Интегрированный урок «Истоки – русский язык». Тема: "Сказка"

Разделы: Начальная школа


Цель: Наполнение категорий сказочное слово, сказка.

Задачи:

  • Приобщение детей к истокам родной культуры посредством введения их в духовный мир русской народной сказки.
  • Воспитание у детей любви к культурному наследию своего народа, трудолюбия, послушания и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
  • Развитие у детей социальных навыков: общительность, дружелюбие, потребность радовать близких результатами своего труда, способность отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор, подражать положительным героям сказок, видеть, ценить и беречь красоту родного края, умение рассуждать, вести диалог, беседу, обобщать.

Оборудование: учебник “Истоки” 2 класс А. В. Камкина; рабочая тетрадь “Истоки” 2 класс 2 часть О. А. Бандяка, Н. В. Котельникова; клубок ниток; презентация.

Презентация.

1. Присоединение.

- Милые ребята! Я очень рада нашей новой встрече, и мы с вами отправляемся в добрый мир наших истоков. Куда же на этот раз поведет нас волшебная ниточка пути?

2. Целеполагание.

- Если вы правильно по порядку запишите буквы, то у вас получится тема нашего занятия.

Первая буква – парный согласный по звонкости-глухости [з], второй - парный согласный по твердости-мягкости [к,], первая буква алфавита, парный согласный по звонкости-глухости первому звуку в слове, 12 буква алфавита.

Кто догадался, какое слово получится? И тема нашего урока ... (слайд 1)

Как называется общая тема по Истокам над которой мы работаем? (слайд 2)

- В теме: “Труд души” мы будем говорить о сказке.

Сказка по лесу идёт, сказка за руку ведёт
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.
Это что за хоровод? Это сказок хоровод!

Каждая сказка учит нас. А как вы думаете, чему нас учат сказки?

3. Ресурсный круг.

- Встанем в ресурсный круг. Передавать мы сегодня будем клубочек, а как вы думаете почему? Клубочек пришел к нам из сказки “Царевна лягушка”. А какая ваша сказка самая любимая? Назовите любимого героя этой сказки. Я начну, а вы продолжите.

- Молодцы, ребята, у каждого своя любимая сказка, мне было очень интересно узнать о ваших любимых героях.

4. Основной этап.

А) Работа (группы) со статьями из толковых словарей.

- Так, что же такое сказка?

Работа со статьями из толковых словарей.

Ожегов Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущ. с участием волшебных, фантастических сил.

Толковый словарь русского языка Ефремовой

Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях.

Ушаков

Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях.

Дмитриев

Сказкой называют произведение устного народного творчества с участием животных, волшебных, фантастических героев

Малый энциклопедический словарь

Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных, фантастических сил.

Большой энциклопедический словарь

Сказка - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

- Что общего во всех этих определениях? (Слайд 3)

- Подберите синоним к слову повествующее и вымышленных.

Б) Исследовательская работа.

Подбор родственных слов(сказка, сказочник, сказочный, сказ)

- Какой корень во всех этих словах?

- Какая орфограмма затаилась в слове сказка?

- Какие из слов будут проверяемыми, а какие проверочные?

В) Рассказ о сказках.

- Издавна бабушки или мамы читали и рассказывали своим детям сказки на ночь. Но откуда берёт своё начало сказка?

Рассказ ученика.

- В давние - давние времена, когда появился человек на земле, вместе с ним родилась и сказка. Сказки рассказывались только вслух. Самым первым их творцом был народ, который вкладывал в сказки свои заветные мечты: о справедливости, рассказывал о красоте, уме и трудолюбии людей.

- Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства.

- И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине нашего сердца. Не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.

- Сказку хорошо слушать вечером. В старину её рассказывали даже ночью. (Слайд 4)

- При неярком свете лучины или свечи всё вокруг приобретало неожиданный и загадочный вид.

- Тихий голос сказочника будил воображение. Душа слушателя уходила в сказку, замирала, не различая, где сказочное, а где житейское.

- Давайте задумаемся о том, можно ли к слову сказочному относиться серьёзно, с доверием? Может быть, оно только развлекает?

5. Работа с учебным пособием.

Ответ в учебнике с.84 , 4 абзац чтение самостоятельное

Проверка

(Да. Сказка ложь, да ........) (слайд 5)

- Что сберегается в сказочном слове? (народная, житейская мудрость )

- Сказка обязательно чему-то учит. В ней всегда есть мудрая мысль. Богатое, меткое и озорное слово сказки начинается с зачина.

