тихо и голосом нормальной громкости. В зеркале рассматривается артикуляция, закрепляется и фиксируется.

Этап дифференциации звуков заканчивается только тогда, когда ребенок сможет внятно, четко, умеренно громко, в неторопливом темпе повторить предложенную педагогом любую фразу, стихотворение.

При групповой форме занятий после 1 года обучения дети должны:

  • уметь находить звук в слове;
  • определять позицию звука в слове /начало, конец, серединка/;
  • знать и уметь произносить все звуки русского языка изолированно;
  • дифференцировать на слух парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с;
  • уметь подбирать слова на определенный звук;
  • знать буквы А, О, У, И;
  • уметь пользоваться громким и тихим голосом, плавно и спокойно выдыхать;
  • уметь образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
  • уметь употреблять простые и сложные предлоги /из-за, из-под, около, возле/;
  • уметь употреблять падежные окончания существительных единственного и множественного числа;
  • уметь согласовывать существительные с числительными /два и пять/;
  • уметь строить небольшие предложения, маленький рассказ;
  • уметь слышать речевые ошибки и исправлять их, преодолевая трудности;
  • уметь самостоятельно выполнять артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастику;
  • быть более усидчивыми, внимательными, уметь творчески выполнять задания.

После 2 года обучения дети должны:

  • различать понятия “звук” и “буква”;
  • знать и правильно произносить все звуки русского языка в слогах, словах и фразах – в самостоятельной речи;
  • знать и называть все буквы русского алфавита, составлять буквы из элементов, “разрезанные буквы”;
  • проговаривать чистоговорки и скороговорки, насыщенные труднопроизносимыми звуками в разном темпе, с разной высотой и силой голоса;
  • уметь различать на слух твердые и мягкие согласные, дифференцировать в речи звуки, сходные по звучанию;
  • преобразовывать слова путем замены или добавления звука;
  • уметь делить слова на слоги;
  • уметь согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже;
  • образовывать глаголы, дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида;
  • образовывать притяжательные и относительные прилагательные;
  • знать и употреблять в речи простые и сложные предлоги, составлять с ними предложения;
  • точно и координировано совершать действия по штриховке, обводке по контуру при работе с карандашом;
  • уметь самостоятельно выполнять артикуляционную, пальчиковую, дыхательную гимнастику, самомассаж языка.

Вся работа с детьми фиксируется в папках с файлами. Ребенок на каждом занятии получает индивидуальные пособия в виде отдельных листов с разнообразным речевым, игровым и картинным материалом.

Критерии и контроль обучения

Главным критерием успешной реализации программы является, конечно, постановка правильного произношения звуков, развитие фонематической и грамматической стороны речи. Этапами (критериями овладения произношением) являются:

  • постановка и закрепление изолированного звука;
  • автоматизация звука;
  • дифференциация;
  • произношение проблемного звука в текстах (пословицах, чистоговорках, скороговорках и т.д.).

Для достижения этого в программе предусмотрено также выполнение домашних заданий. Важнейшим условием для успешной реализации программы является привлечение родителей.Следует отметить, что успех работы по развитию речи во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей с нарушениями речи к выполнению домашних заданий.

Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребенка может способствовать устранению речевых нарушений, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

Учебно-тематический план групповых занятий – приложение 1.

Содержание программы групповых занятий:

Учебно-тематический план индивидуальных занятий – приложение 4.

Содержание программы индивидуальных занятий – приложение 5.

Методы и условия реализации программы

На всем протяжении работы с детьми по развитию речи проводятся:

  • Артикуляционная гимнастика и самомассаж языка, которые способствуют подготовке органов артикуляции /языка, губ, щек и др./ к произнесению звуков (“Сказка о веселом Язычке”).
  • Дыхательная гимнастика, способствующая нормализации речевого дыхания и направленной воздушной струи, помогающей правильно произносить некоторые трудные звуки (“Сдувалки”, игры с пузырями и ватой для групповых занятий и применение компьютерного комплекса БОС на индивидуальных занятиях).
  • Игры на развитие мелкой моторики, которые включают в себя 2 вида работы: массаж и самомассаж пальчиков и кистей рук, игры с пальчиками и потешки; работа с карандашом и бумагой /раскрашивание, обводка, штриховка/.
  • Игры на развитие познавательных процессов /памяти, внимания, восприятия, мышления/: “Что перепутал художник?”, “Найди отличия”, “Разрезанные картинки”, “Что изменилось? Чего не стало?” и др.
  • Работа с индивидуальным раздаточным материалом по коррекции звукопроизношения.

Структура занятия по развитию речи у детей включает в себя:

  • артикуляционные упражнения, самомассаж язычка;
  • упражнения на развитие мелкой моторики;
  • дыхательные упражнения;
  • игры и задания на развитие познавательных способностей;
  • игры на развитие фонематического восприятия;
  • лексико-грамматические задания;
  • игры и задания на развитие связной речи.

В занятие также включается физкультминутка.

На первом году группового обучения на занятиях большое внимание уделяется развитию навыков фонематического анализа и синтеза: умению придумывать слова на заданный звук, находить звук в слове, знать его положение в слове / начало, конец, середина/. Проводятся игры: “Звук потерялся”, “Письмо Дракоше”, “Спасем Лу-Лу” и др.

При знакомстве с гласными звуками дети учатся их пропевать, узнают, почему их так назвали, соотносят цвет со звуком: гласный – красный; знакомясь с гласными буквами, дети ощупывают объемные буквы, учатся находить их в алфавите, обводят, закрашивают на листе бумаги, придумывают слова.

Лексико-грамматические задания включают на 1 году обучения следующие темы:

  • образование новых слов с помощью приставок и суффиксов;
  • употребление падежных окончаний существительных единственного и множественного числа;
  • согласование существительных с числительными;
  • употребление простых и сложных предлогов.

