Использование «личного букваря» в работе с ребёнком с расстройством аутистического спектра

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра РАС


Цель: обобщение и распространение педагогического опыта работы с детьми с расстройством аутистического спектра с использованием «личного букваря».

«Личный букварь» - это: научно обоснованный метод обучения грамоте, созданный сотрудниками Института коррекционной педагогики РАО. Метод, подтвержденный в процессе обучения детей с расстройством аутистического спектра.

Принципы и логика обучения - это связь учебного материала с личным опытом и с жизнью ребенка и его семьи. Каждое новое слово, фраза всегда соотносятся с изображением: фотографией, картинкой, рисунком. Сначала - изучение букв и освоение глобального чтения, затем - переход к чтению по слогам. Используется особая «личная» последовательность изучения букв. Обучение чтению идет параллельно с обучением письму печатными буквами.

Издательство «Национальное образование» в 2019 году выпустило учебно-методический комплект для общеобразовательных организаций «Личный букварь» авторы Лаврентьева Н.Б., Либлинг М.М., Кукушкина О.И., но мой воспитанник отнесся к нему как к обыкновенной книге - раскраске: перелистывал, раскрашивал понравившиеся картинки. А вот тот букварь, который мы создавали с ним вместе, принес, хоть и небольшие, но результаты.

До первого нашего занятия по букварю я дома оформила цветную обложку букваря с фотографией Матвея. Для букваря использовала папку-скоросшиватель с плотной обложкой. На первом занятии, я объяснила ребенку, что такое букварь, для чего нужно знать буквы и показала свои заготовки для знакомства с первой буквой. Матвея заинтересовала эта «книга», на которой его фотография.

Создание «Личного букваря» предполагает особую последовательность в изучении букв, которая направлена на их осмысленное усвоение.

1. Изучение всегда начинаем с буквы «Я» и вместе приклеиваем рядом фотографию ребёнка.

Последовательность работы на каждую букву такова: изучение первой буквы «Я» и, одновременно, слова «Я», что позволяет ребёнку «идти от себя», вместо привычного «мы», «ты», «он», «Матвей хочет». Создавая букварь как книгу о себе, от своего имени, от первого лица, от «Я», ребёнок скорее осмысливает те предметы, события, отношения, которые значимы в его жизни.

По методике, сначала педагог пишет эту букву сам, комментируя написание. Затем педагог пишет несколько букв на первой линейке и просит ребёнка их обвести - цветным карандашом. На второй линейке ребёнок пишет буквы по точкам, которые взрослый ему намечает для ориентира, на третьей - самостоятельно. Затем педагог называет три слова, в названии которых изучаемая буква встречается в начале, середине, конце, выделяя букву «я». Педагог просит ребёнка повторить эти слова и показывает на три окошка внизу листа. Затем взрослый пишет изучаемую букву в трех окошка, каждый раз на том месте, где она должна быть в названном слове. На изучение одной буквы рекомендуется отводить 1-2 занятия.

Но Матвей отказывался сам писать, зато с огромным желанием обводил буквы по точкам, дописывал недостающие элементы. Поэтому на листах - заготовках я пропечатывала изучаемую букву на первой и второй строке по точкам, а на третьей строчке - букву по точкам без какого - то элемента.

Активный словарь Матвея формируется очень медленно, разговорной речи нет: отдельные слова слышатся очень редко, в основном это звукосочетания. Поэтому, повторить нужные слова на заданный звук он не мог, но мог выбрать нужную картинку из предложенных. А я медленно и четко её проговаривала, выделяя голосом изучаемый звук.

В некоторых источниках рекомендуется рисовать вместе с ним в окошках названные нами предметы или контуры, а закрашивать их дома. Но сам Матвей рисовать не может, а если это начинала делать я, то он закрывал букварь. Зато с удовольствием наклеивал картинки - раскраски и потом закрашивал их.

Все предметы я подписывала простым карандашом крупными печатными буквами и просила ребёнка обвести или подчеркнуть изучаемую букву в словах. При этом сначала постоянно называла место буквы в слове.

Такую же страницу Матвей с мамой заполняли дома, для закрепления.

2. После изучения «Я» переходим к буквам имени ребёнка. Когда буквы имени пройдены, взрослый вместе с ребёнком подписывает его фотографию: «Я Матвей (имя ребёнка)».

3. Далее по методике рекомендуется изучение букв «М» и «А» (как составные части слова «мама»), но в имени моего воспитанника уже встречались эти буквы, поэтому пришлось сделать ещё по одной странице для этих букв, но уже с другими картинками. Последовательное изучение букв «М», «А» и мамина фотография в альбоме с подписью «мама» непроизвольно подводят ребёнка к прочтению слова «мама», вместо абстрактного слога «ма». Слово - мама (мамина фотография). На этом же занятии, я показала Матвею, как составить слово «мама» из букв магнитной азбуки. На мою просьбу «Сложи Матвей слово «мама», ребёнок не отреагировал на занятии. Зато, первое, что он сделал, когда пришел домой, сложил слово «мама» на своем мольберте. И это была наша первая победа!

4. Буква «П» Слово - папа (папина фотография).

