Растительный организм как единое целое

Разделы: Биология


Цель урока: создать условия для формирования представления о целостности растительного организма, формирования умений выделять особенности строения органов растений, их функции, устанавливать причинно-следственные связи, совершенствовать навыки работы с учебной информацией.

Учебные задачи:

1) образовательная -

  • систематизировать знания о взаимосвязи всех органов в растительном организме и взаимосвязи растений со средой обитания;
  • способствовать усвоению понятий "обмен веществ" и "обмен энергии", их значение для растительного организма; о взаимосвязи между органами растений; о взаимосвязи строения органов и их функций; "биологическая система",

2) развивающая -

  • развивать представление о необходимости для нормальной жизнедеятельности растения существования и функционирования всех его органов; об обмене веществ как главном признаке живого организма;
  • совершенствовать умения анализировать, конкретизировать учебную информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы; развитие логического и системного мышления, мировоззрение: представление о целостности организма, о взаимосвязи его органов и жизненных функций;
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, таблицами, схемами, натуральными объектами, наблюдать; развивать исследовательские умения и навыки;

3) воспитательная -

  • воспитывать активность, дисциплинированность обучающихся; культуру умственного труда, коммуникативных навыков: умение слушать и слышать товарища, участвовать в совместном решении проблем; совершенствовать эстетическое восприятие, продолжить формирование научного мировоззрения на примере взаимосвязи строения и функций; познаваемости и единства живого организма.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Методы обучения. Словесные, наглядные, практические; прблемно - поисковый, исследовательский, работа с учебным текстом, работа в группах, диалог.

Образовательные технологии: элементы личностно ориентированной технологии, проблемного обучения, учебно - исследовательской деятельности.

Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Оборудование. Таблица "Строение клетки", магнитная аппликация "Строение клетки", коллекции, гербарии, компьютер, проектор, презентация "Растение - целостный организм"; УМК: авторская линия В.В. Пасечника: В.В. Пасечник "Биология. Растения. Бактерии. Грибы" 6 класс, М., "Дрофа", 2010 год. "Рабочая тетрадь по биологии". К учебнику В.В. Пасечника "Биология. 6 класс", М.,

Формирование и развитие УУД

1) личностные -

  • осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познания, доказательства сходства строения клеток растительного организма; единства и целостности растительного организма; взаимосвязи органов растения;
  • самооценка на основе критерия успешности;
  • адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности ;

регулятивные -

  • самостоятельно формулировать учебную цель, тему урока;
  • составлять план решения вопросов; работать по плану; сверять свои действия с целью;
  • совершенствовать самостоятельность в работе;

познавательные -

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; выделять основную и второстепенную информацию;
  • умение осознанно строить речевое высказывание;
  • умение сжато и выборочно передавать содержание текста, выделять главное;
  • способность анализировать, выделять существенные признаки, строить логические цепочки, рассуждать и доказывать;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия.

4) коммуникативные -

  • выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
  • формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений;
  • учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций
  • разрешение конфликтов.

Ход урока

1. Организация класса на работу. /1- 2 мин/

2. Урок я хочу начать словами французского философа Ж.Ж. Руссо: "Вы - талантливые дети! Когда - нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению". Скоро вы убедитесь в справедливости этих слов, вас ждёт открытый урок. Скажите каждый себе: " Я знаю всё!" и мы начинаем работать. Я желаю вам удачи.

3. Актуализация знаний.

1) Какие Царства живой природы мы изучили?

2) Назовите Отделы Царства Растения.

3) Укажите основной признак покрытосеменных растений.

4) Назовите организмы и укажите царства, к которым они относятся. /учитель демонстрирует гербарии растений, муляжи плодовых тел шляпочных грибов, грибов - трутовиков, шишки голосеменных растений, лишайники, побеги каштана, рябины, клубни картофеля, луковица/

Когда я готовила сегодняшний урок, то решила не формулировать его тему, т.к. считаю, что вы сами это сможете сделать. Поэтому, в конце урока мы проведем конкурс на более точную формулировку темы урока.

Скажите, как называется самая малая структурная часть любого живого организма?

Что такое клетка?

Из имеющихся составных компонентов смоделируйте клетку. (делают аппликацию)

Клетка - это ...(целостный живой организм).

Когда она будет работать как целостный живой организм? (Когда все части клетки будут взаимосвязаны и будут функционировать как единое целое).

Постройте модель клетки на магнитной доске. /учащиеся работают моделью клетки/.

Какие ассоциации у вас возникают на слово растение?

4. Составьте схему - кластер.

Дополнить схему в конце урока. (показать взаимосвязь между органами)

Из чего состоят все органы растений? (Из тканей, а ткани объединяются в органы.).

Назовите ткани растений. (работа с обобщающей таблицей).

Составьте схему взаимосвязи: клетки ткани органы.

Вывод:

Взаимосвязь клеток и тканей обеспечивает целостность растительного организма.

Каждый орган растений содержит почти все виды тканей.

Сходство клеток растений свидетельствует о единстве строения растения.

Учитель читает басню И.А. Крылова "Листы и корни" (текст басни на столах обучающихся) Анализ басни по вопросам. Кто является героями басни? Чем являются корень и листья у растений? О чём спорят листья с корнем? Что, на ваш взгляд, является главной мыслью басни? (работа с текстом басни)

На основе прочитанной басни сформулируйте проблему и поставьте проблемный вопрос. Какой проблемный вопрос вы могли бы поставить, проанализировав басню?

Как можно решить проблему?

Что мы должны доказать в ходе урока, т.е. что является целью нашего урока?

Организация работы в группах. Приложение № 1.

"Корень" (задание) "Стебель" (задание) "Лист" (задание) "Цветок и плод". / Работа с текстом учебника, рис, таблицами/.