- С каких слов обычно начинаются сказки? (слайд 6)

6. Просмотр отрывка сказки “Морозко”, выполненную ребятами (Светотень).

- Послушайте один из зачинов.

“Жили-были дед и баба. У деда была дочка, и у бабы была дочка...” Догадались, о какой сказке идет речь? Тогда слушайте дальше. Постарайтесь понять, какой жизненный урок (мудрая мысль) содержится в сказке.

- Сказка обязательно чему-то учит. В ней всегда есть мудрая мысль.

7. Активное занятие.

- Узнали сказку?(слайд 7)

- Чему она учит?

- Сейчас мы будем заниматься интересным делом.

Откройте тетради на с. 27 и выберите из предложенных изречений самое подходящее к сказке “ Морозко” (слайд 8)

1. Самостоятельно, не совещаясь, подчеркните подходящую пословицу.

2. Работа в парах.

3. Работа в четвёрках.

- Сообщите друг другу своё решение и придите к согласию. Подчеркните ваш общий выбор.

4. Проверка.(слайд 9)

- Почему выбрали именно эту пословицу? Лидеры руководят группой.

- Чему же учит эта сказка?

5. Экспертная работа учителя.

- Действительно, ребята, если ты к людям по доброму относишься, то и к тебе будут так же по-доброму относиться. Нужно быть добрыми, приветливыми, добро всегда вознаграждается. Старуха и её дочь были наказаны за их жадность, грубость и лень.

- Какие уроки дало общение друг с другом?

8. Тренинг.

- Слову сказочному не чуждо воображение. Сначала народ мечтал в сказке, а потом на деле сбывались эти мечты.

- О чём мечтали раньше люди?

- О коврах самолётах, о сапогах скороходах, о подводном царстве.

- Догадайтесь, какие достижения нашего времени берут своё начало в народных сказках? Соотнесите сказочный вымысел с современным (слайд 10,11)

  • Ковёр – самолёт
  • Богатырский конь
  • Сапоги скороходы
  • Подводное царство
  • Гусли – самогуды

(ракета, автомобиль, магнитофон, подводная лодка, самолёт) Самопроверка.

- Составьте с одним из современных слов предложение, найдите грамматическую основу.

- Действительно, вы правильно нашли соотношения сказочного вымысла с современным. По небу летит самолет, по дорогам мчатся машины, автобусы, мы можем опуститься на дно океана, полететь в космос.

- Подумайте, сделали ли людей более счастливыми эти достижения?

- Очень важно, в чьих руках находятся ракеты и поезда, кто будет опускаться в морские глубины и подниматься на горные вершины. Эти сбывшиеся мечты будут нести добро, если осуществлять их будут добрые люди, не забывшие волшебных сказок.

9. Работа с учебным пособием (Иллюстрации)

- Поднимите руки, кто любит читать сказки, в которых много иллюстраций.

- Есть художники – сказочники. У вас в книге есть иллюстрации известного художника

Виктора Михайловича Васнецова (слайд 12 - 16)

Картины художников дают нам представления о том времени, в котором происходят события в сказке, о характере героев (слайд 14).

(Прослушивание звучания гуслей).

- У каждого из вас есть свой любимый герой сказки. Вы его любите за весёлый характер, доброту, отзывчивость, за то, что он помогает своим друзьям, ведёт борьбу со злом.

- В детстве сказку слушают, в зрелости её урок на “ус” мотают, а в старости её сами рассказывают.

“Сказка ложь да в ней намек – добрым молодцам урок”(слайд 17)

- Перед вами названия хорошо вам знакомых сказок: “Репка”, “Гуси-лебеди”, “Зимовье зверей”, Каша из топора”, “Крошечка-Ховрошечка”(слайд 18)

- Чему учат они? (слайд 19)

10. Рефлексия. Игра “Цветик-многоцветик”.

- Понравилось ли работать вместе? Чтение стихотворения С. 87 (слайд20)

- Давайте скажем друг другу: СПАСИБО.

11. Домашнее задание.

- Попробуйте вместе с родителями сочинить свою сказку, которая научит читателя делать добрые дела. И добро в ней победит, а зло будет наказано. Это будет ваша семейная сказка. Сказку постарайтесь красиво оформить, нарисовать картинки и поместите в свою Первую книгу.