Практические инструменты повышения компетентности родителей, воспитывающих детей с РАС

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра, РАС


Советы родителям

  • Составить четкое расписание дня (режим). Ребенок должен выполнять определенные действия в одно и то же время: просыпаться, завтракать, посещать занятия и так далее; Расписание не должно отражать время выполнения какого-либо действия, а только последовательность действий. Макро расписание можно составить на день или неделю. А микро расписание - для выполнения какого-либо определенного задания или действия. Это может быть визуальный календарь, состоящий из картинок-символов. Важно, чтобы в расписании присутствовали не только нужные, но и приятные дела, тогда именно они будут выступать в роли подкрепляющих стимулов;
  • Поощрять ребенка за добрые и полезные дела (например уборка игрушек). Можно разрешить посмотреть любимый мультфильм или взять любимую еду; Важно хвалить и поддерживать ребёнка не только в процессе каждого дела, но и в конце дня, чтобы сохранять и расширять мотивацию. А также добавлять в список дел то, что важно для всей семьи (помыть посуду, вынести мусор, накрыть на стол и пр.), чтобы ребёнок мог почувствовать собственную значимость, проявить заботу, получить благодарность от всех членов семьи;
  • Поддерживайте инициативу ребёнка. Например, захотел он сам приготовить бутерброд, отлично! Не делайте это за него, дайте ему попробовать, и не страшно, если из-за этого вы опоздаете и на кухне будет грязно, пусть ребёнок сам сделает себе бутерброд, как умеет. Будьте рядом. Если нужна будет помощь, и он попросит её, помогите. Если не получилось, и он готов всё бросить, помогите, но сделайте вместе, а не за него! И обязательного похвалите его за такую инициативу. Всегда хвалите своего ребёнка за то, что он делает! Хвалите его за желание что-то сделать. Хвалите за то, что он сделал, даже если он сделал это плохо;
  • Все навыки и умения можно разделить на этапы, а каждый этап - на шаги. В самом начале обучения чему-либо опираемся на подражание. С позиции ребёнка это выглядит так: смотрю, как делают другие, и повторяю. Потом делаю сам, но с помощью. И наконец - делаю полностью сам. Важно постепенно снижать уровень поддержки. Например, в начале обучения одеванию родитель полностью надевает на ребёнка куртку, потом надевает куртку и соединяет молнию, а ребёнок застегивает молнию до конца, после родитель держит куртку, а ребёнок сам в нее залезает - и так далее до того, пока ребёнок не начнет выполнять все действия сам. Так и с более серьёзными делами, например, поход в магазин. Начинайте с полной поддержки и постепенно уменьшайте свое участие до минимума. Сначала полная физическая помощь, затем - частичная физическая подсказка.
  • Для формирования инициативы необходимо создавать ситуации, где ребёнок может осуществить выбор. Предлагайте выбор из двух вещей (одна интересная, а другая - нет), потом предлагайте выбор из двух похожих вещей (синяя или зелёная футболка, вишневый или яблочный сок). Затем расширяйте этот навык. Постепенно у ребёнка сформируется собственная позиция и собственное, самостоятельное желание сделать выбор, принять решение;
  • Избегайте прямых инструкций. Лучше всего использовать наводящие вопросы и паузы. Надо постараться сделать так, чтобы ребёнок пришел к собственным умозаключениям. Только пройдя этот путь от начала до конца, он сможет понять, как. Только через свой собственный опыт. После успешного решения проблемы желательно повторить весь этот процесс несколько раз, чтобы нейронные связи закрепились, навык автоматизировался. С каждым разом будет проще сделать это действие самостоятельно;
  • Создать в доме доску для выбора ребенком действий, которые он хотел бы выполнить. На доске висят картинки-действия: играть, гулять, лепить, рисовать…. Ребенок выбирает желаемое действие самостоятельно и перемещает картинку вверх;
  • Обговорить правила общения в доме с другими членами семьи и четко им следовать;
  • Создать в доме сенсорный уголок для ребенка, а так же сформировать сенсорную сумку для выхода из дома (в сумку можно положить противошумные наушники или беруши, затемненные очки; светящиеся игрушки (предметы для визуальной стимуляции); приятные на ощупь тактильные игрушки (силиконовые, антистресс, небольшие игрушки, которые можно сжимать в руках, например попит);
  • Создать специальное место для занятий. Возможно, установить таймер для выполнения заданий. Учить выполнять задание до сигнала таймера, а затем ребенок может выйти из-за стола и взять что-либо приятное для себя;
  • Создать в доме место для отдыха (сенсорный уголок), куда он может пойти если устал, появилась агрессия… На начальном этапе если ребенок начинает выражать негативные эмоции, ему нужно показать, что можно отправиться в этот уголок, глубоко спокойно подышать, полежать, расслабиться и успокоиться. Хвалить его за улучшение настроения;
  • Учить ребенка контактировать с другими детьми и манипулировать предметами (учить подражать);
  • Заниматься физическими упражнениями. Это развивает координацию, способствует развитию мозга;
  • Соблюдать ритуалы и научиться говорить ребенку нет и нельзя. Обязательно учить ребенка альтернативным формам поведения (так делать нельзя, а нужно делать вот так);
  • Не наказывать, а поощрять;
  • Не баловать ребенка и играть с ним в контактные игры;
  • Придумывать для ребенка социальную историю если возникла необходимость посетить какое-либо мероприятие или учреждение, рассказывать ее вместе с ребенком на протяжении 1-2 недель, чтобы подготовить его. Предложения нужно использовать описательного характера (Мы пойдем в магазин. Возьмем молоко, хлеб и пирожное. Подойдем к кассе, заплатим за товары, выйдем на улицу….)
  • Не предъявлять к ребенку слишком много требований, особенно не связанных между собой. Это может быть провоцирующим фактором. Не давать сложных инструкций. Меньше слов и больше дела;
  • Следить за тем, чтобы случайно не вознаградить нежелательное поведение ребенка;
  • Бывают случаи, когда ребенок с РАС первично выдаёт реакцию в виде крика или агрессии, потому что так проще обратить на себя внимание, и все вокруг стараются сразу же выполнить его просьбу. Здесь важно не поддаться на провокации, притвориться «глупым» и добиться социально-приемлемого вида коммуникации. Например, можно сказать: «Ты кричишь/дерёшься, я не понимаю, что ты хочешь. Скажи словами», - и помочь сфокусироваться фразой: «Я хочу...», попросить ребенка самостоятельно её продолжить. Таким образом ребёнку даётся альтернативный способ выражения просьбы, и в следующий раз он будет стараться выражаться более чётко, ведь так его просьба быстрее будет выполнена. Притвориться беспомощным - самый действенный способ развить независимость и самостоятельность вашего ребёнка. Ведь чем больше он может делать сам, тем с большей вероятностью он сможет регулировать самостоятельно свое поведение, не требуя влияния сторонней помощи.
  • Для детей, способных вести и читать записи, очень рекомендуется иметь собственный дневник и ежедневник. У многих людей есть блокноты для записей мыслей и дел, потому что это удобно, ведь сложно держать всё в голове. Такого же плана блокнот можно завести и ребенку с РАС, где он станет писать свои планы на день, дела, задачи и прочие вещи, которые необходимо помнить. В случае, когда что-то пошло не так, можно будет всегда заглянуть в свой дневник, посмотреть, что происходит, и вспомнить, что надо делать.

