Технологическая карта урока алгебры в 8-м классе «Решение систем неравенств с одной переменной»

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8

Ключевые слова: Решение систем неравенств


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Предмет: Алгебра. 8 класс

Тема и номер урока в теме: Система неравенства с одной переменной, 3 урок

Базовый учебник: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк К.И.Нешков, С.Б.Суворова. Алгебра: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Под редакцией С.А.Теляковского - 19-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018.

Цели урока:

  • Содержательная: выявление уровня знаний учеников по теме, систематизация знаний, формулирование обобщения знаний по теме «Решение системы неравенств с одной переменной».
  • Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм (другими словами - научить фиксировать собственные трудности, выявлять причины этих затруднений и находить способы их преодоления).

Задачи:

образовательные:

  • Расширить, обобщить и систематизировать знания о линейных неравенствах и системах линейных неравенств;
  • Повторить понятие неравенства, алгоритм решения неравенства с одной переменной и системы неравенств с одной переменной;
  • Закрепить свойства, использующиеся при решении неравенств с одной переменной;
  • Совершенствовать умения решать неравенства и системы линейных неравенств, графически изображать множество их решений, а также записывать решения в виде числового промежутка.

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

развивающие (формирование регулятивных УУД)

  • развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание, математическую речь, формировать коммуникативную компетенцию учащихся;
  • выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Тип урока: урок рефлексии.

Методы обучения: личностно-деятельностный,частично-поисковой, репродуктивно-поисковой, проблемный, словесно-наглядный.

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Структура урока.

    Самоопределение.
  1. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  2. Постановка учебной задачи и построение выхода из ситуации.
  3. Локализация индивидуальных затруднений.
  4. Обобщение затруднений во внешней речи.
  5. Включение в систему знаний и повторение.
  6. Рефлексия деятельности на уроке.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия соседу по парте

Необходимое оборудование: компьютер, электронная доска, учебники по математике, тетрадь.

Структура и ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение
Цель - «включить» всех учащихся в учебную деятельность, определить содержательные рамки урока. Повторить алгоритм решения системы неравенств. Настроить на получение положительных эмоций и результата.
- Ученики включаются в деловой ритм урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
Слайд 1
Обратите внимание на высказывание великого русского писателя Льва Толстого «Ум человеческий только тогда понимает обобщение, когда он сам его сделал или проверил»
- Как вы думаете, почему именно это высказывание я выбрала для урока?
- Какое ключевое слово вы мне можете указать?

- Предполагаемые ответы: мы сегодня будем обобщать изученный материал, самостоятельно работать, проверять свои знания.

Ключевое слово «обобщение»

- По какой теме будет происходить наша работа? Что мы изучали на прошлом уроке? - Говорят учащиеся: «Решение систем неравенств с одной переменной».
- Учащиеся записывают тему рока в тетрадь.
- Какие вы ставите перед собой цели? Продолжите следующее предложение «Сегодня на уроке я …» (учитель фиксирует на доске несколько ответов, чтобы в конце урока вернуться к ним)
Слайд 2
- Учащиеся выдвигают варианты формулировок цели для урока и для себя.

- А вы задумывались когда-нибудь, когда появились знаки неравенства и линейные неравенства и системы неравенств. Слайд 3. (Историческая справка)

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений
Цель - повторить пройденный материал, зафиксировать основные понятия, термины, знания, которые усвоены.
Организация учебного процесса на этапе 2:

1."Без теории нет практики" Слайд 4

Вопросы:

  1. Что значит решить неравенство?
  2. Что называется, решением системы неравенств?
  3. Если скобки квадратные, то, какое неравенство, какая точка?
  4. Если точка закрашенная, то, какое неравенство, какие скобки?
  5. Если неравенство строгое, то какие будут точки на координатном луче, какие скобки при написании ответа?
  6. Что значит решить систему неравенств?
  7. Что называется, решением неравенства?
  8. Если точка пустая, то, какое неравенство, какие скобки?
  9. Если неравенство нестрогое, то какие будут точки на координатном луче, какие скобки при написании ответа?
  10. Если скобки круглые, то, какое неравенство, какая точка?
- Предполагают откуда могли появиться знаки неравенства

Лист опроса по теории.

Ф.И

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

итого

- Учащиеся работают в парах и отвечают на вопросы. В листе опроса ставят 0 - ответ не верный, 1 - ответ верный. Проверка осуществляется по «Сорбонкам» - карточкам памяти (Приложение 1)

2. Применение теории на практике.