5. К изученным ранее буквам «Я», «М», «А», «Т», «В», «Е», «Й», «П» («Я», + буквы имени ребенка + «М», «А», «П») добавляли буквы, из которых состоят имена мамы, папы, сестры.

6. Затем изучали оставшиеся буквы, соответствующие гласным звукам.

Последовательность введения в букварь оставшихся букв индивидуальна, так как задается необходимостью моментального введения новой буквы в знакомое, интересное ребенку слово. Это гарантирует осмысленность освоения аутичным ребенком всех букв алфавита (формирует отношение к ним не как к абстрактным значкам, а как к частям целого слова и того, что оно обозначает). Старалась связывать рисунки в альбоме с личным опытом ребёнка, с ним самим, его семьёй, предметами его любимых игр и занятий.

Осмысленность освоения букв связана с постоянной наглядной демонстрацией ребенку сути чтения и письма, с созданием условий для быстрого освоения этих навыков. Я побуждала ребенка сначала найти изучаемую букву среди магнитных букв, обвести по объемному трафарету из наждачной бумаги, закрасить букву в разных словах.

Параллельно к каждой изучаемой букве подбирала задания, помогающие запомнить эту букву, отличать её от других.

Например,

  • Буква «Я»: пройди от большой буквы Я до яблока только по буквам я
  • Буква «М»: составь букву М из счётных палочек, найди среди других букв и закрой букву М трафаретом буквы М
  • Буква «А»: «проказница резинка стёрла некоторые элементы буквы А, отремонтируй букву А»; найди на дереве и раскрась только буквы А; из всех предложенных карточек отбери только те, где написана буква А.
  • Буква «Т»: составь букву Т из частей - картинок, которые начинаются на Т
  • Буква «В»: сложи букву В из веревочки, «пройди от большой буквы В до вишенок, прокладывая дорожку только по буквам В» - на каждую букву В налепливаем пластилиновый круг.
  • Буква «Е»: буква Е вся в дырочках, заклей белый круги желтыми; составь букву Е из счётных палочек.
  • Буква «Н»: обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Н, дорисуй на этих шариках ниточки и дай Незнайке. Обведи только букву Н (Будь внимателен, эти буквы очень любит носорог, если ошибешься, он тебя будет щекотать!) Найди и соедини одинаковые слоги (слоги с изученными гласными и звуком Н). Составь букву Н из счетных палочек.

В правом столбце таблицы разместила умения, которые планируется сформировать у ребёнка. А в левом столбце, те умения, которые удалось сформировать у Матвея.

Формируемые умения, способы их оценки

Умения, которые были сформированы у Матвея М. (7 лет 10 мес)

Умение ребёнка правильно узнавать и называть букву отдельно и в словах.

Матвей правильно узнает и находит букву среди магнитных букв.

Умение распознавать местоположение буквы в слове.
Если ребёнок стереотипно повторяет за педагогом его примеры, но не мог придумать собственных, умение не считается сформированным.
Усвоение буквы оценивается по способности ребёнка придумать слова с изучаемой буквой. Даже если он самостоятельно придумает только одно слово, которое начинается на изучаемую букву, умение считается сформированным.

Научился из предложенных 5-6 картинок выбирать картинку, название которой начинается на данный звук. Причем набор картинок постоянно менялся.

Умение находить картинку, где данная буква в середине или в конце слова, Матвей пока не освоил.

Умение правильно написать букву отдельно и в словах.

Благодаря моментальной зрительной памяти и интересу к абстрактным знакам аутичный ребёнок может непроизвольно запомнить графическое изображение многих букв, и писать их хаотическим образом, вверх ногами, зеркально, получая удовольствие от изображения «непонятных значков». Важно, чтобы ребенок научился писать буквы в рамках осмысленной произвольной деятельности, осознавая возможность и необходимость использования навыка письма в своей жизни. Поэтому умение считается сформированным, когда ребенок не только может написать изучаемую букву отдельно, но пишет ее в словах на нужном месте.

В конце учебного года Матвей начал писать буквы на песочном столе, поддоне с манкой, на маркерной доске.
Зеркального или изображения вверх ногами написания замечено не было.

Начало формироваться умение дописывать пропущенную букву с коротких словах с опорой на картинку (на пример, букву «С» в словах …ок, ко…с, ле… .

Матвей начал из букв разрезной магнитной азбуки составлять и проговаривать короткие слова, типа «дом, рот, кот».

Удалось установить с Матвеем продуктивный контакт: на занятия он шел с желанием, научился слышать педагога и выполнять большинство инструкций, поведение стало более организованным.

Одна из особенностей ребёнка с РАС: избегает общества, не знает, как взаимодействовать со сверстниками. Поэтому некоторые занятия проводила в паре с ребёнком с ЗПР, к которому у Матвея стал проявляться интерес. Матвей стал повторять некоторые движения и позы в играх «Раз, два, три - повтори», «Замри» и т.д. за Машей. В последнее время он брал Машу за руку и вёл с собой в кабинет, когда я его звала. Но «личный букварь» делить с Машей не хотел до конца.

Большое спасибо хочется сказать маме, которая терпеливо выполняла все рекомендации педагогов, закрепляла дома работу по страницам «личному букварю». Только совместными усилиями нам удалось добиться хоть маленьких, но результатов.