Безопасная работа в сети Интернет

Разделы: Информатика


Актуальность темы урока обусловлена требованиями новых образовательных стандартов, в которых предполагается, что «каждый ребенок должен иметь доступ к компьютеру и Интернету и, соответственно, приобретать определенный уровень медиаграмотности.
Предоставляя множество новых возможностей, глобальная сеть несет и новые риски. Ребенок, захваченный безграничными возможностями современных технологий, зачастую не может разглядеть рисков и угроз сети и в результате оказывается среди наиболее уязвимых ее пользователей» [1].

1.1. Цели и задачи урока

В курс информатики 5 класса входит тема «Поиск информации».  При рассмотрении этой темы кроме традиционных источников информации (справочники, словари, энциклопедии и т.д.) необходимо изучить с учащимися возможности поиска информации в сети Интернет.

Урок изучения нового материала «Безопасный Интернет» является логическим продолжением темы, поднимает проблемы безопасности, возникающие при работе в сети и предлагает на основе проблемно-поискового метода пути их решения.

Предварительно необходимо организовать рабочие места для 3 групп учащихся (при делении класса на группы – численность 3-4 человека), обеспечить работу компьютеров в единой сети для создания проекта в шаблоне презентации с единым доступом, выход в Интернет.

Цель: формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе в Интернете, воспитание ответственного и избирательного отношения к информации.

Задачи:

  • Предметные:
    • сформировать навыки и умения безопасного поведения при работе в сети Интернет, умения соблюдать нормы информационной этики и права;
    • научиться определять целесообразные источники для поиска необходимой информации.
  • Метапредметные:
    • развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
    • корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
    • структурировать и визуализировать информацию.
  • Личностные:
    • понимать роль информационных процессов в современном мире;
    • овладеть первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
    • выработать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
    • проявить способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом;
    • выработать способность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности;
    • понимать ценности здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ

1.2. Содержание учебного материала урока и этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся (Приложение 1)

1.3 Формы и методы диагностики предметных, метапредметных результатов учащихся на уроке.

Диагностика предметных результатов осуществляется в ходе защиты результатов проектной деятельности и выполнения тестового задания (на следующем уроке).
Сформированность универсальных учебных действий определяется в ходе проектной деятельности и по результатам заполнения листа самооценки.

1.4. Текст методической разработки материалов

Организационный момент

Добрый день, ребята! На прошлом уроке мы с вами бродили по бескрайним просторам сети Интернет. Посещали виртуальные библиотеки, музеи, изучали способы организации поиска в реальных и виртуальных хранилищах информации.

Проверка домашнего задания по теме «Поиск информации»

Сегодня у каждого есть возможность поделиться информацией о собственном виртуальном мире, так как вашим домашним заданием была разработка проекта «Мой мир Интернета» (для справки: было необходимо выписать адреса, названия, сообщить краткую информацию о содержании Интернет-ресурсов, посещаемых учащимися).

Проводится обсуждение нескольких проектов, акцентируя внимание на вопросах:

  • в какой форме представлена информация (таблица, граф и т.д.);
  • почему такая форма представления показалась удобной;
  • как систематизирована информация (по номерам, по алфавиту, в хронологической последовательности и т.д.);
  • какие сайты из представленных используете для поиска научной, справочной информации?

Очень меня порадовало то, что среди представленных контентов не только сайты развлекательной направленности, но и детские Интернет-журналы, коллекция цифровых образовательных ресурсов, сайт нашей школы, виртуальные музеи и библиотеки, личные сайты учителей и пр.

Какие хранилища информации, кроме виртуальных, вы можете использовать для поиска информации (приметные ответы учащихся: «справочную, научную литературу и т.д.»)?

Актуализация материала:

Необходимо помнить, что качественная составляющая информации определяется ее свойствами. Вспомним основные: (приметные ответы учащихся: «актуальная, объективная, достоверная, полезная и т.д») и заполним предложенную таблицу, отражающую свойства информации, полученной помощью различных источников (работа с интерактивной доской):

Источники

Свойства полученной информации
Объективность Достоверность Полезность Возможность быстрого доступа
Научный фонд библиотек да да да нет
Справочная литература да да да нет
Интернет частично частично частично да

Проанализируйте полученный в таблице результат. В чем возникают проблемы? (на основе обсуждения с учащимися)

  • Обеспечить возможность быстрого доступа ко всем видам информационных ресурсов.
  • Получение качественной информации в сети Интернет.

Как решить первую? (Обсуждение с учащимися, примерный ответ – «обеспечить доступ ко всем  информационным ресурсам через Интернет»).

На проблеме получения качественной информации в сети Интернет остановимся подробнее:

Основное преимущество использования сети для поиска информации?

(Примерный ответ учащихся – «возможность быстрого доступа к полезной информации»)

А может быть доступная в сети Интернет информация бесполезной? (обсуждение с учащимися, ответ – «да») А вредной? (Обсуждение с учащимися, ответ – «да») Следовательно, может быть опасной!!!
Решить эту проблему нам предстоит сегодня на уроке. Как? (обсуждение с учащимися, примерный вариант ответа – «сделать работу безопасной»).
Действительно, тема нашего урока «Безопасный Интернет». Откройте тетради, запишите число и тему урока. 

