Интегрированный урок истории и литературы. Тема: "Культура Руси XVI века: особенности архитектуры и прославление труда зодчих в стихотворении Д.Кедрина "Зодчие"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: охарактеризовать основные тенденции развития культуры данного периода; ознакомить учащихся с основными произведениями культуры и дать представление о появлении шатрово-каменного зодчества; показать тесную взаимосвязь главных тенденций в архитектуре с созданием единого государства. Помочь учащимся пережить и осознать важные для современности проблемы: творцов и потребителей, вызвать чувства гордости за русского человека, поклонение его таланту и красоте.

Основные понятия: "Домострой", шатровая архитектура.

Важнейшие даты: 1524-1525 гг. - Смоленский собор Новодевичьего монастыря; 1532 г. - строительство храма Вознесения в Коломенском; 1555-1556 гг. - Покровский собор в Москве (Храм Василия Блаженного); 1560-е гг. - "История о Казанском ханстве"; 60-70 гг. XVI вв. - переписка Грозного с Курбским; 1541 гг. - завершение объединенного сборника "Четьих-Миней" митрополита Макария; 1564 гг. - первая печатная книга на славянском языке Ивана Федорова.

Выдающиеся личности: Митрополит Макарий, митрополит Филипп, Иван Федоров, Андрей Курбский.

Оборудование урока: репродукции, фотографии, портретные изображения через проектор, тексты стихотворения Д. Кедрина «Зодчие».

Рекомендуемая организация урока

Общие рекомендации: сложность данного урока, как и предыдущих уроков, посвященных характеристике культуры, состоит в большом объеме материала. На наш взгляд, целесообразно вместить обилие материала в рамках одного урока. В данном уроке необходимо сделать акцент на анализ, поскольку касаются явлений новых для этого периода истории культуры. Сообщения учащихся о зодчестве XVI века, о шатровом стиле и о храме Василия Блаженного.

Словарь:

Зодчие - строители.
Посконные - рубахи из грубой конопляной ткани.
Смерды - простые люди, крестьяне.
Пагода - храм.
Тороватый - щедрый.
Правеж - расправа, порка.
Лепота - красота.

Ход урока

Учитель истории: Поиск новых архитектурных форм привел к возникновению в XVI в. шатрового стиля. Отныне храмы венчались шатром, который во многом определял композицию постройки. Историки зодчества не пришли к единому мнению, откуда появился в русской архитектуре шатер. Некоторые говорят о влиянии европейском (итальянском); проводятся параллели с северорусской деревянной архитектурой, самой русской природой с ее "шатровыми" елями. Как бы то ни было, в шатровых постройках XVI—XVII вв. ярко выразилось национальное своеобразие русского зодчества. Шатровый стиль отступал от привычного крестово-купольного типа храма, открывал новый простор для творчества русских зодчих. (Приложение 1)

Один из самых выдающихся памятников каменной шатровой архитектуры — храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV. Идея устремленности вверх, воплощенная в храме, оказалась созвучной с атмосферой духовного подъема XVI столетия. «...Бе же церковь та велми чюдна высотою и светлостию, такова не бывала прежде того на Руси», — писал в восхищении летописец.

Другой архитектурный памятник, который по праву можно назвать и памятником самой эпохи, — знаменитый Покровский собор на Рву, который многим более знаком под другим названием — собор Василия Блаженного (по имени московского юродивого, погребенного в одном из приделов). Построен храм был в 1554—1561 гг. и отразил в себе мироощущения современников и участников этого события. Для них оно было символично и воспринималось как завершение векового спора Руси с Ордой. В необычайно богатом и разнообразном архитектурно-декоративном убранстве собора — выражение торжества. Это скорее храм-памятник, чем культовое сооружение. Соединение переходами, галереями девяти различных столпообразных храмов символизировало объединение земель и княжеств в единое Русское государство. В каменном зодчестве русский национальный стиль ярко выражен в девяти шатровых Постройках собора Василия Блаженного. Он возведен по случаю взятия Казани в 1552 г.Продолжают строить соборы и крепостные стены в монастырях Соловецком, Троице- Сергиевом и др. В Москве окружили стеной Белый город, в Пределах современного Бульварного кольца. По примеру Московского Успенского собора в Вологде строят Софийский собор (1568 1570 гг.). А в Вязёмах, к западу от Москвы, в именно Бориса Годунова появляется величественный пятиглавый храм святой Tpoицы; позднее его стали звать Преображенским. Обширное строительство по всей России сделало необходимым появление специального учреждения - Приказа каменных дел (1580-е гг.). Он организовывал строительные работы, очень большие по масштабам (вызов рабочих из разных городов, заготовка стройматериалов). (Приложение 2)

Сообщение ученика. (Через проектор дается изображение храма Покрова). Этот собор создавался в 1555 -1560 гг. как памятник в честь взятия Казани, исторического события величайшей важности, избавившего '"' Русь от постоянной опасности татарских набегов. Заказчиком был сам Иван Грозный. В летописи сказано, что бог даровал царю Ивану двух мастеров, Посника и Барму; летопись недаром называет это дело чудным. Храм должен быть ликующим и прекрасным, воплотить красоту, силу, славу Руси».