Литература

  1. Выявление риска развития расстройств аутистического спектра в условиях первичного звена здравоохранения у детей раннего возраста: Пособие для врачей / С.А.Морозов., к.б.н. - Воронеж 2014, - с.56
  2. Дион Беттс и Нэнси Патрик Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Фонд «Выход», - URL: http://outfund.ru/kak-pomoch-rebenku-s-autizmom-adaptirovatsya-kokruzhayushhej-srede/
  3. Модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общеобразовательной школе: методическое пособие / Егорова Л.В., Зверева Е.А., Орлова М.А., Шаргородская Л.В., Чурилина Е.В. - Москва, 2015. - 88 с. - URL: http://www.osoboedetstvo.ru/files/book/file/metodichka_shkola.pdf
  4. Никитина Ю.В., Солдатенкова Е.Н. Рекомендации для сотрудников ДОУ, работающих с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра// Аутизм и нарушения развития. 2015.№ 1 (46). С.19-23. - URL: https://psyjournals.ru/files/75932/autism_2015_1_nikitina_soldatenkova.pdf
  5. Пособие для родителей Аутизм. Дружелюбная среда. Руководство для родительских организаций по созданию дружелюбной среды в учреждениях культуры для людей с аутизмом и ментальными расстройствами. ФОНД «Выход», - Москва 2016. - 84с.
  6. Пособие для родителей, семьи и друзей. Обратите внимание: аутизм. Фонд «Выход», - Москва 2014.- 36с.
  7. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра: учебно-методическое пособие для учителей и специалистов образовательных организаций / сост. Л.М.Беткер. - Ханты-Мансийск, РИО ИРО, 2013.- 82 с.
  8. Рекомендации учителям и родителям детей с ранним детским аутизмом (РДА) - URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00553082_0.html
  9. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Семаго Н.Я., Семаго М.М., Отв. ред. С.В.Алехина// Под. ред. Е.В.Самсоновой. - М.: МГППУ, 2012. - 56 с. - URL: http://stud.surgpu.ru/media/medialibrary/.pdf
  10. атьяна Медведева, Илья Музюкин Практика ведения командных консультаций для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с РАС и ментальными нарушениями: методическое пособие/ Татьяна Медведева, Илья Музюкин. - фонд «Выход», - Москва 2016. - 64 с. - URL: http://outfund.ru/wpcontent/uploads/2016/10/3_%D0%A2eam_preview.pdf
  11. Хаустов А.В., Богорад П.Л., Загуменная О.В., Козорез А.И., Панцырь С.Н., Никитина Ю.В., Стальмахович О.В. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с расстройствами аутистического 33 спектра. Методическое пособие / Под общ. ред. Хаустова А.В. - М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. - 125с.
  12. Центр диагностики и консультирования Краснодарского края «Школа для родителей» http://gou-center.kubannet.ru/dlyroditel.htmI