Формирование новых знаний и способов действия:

Как вы думаете, для кого большую опасность представляет Интернет – для взрослых или для детей?

Организуем запросы в поисковой системе (цифры приблизительные, важно соотношение):

  • Безопасность детей в Интернете – 9 млн. ответов;
  • Безопасность взрослых в Интернете – 3 млн. ответов.

О чем говорят эти цифры? (обсуждение с учащимися, примерный вариант ответа – «актуальность проблемы безопасности в Интернете вообще и особенно – детской)
Для организации дальнейшей работы проведем небольшой социологический опрос. Используя пульты системы интерактивного голосования, выберите вариант ответа («да» – цифра 1; «нет» – цифра 2; «затрудняюсь ответить» – цифра 3):

  • Согласитесь ли вы встретиться с человеком, если вы познакомились с ним при общении в Интернете, и он показался вам очень интересным собеседником?
  • Готовы ли вы сообщать свой домашний адрес для регистрации на сайте с нужной для вас информацией?
  • Примите ли вы участие в виртуальной лотерее, если есть возможность выиграть 1 000 000 рублей, и для этого необходимо только отправить SMS с вашего телефона?

Проектная деятельность:

Для обработки результатов и разработки проекта по теме «Безопасный Интернет» каждая группа выполняет работу в соответствии с маршрутной  картой.

Маршрутная карта 1 группы

Проект «Обработка социологического опроса»

  1. В сетевой папке «Общая», имеющей общий доступ, откройте папку «Безопасный Интернет».
  2. Скопируйте себе на компьютер документ «Результаты социологического опроса». Внимательно ознакомьтесь с результатами.
  3. Откройте шаблон презентации из папки «Безопасный Интернет». На заготовках слайдов постройте столбчатые диаграммы для всех критериев опроса при помощи меню: ВСТАВКА – ФИГУРЫ [2].
  4. Проанализируйте, есть ли проблемы у пользователей сети Интернет вашего класса.
  5. Дополните перечень проблем, исходя из жизненных ситуаций.
  6. Подготовьтесь (оформите в рабочих тетрадях) к представлению проекта по алгоритму:

Цель работы –
Проблемы пользователей сети Интернет нашего класса –
Вывод –

Маршрутная карта 2 группы

Проект «Путешествие Степы в Интернете»

  1. Изучите Интернет-ресурс «Безопасный Интернет для детей», http://i-deti.org/ , страница «Комиксы».
  2. Обсудите, с какими проблемами в Интернете столкнулся Степа?
  3. Откройте шаблон презентации из папки «Безопасный Интернет». На заготовках слайдов «Путешествие Степы в Интернете» поместите текст, отражающий проблемы Степы.
  4. Подготовьтесь (оформите в рабочих тетрадях) к представлению проекта по алгоритму:

Цель работы –
Проблемы пользователей сети Интернет –
Вывод –

Маршрутная карта 3 группы

Проект «Советы ровесника»

  1. Изучите Интернет-ресурс «Журнал для детей «Филиппок», http://www.filipoc.ru/ , пункт меню «Это интересно», страница «Безопасный Интернет для детей».
  2. Выберите наиболее важные, на ваш взгляд, правила работы в Интернете.
  3. Откройте шаблон презентации из папки «Безопасный Интернет». На заготовках слайдов «Советы ровесника» поместите советы по безопасной работе.
  4. Подготовьтесь (оформите в рабочих тетрадях) к представлению проекта по алгоритму:

Цель работы –
Советы пользователям сети Интернет –
Вывод –

Закрепление материала

(Публичная защита проектов. Обсуждение результатов работы. )

Подведение итогов урока. Рефлексия

Проведенные исследования подтвердили, что проблема безопасности работы в сети Интернет актуальна. Но решение есть всегда – прислушайтесь к советам, не бойтесь попросить помощи у родителей или учителей, используйте только проверенные сайты. В этом вам поможет программа контентной фильтрации, которую можно абсолютно бесплатно установить на любой компьютер.
Наш урок подошел к концу. Интересной для вас оказалась тема урока? Что вас удивило? Что было трудно? Какие проявления в поведении участников группы способствовали работе, а какие мешали? Оцените свое впечатление о проделанной работе, заполнив листы самооценки[3].

Домашнее задание

К следующему уроку попрошу вас выполнить из учебника [4] задание № 3 к практической работе №15. Для желающих – найти информацию о программе   контентной фильтрации Интернет-Цензор, изучить, какие возможности она дает или подготовить сообщение о проведении Дня безопасного Интернета.

Примечания:

  1. Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: метод. руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. ? М.: Федеральный институт развития образования, 2012.– 48 с.
  2. Примерный вид слайда (Приложение 2)
  3. Листок самооценки (Приложение 3)
  4. Информатика: учебник для 5 класса/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.