Летопись рассказывает, что мастера построили храм "не как поведено было им, но как богом даровался им разум", им было положено возвести 7 приделом вокруг центрального храма (в честь семи святых, которые оказали помощь русским воинам), а они сделали восемь, исходя из законов симметрии, т.е. поступили как истинные художники.

Иностранные гости говорили, что храм получился более для украшения, чем для молитвы. (Приложение 3)

Вопрос учителя истории: Каков этот Храм? Опишите его

Ученик. В центре мы видим шатровую башню, ниже - 4 восьмигранных, а еще ниже - четыре башенки поменьше. Башни вроде бы не похожи друг на друга, но храм составляет единое целое, он строен и прекрасен. Посмотрите: все купола - луковицы, разной величины и разного убранства, затейливые узоры, какая-то причудливость, сказочность.

Учитель истории: В 16 веке храм был из красного кирпича с белыми украшениями, купола из серого свинца, а уже в 17 веке он стал таким разноцветным. Итак, перед вами церковь, где человек должен приносить молитвы, т.е. храм смирения, где в общем - то человек выражает свою готовность отречься от земной жизни.

Учитель истории: А каково отношение создателей этого храма к земной жизни, к человеку? Чувствуют ли они себя смиренными?

Учащиеся: Зодчие славят красоту земли, воспевают творческие способности человека, богатство его фантазии. Человек влюблен в жизнь, земную жизнь.

Учитель литературы: читает стихотворение Д. Кедрина "Зодчие" (Это чтение должно произвести сильное глубокое впечатление на учащихся. А читается стихотворение нелегко. В конце чтения возможно включение колокольного звона).

Беседа по вопросам

Устно нарисуйте этот храм таким, каким его увидел поэт, с окружающей торговой площадью. Какое впечатление произвела на вас эта картина? Зачем храм противопоставлен тому, что его окружает?

Примерный ответ: Поэт не описывает храм, он показывает процесс действия, а также впечатления, которое производит храм на зрителей "Лепота  одно слово!" Собор возвышается над обычной будничной суетой торговой площади. Измученный, засеченный, простой народ, нищий видит в нем свою мечту, надежду, воплощение собственных скрытых сил.

Вопрос. Как бы определили основной конфликт стихотворения? Что воплотил поэт в образе зодчих, а выразителем каких идей предстает царь?

Сравниваем 2 диалога, две встречи. Читаем вторую встречу. Что ждут, на что надеются художники, отвечая: "Можем! Прикажи, государь!"

Примерные ответы: Видя восхищение храмом самого царя, художники гордятся своей работой и простодушно говорят, что могут сделать еще прекраснее. Это сцена таит в себе страшную развязку. Раньше царь говорил о церкви, которая была бы пригожей заморских церквей, он жаждал обладать чудом. А теперь он собственник, коварный, хитрый. Жизненные позиции две: творцов и потребителей; бескорыстие и щедрость таланта - и собственничество хозяина; простодушие, открытость мастеров - и зависть, жестокость, коварство, неблагодарность царя).

Вопрос. Следующая строфа - "расправа с мастерами". Какие чувства вызывает она? Почему поэт подробно рисует казнь? Какие художественные средства использует?

Ответ. Это строфа - эмоциональная кульминация, плач, использованы: аллитерация (ли), повторы (их), инверсии, народно-песенные выражения.

Вопрос. Как вы понимаете смысл эпилога? Чем отличается образ церкви здесь от того образа, который нарисован раньше? Найдите антитезы, помогающие понять мысли и чувства поэта. На какие размышления о собственной жизни наводят последние строки стихотворения?

Ответ. Эпилог не успокаивает. Он построен на антитезах: мрачный быт, нищета, доносы, казни - и мастера, их церковь, мастера, просящие подаяния

Вот она, страшная реальность, а церковь - "Словно приснилась", и звон её звучит погребальным плачем. Но она жива, и жива память народная, и гусляры в песне произнесли свой суд над царем. Творческая сила народа вечна. Поэт убежден в бессмертии народа, неисчерпаемость его творческих сил, в способности противостоять любым враждебным силам.

Дома: Подготовиться к выразительному чтению, ответить на вопросы: Каков жанр стихотворения? Чем похоже, чем отличается от других известных вам произведений этого жанра? Какие слова, выражения помогают почувствовать колорит старины? Какого отношение поэта к прошлому? А наше каким должно быть? (По литературе)

Сообщение учащихся об архитектурных сооружениях шатрового стиля XVI века. (По истории)