Каждая тема закрепляется на двух–трех занятиях с учетом материала по звукопроизношению. Занятия проходят в виде игр с наглядным и практическим материалом. Например, при знакомстве с согласованием числительных и существительных используются игры: “Один – два – пять”, “Кто ушел, а кто остался?”, “У кого что?” и др.

Развитие связной речи происходит в ходе специальных упражнений и в процессе придумывания сказок артикуляционной гимнастики (“Придумай предложение по картинке”, “Добавь слово”).

На втором году группового обучения продолжается работа по совершенствованию артикуляционного аппарата, дыхательной системы, мелкой моторики кистей и пальцев рук. Проводятся игры на совершенствование познавательных способностей.

Работа со звуками происходит по следующей схеме: поставленный звук закрепляется сначала в слогах, потом в словах, а затем во фразе. В дальнейшем звуки вводятся в самостоятельную речь ребенка. Закрепляются в диалогах, общении со сверстниками.

В отличие от 1 года обучения, кроме знакомства со звуками дети овладевают буквами. Учатся составлять знакомые буквы из частей, находить “зашумленные буквы”, учатся писать буквы по точкам, составлять короткие слова.

Очень важно на этом этапе разграничить понятия “звук” и “буква”. Даются различия понятий “гласный” и “согласный” звук, а также различия мягких и твердых, глухих и звонких согласных. Для этого проводятся следующие задания: “Говорящая картинка”, “Подскажи звук”, “Зоопарк”, “Планета гласных” и др.

На 2 году обучения большое внимание уделяется труднопроизносимым смешиваемым звукам, проводятся игры: “Комары и осы”, “Подберем игрушки”, “Поймай звук” и др.

Лексико-грамматическая работа идет по следующим направлениям:

  • согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже;
  • образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида;
  • образование притяжательных и относительных прилагательных;
  • закрепление предлогов и предложных конструкций

Вся работа осуществляется от простого к сложному. Например, работа с предлогами начинается с простых предлогов: в, на, под, за, у, к, с, по, над. Затем предлоги объединяются в пары по принципу противоположности значения: в – из, под – над, за – перед. После этого переходят к сложным предлогам: из – за, из – под, возле, около и др.

Работа по совершенствованию связной речи идет от 4-х словной фразы с одним определением, расширяется и распространяется. Дети знакомятся со сложными предложениями /сложносочиненными и сложноподчиненными/, учатся создавать вопросительные конструкции. К концу года дети в состоянии составить самостоятельный рассказ–описание и рассказ по воображению.

В структуру занятия на 2 году обучения добавляется работа по звукобуквенному анализу и дифференциации труднопроизносимых смешиваемых звуков.

На групповых занятиях по развитию речи дети обучаются одновременно, так как именно такая форма работы в этом возрасте способствует лучшему усвоению знаний (работа на подражание).

При проведении занятий используются следующие методы и приемы:

  • метод совместного проговаривания звуков, слогов, слов (”Эхо”, “Лесенка”, “Повторяй за мной”);
  • заучивание чистоговорок, стихотворений;
  • прохлопывание звуков, слогов (”Слушай внимательно”, “Поймай звук”);
  • зарисовывание слов во время автоматизации звука;
  • придумывание сказок о “Веселом Язычке”, чистоговорок по образцу;
  • проведение артикуляционной гимнастики;
  • проведение пальчиковой гимнастики (игры с пальчиками, стихотворения и сказки);
  • проведение дыхательной гимнастики (игры с пухом и ватой, мыльными пузырями, “Сдувалки”);
  • договаривание, дополнение предложений, стихов (“Доскажи словечко”, “Загадай любимую игрушку”);
  • отгадывание загадок (“Загадки Петрушки”, “Перепутанные стихи”);
  • работа с дидактическим настольным материалом;
  • работа с индивидуальными логопедическими пособиями.

Структура индивидуальных занятий аналогична. Но особое внимание уделяется постановке правильного дыхания, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Для производства речи мы используем самый рациональный тип дыхания – диафрагмальный, который является самым экономичным и физиологически правильным. Для формирования этого типа дыхания у детей используется компьютерный комплекс для коррекции речи методом биологической обратной связи – БОС по дыхательной аритмии сердца ДАС.

Под контролем ДАС - БОС у детей формируется диафрагмально-релаксационный тип дыхания с удлиненным равномерным плавным выдохом. Суть методики основана на эффекте дыхательной аритмии сердца (ДАС), которая заключается в колебании частоты сердечных сокращений (ЧСС) с периодом, равным периоду дыхания . Амплитуда этих колебаний является хорошим индикатором качества дыхания. При правильном выполнении диафрагмально-релаксационного дыхания ДАС учащихся увеличивается. После того, как дыхательный навык сформирован, на вдохе отрабатывается навыки артикуляции, голосообразования, а позже и сама речь. При таком дыхании речь ребенка становится плавной, слитной, интонированной.

Постановка диафрагмального дыхания с подключением компьютерного тренажера БОС проводится на каждом занятии в течение 5–7 минут у детей с 5 лет.

Но наиболее эффективна эта программа для коррекции сложных речевых нарушений:

  • темпа и ритма речи (логоневрозы, запинки);
  • голоса (ринолалия, дизартрия).

С детьми, имеющими эти дефекты речи, занятии проводятся с подключением аппаратуры на 25 минут в течение 30–40 занятий. В зависимости от возраста и диагноза обучаемых, а также от формируемых навыков, количество занятий может быть сокращено или увеличено.

Условия реализации программы – приложение 6.

Список литературы для педагогов – приложение 7.

Список литературы, рекомендуемой родителям для занятий с детьми – приложение 8.