«Найди ошибку». Фронтальная работа.
- Учитель выслушивает ответы с аргументацией. Слайд 5,6,7

- Находят ошибки на слайдах презентации и аргументируют свой ответ.

«По графической иллюстрации найди пересечение множеств». Работа, с последующей взаимопроверкой.
Слайд 8

Комментарии учителя: Запишите у себя в тетради ответ. Затем обменяйтесь тетрадями и проверьте по готовому слайду.

Взаимопроверка. Слайд 9

- Самостоятельно работают в тетради. Затем обмениваются тетрадями и осуществляют взаимопроверку. Ставят количество баллов в лист контроля (Приложение 2), в зависимости от правильности ответов. (0 - ошибка, 1 - верно).

- Проговаривают ошибки и фиксируют затруднения.

3. Локализация индивидуальных затруднений
Цель - научить детей шаг за шагом анализировать свои действия и понять, почему именно этот пример / правило / упражнение вызвали затруднения.
Организация учебного процесса на этапе 3.

Самостоятельная работа. Слайд 10 (самопроверка по эталону, приложение 3)

Критерии оценивания на слайде

- Выполняют самостоятельную работу
- Проверяют по эталону (Приложение 3)
- Фиксируют ошибки (подчеркивают и ставят на полях 0 - ошибка, 1 - верно)
- Оценивают себя и ставят в лист контроля (Приложение 2):
3б - «5»
2б - «4»
1б - «3»

4. Построение проекта выхода из затруднения
Цель - уточнить способы действий, в которых допущены ошибки; исправить ошибки на основе правильного применения правил; решить из предложенных заданий те, в которых допущены ошибки.
Организация учебного процесса на этапе 4:

Учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, учитель на данном этапе выступает в качестве консультанта.

Класс делится на две группы.
1 группа - учащиеся, успешно справившиеся с самостоятельной работой.
2 группа - учащиеся, имеющие затруднения в выполнении самостоятельной работы.

1 группа выполняет задание продвинутого уровня «Шаг вперед». Слайд 11
Найдите целые числа, являющиеся решениями системы

10 -4х ≥3(1 - х),
3,5 + < 2х.
Ответ: 3,4,5,6,7,

- 1 группа - работает над решением продвинутого задания. Записывают в лист контроля, что выполняли задание «Шаг вперед»
- 2 группа - самостоятельно выполняет работу над ошибками, выбирая задания с ошибками, фиксируя тип ошибки
(Приложение 4).
- Записывают в листе контроля (Приложение 2) знаком «+», что выполняли работу над ошибками
5. Обобщение затруднений во внешней речи
Цель- зафиксировать в речи правила, в которых были допущены ошибки.
Организация учебного процесса на этапе 5:
-Учитель последовательно выясняет, у кого из детей и на какие правила были допущены ошибки, и правила проговариваются во внешней речи. В этой работе могут принять участие все учащиеся.
На данном этапе работает весь класс.
- Какие ошибки были допущены в работе? (Называются типы ошибок, допущенных в работе.)
Проговариваются алгоритмы, на которые были допущены ошибки. Составляется кластер ошибок Слайд 12
- Говорят ошибки
- Записывают на электронной доске
6. Включение в систему знаний и повторение
Цель - тренировать навыки оценки периметра прямоугольника, зная диапазон сторон с использованием правил решения систем неравенств.
Организация учебного процесса на этапе 6:
-Учитель показывает практическое применение знаний по теме «Система неравенств» Слайд 13
Измеряя длину a и ширину b (в см), нашли, что
5,4 < a < 5,5 и 3,6 < b < 3,7. Оцените периметр прямоугольника.
- Учащиеся повторяют формулу периметра прямоугольника и записываю с помощью системы условие и решение задачи.
7. Рефлексия деятельности на уроке
Цель - зафиксировать, где были допущены ошибки, способ исправления допущенных ошибок; зафиксировать содержание, которое повторили на уроке, оценить собственную деятельность; записать домашнее задание.
Организация учебного процесса на этапе 8:
- Учитель организует работу по заполнению листа контроля и рефлексии. (Приложение 2)
Слайд 14

- Учащиеся заполняют листы контроля и рефлексии.


- Вместе с учителем проговаривают итоги урока

8. Домашнее задание
п.6.
Решить № 173(5, 6), 179(7, 8).
- Записывают домашнее задание

9. Рефлексия соседу по парте

- Выбирают подходящую фразу для своего соседа по парте.