Задание. Систематизируйте и обобщите изученный материал, выделите главное в строении и функциях органов. Докажите взаимосвязь строения и функций органов. Докажите важность данного органа и ответьте на вопрос:

"Можно ли выделить у растения какой-то один главный орган или нет? Дополните схему.

Анализ экспериментов: / Работа с текстом учебника, рис, таблицами/.

1) Как можно доказать дыхание корней и листьев?

2) Как экспериментально доказать, что в листьях на свету образуется крахмал?

3) Как экспериментально доказать, что в листья испаряют воду?

4) Как экспериментально доказать, что стебель проводит воду и минеральные соли?

Отчёт групп. Заслушиваются ответы учеников.

Учитель обобщает ответы учащихся, и делает вывод, что у растения нет главного органа, каждый орган выполняет свою важную функцию.

5. Спрогнозируйте, что произойдёт с растением, если...

Предположим, произошло нарушение работы одного из органов. Отразится ли это на работе организма в целом? Будем решать эту проблему в группах.

Растение - уникальный организм, который является единым целым, но между тем, между органами есть противоречия.

Как объясните противоречие между корнем и листьями? (по выполняемым функциям)

Предлагаю проблему: листу и растению постоянно нужна вода, а он её всё время теряет. Корень имеет воду в избытке и не прочь от неё избавиться. /Заслушиваются ответы учащихся/

Решение проблемы: надо перекачать избыток воды из корня в листья. Роль водопровода берёт на себя стебель. Он доставляет воду к листьям.

Как объясните противоречие между корнем и листьями? (по отношению к органическим веществам). / Заслушиваются ответы учащихся/

Пример батарейки (антиподы). Учитель демонстрирует батарейки.

Задание. Сопоставьте и найдите "противоположные" органы у растения. (Один орган производит, другой - потребляет.) / Заслушиваются ответы учащихся/

Вывод: листья создают ОВ, а корни - потребляют. Корень - нижний "насос", листья - верхний "насос".

Составьте схему взаимосвязи между органами растений.

Вывод: растения - живые биологические системы, которые функционируют как единое целое.

Вывод: итак, мы определили, что каждый орган отвечает за определённую функцию: /ответы учащихся/

  • корень - минеральное питание, опора, запас питательных веществ;
  • стебель - транспорт веществ, защита, опора, вынос листьев к свету;
  • лист - фотосинтез, испарение воды;
  • всё растение - дыхание;
  • цветки, плоды, семена - размножение.

1. Все органы у растения имеют клеточное строение и взаимосвязаны между собой.

2. Растение - целостный живой организм.

Сформулируйте тему урока ... /обучающиеся формулируют тему урока/

Какие задачи мы решили? /формулируют задачи урока/

Очень важно, чтобы разные органы и ткани действовали слаженно, так, как действуют музыканты в оркестре, исполняя то или иное музыкальное произведение. В нашем случае произведение - это растение с его главным итогом: жизнью.

Как вы считаете, почему органы и ткани растений действуют слаженно? Предположите:.

Работа с текстом. /работа в парах/.

Учёные установили, что в организме растений, как и в организме животных, образуются биологически активные вещества, которые называются гормоны. В настоящее время их известно очень много.

Они регулируют процессы роста, цветения, развития, клубнеобразования, прорастание семян растений. Они определяют общее строение надземной и корневой части растений; влияют на урожай и устойчивость растений к неблагоприятным факторам среды. Гормоны действуют не изолированно, а образуют единую, сложную систему регуляции растительного организма.

Знания основ гормональной регуляции у растений поможет человеку управлять ростом и развитием растений. /Фрагмент статьи С.С. Медведев, Г.А. Романов "Фитогормоны: почему органы растений действуют согласовано". Ж. "Биология в школе" № 10 2012, стр.3/

Ответ обучающихся на вопрос.

Итоговый вывод.

6. Задание. Составьте синквейн для слова растения, используя названные биологические понятия.

Например:

  • Растения.
  • Живые, разнообразные.
  • Фотосинтезируют, поглощают, выделяют.
  • Целостный живой организм.
  • Биологическая система.
  • Дополните кластер.

Д/З : параграф 39 стр. 172-175. Творческое задание. Проведите наблюдение за развитием семени фасоли, выделите основные периоды развития покрытосеменных растений, свои наблюдения запишите в тетрадь /2 мин/.

Интерактивный тест. Приложение № 2. Проверка по эталону.

Работа с тестом. Проверка.

Задание на соответствие. Приложение № 3.

Итоговый вывод.

7. Рефлексивный экран.

1. Сегодня на уроке я узнал (а), что ...

2. Я понял, что ...

3. Было интересно ..

4. Я научился ...

5. Теперь я могу ...

6. Урок дал мне для жизни ...

7. Мне захотелось ...

8. Комфортно ли вам было на уроке?

Литература:

  1. В.В. Пасечник "Биология. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения", М., "Дрофа", 2009. Рабочей тетрадь на печатной основе В.В. Пасечник, Т.А. Снисаренко "Биология: бактерии, грибы, растения"
  2. Т.С. Сухова "Контрольные и проверочные работы по биологии. 6-8 класс. Методическое пособие. М., "Дрофа", 1996 г.
  3. С.С. Медведев, Г.А. Романов "Фитогормоны: почему органы растений действуют согласовано". Ж. "Биология в школе" № 10 2012 , стр.3
  4. Научно - популярный журнал "Биология для школьников", М., "Школьная Пресса".
  5. Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина.
  6. Энциклопедия для детей. Биология. (под редакцией М.Д. Аксёнова), М., "Аванта +), 1998 г.
  7. Коллекция единых цифровых образовательных ресурсов.