Урок русского языка в 11-м классе "Учимся писать сочинение. Анализ письменных работ"

Разделы: Русский язык


Цели урока: проанализировать домашние сочинения; показать приемы работы с исходным текстом; формировать умение формулировать проблемы, поставленные автором текста, позицию автора, высказывать свое мнение, аргументируя ответ, опираясь на жизненный и читательский опыт; развивать навыки связной речи; способствовать воспитанию интереса к чтению и любви к слову.

Оборудование урока: сочинения учащихся, распечатки фрагментов работ учащихся, критерии оценивания ответа на задание 3 части ЕГЭ, исходный текст, плакаты с формулировками основных проблем текста и позиции автора.

Ход урока

Учитель: На прошлом уроке мы разбирали критерии оценивания ответа на задание 3 части ЕГЭ, и вы дома написали сочинение по тексту С. Михалкова “Книги”. Я думаю, вы успели взглянуть на результаты вашей работы и предполагаю, что далеко не все удовлетворены этими результатами. И сегодня на уроке мы проанализируем ваши работы и попытаемся понять причины столь невысоких баллов.

Прежде всего ответим на вопрос: о чем нужно помнить, приступая к работе над частью С? Что требует от вас задание?

(Сформулировать одну из проблем.)

[Вывешивается плакат “Основные проблемы”]

Учитель: Посмотрим, как вам это удалось. Перед вами несколько вариантов сформулированных вами проблем. Проанализируйте их.

1) Читая текст, можно выделить несколько проблем, но главной я считаю то, что в настоящее время многие могут посмотреть экранизацию какой-либо книги, однако телевизор не может заменить ее. Так невозможно донести мысли автора до человека. В результате экранизации исходное содержание всегда искажается, несмотря на то, что фильм получился очень удачным.

Учащиеся отмечают, что неверно сформулирована проблема.

Учитель дополняет, что также допущены фактическая и этическая ошибки, указывает на них.

2) Автор текста волнуется за то, что книги играют все меньшую и меньшую роль в жизни человека. В последнее время киноиндустрия развивается большими темпами, снимается много фильмов по романам и другим произведениям отечественных и зарубежных писателей. Многие люди, в частности дети, посмотрев их, не считают нужным прочесть книги, по которым они сняты. Компьютерные игры тоже отвлекают детей от чтения.

Учащиеся отмечают неверную формулировку проблемы и уход от темы.

3) Автор в этом тексте поднимает проблему недостаточного внимания современного поколения к классической литературе.

Выясняем, что проблема сформулирована слишком узко.

4) На мой взгляд, в данном тексте раскрыта проблема литературного просвещения подрастающего поколения.

Учащиеся сразу замечают неуместность выражения литературное просвещение, делаем вывод, что произошла подмена понятия.

5) В данном тексте Михалков поднимает проблему, которая заслуживает огромного внимания. [?] Ведь, действительно, нынешние дети все реже обращаются к книгам, лишая себя, возможно, единственно духовной пищи.

Не сформулирована проблема.

6) В этом небольшом тексте заключены проблемы, актуальные в наше время. Детство – это такая пора, когда каждый день узнаешь что-то новое, интересное. И каждый упущенный день, каждая минута могут стоить многих прекрасных впечатлений, которые бы потом остались с нами на всю жизнь.

Автор этого фрагмента, не сформулировав проблему, сразу обратился к комментарию.

7) В данном тексте автор поднимает проблему роли книги в раннем детстве, отрочестве, ее влияния на становление личности человека.

В этой работе проблема сформулирована точно.

Учитель: Что же нужно сделать, чтобы не ошибиться в определении проблемы текста? Как из нескольких проблем выделить главную?

(Надо выделить ключевые слова, определить, о чем идет речь в исходном тексте.)

Работа с текстом. Учащиеся перечитывают текст, подчеркивают в нем ключевые слова.

КНИГИ

Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому лет на сорок больше.

—Ты читал “Тома Сойера”?

—Нет.

—А “Вия”?

—Нет.

—Счастливый, — вздохнул с завистью старший.

И, правда, можно было позавидовать. Мальчишке только еще предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только еще будет глазами, расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских “Вечеров на хуторе близ Диканьки”. Все это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.

По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг — он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год — разница невелика. В детстве же счет времени ведется иначе, тут каждый день — открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Вот почему и страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет. Представьте себе, что годков через десять с бывшим первоклассником, с тем самым, которому мы позавидовали, состоялся бы такой разговор:

—“Войну и мир” читал?

—Смотрел в кино.

—А “Белые ночи”?

—Тоже. Не понравилось. “Дама с собачкой” лучше.

Тут уж никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств своего собеседника. Мы бы, скорей всего, ужаснулись: “Неужели книги не научили его чувствовать, думать? Неужели он прошел мимо них?!” Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговорился в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полете на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись и никто, увы, не смог прочитать наизусть из “Деда Мазая” ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, технике и политических событиях, они знали бы еще и стихи — много стихов! — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов. Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной.

(По С. Михалкову)

Учитель: О чем же этот текст?

Учащиеся точно определяют основные проблемы текста. На доску вывешиваются плакаты:

1) о роли чтения в детстве – в период становления личности человека;

2) о влиянии книги на судьбу человека.

Учитель: Обратите внимание, как удачно объединил эти проблемы автор последнего фрагмента.

Далее необходимо прокомментировать проблему. Здесь обе проблемы тесно связаны, перекликаются, поэтому в комментарии их можно объединить. Посмотрите, как это удалось сделать одному из вас.

Автор утверждает, что ребенок воспринимает новую информацию очень чутко и надолго. Именно поэтому необходимо чтение; книги, которые прочитает ребенок, могут повлиять на всю его дальнейшую судьбу; без книг, пережитых в детстве, человек не получит должного духовного развития.

Учитель: Итак, с первым заданием мы справились. Что требуется от нас дальше?

(Сформулировать позицию автора.)

[Вывешивается плакат “Позиция автора”]

- Как это сделать лучше всего?

(Снова обратиться к тексту и ключевым словам.)

- Именно в тех словах, которые мы с вами подчеркнули, и заключается авторская позиция. Осталось только ее сформулировать. Давайте вновь проанализируем ваши попытки.

1) Автор прав, что люди, не успевшие – именно не успевшие – прочесть книги гениальных писателей, являются счастливчиками, ведь, читая очередной шедевр, можно получить такое наслаждение, такое чувство гордости за русских писателей и за всю Россию! (Искажение смысла.)

2) Проблема, описанная Михалковым, появилась в двадцатом веке, когда выходили первые экранизации величайших произведений. В наше же время трудно найти известное произведение либо еще не экранизированное, либо не имеющее краткого содержания, хранящегося в интернете. А так как современные дети не желают проводить время за чтением книг, они выбирают более простой способ получения информации, не понимая, что тем самым они лишают себя новых чувств и впечатлений, которые пробуждают в нас книги. (Ошибочная формулировка позиции автора.)

3) “Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной”. Достаточно было прочитать предыдущее предложение, чтобы понять позицию автора, который на примере одного семилетнего мальчика показал преимущества книг над кино. (Допущена фактическая ошибка.)

4) Сам Михалков относится к данной проблеме “с горечью”, призывает обогащать душу не только знаниями о науке, технике, политических событий, но и знанием стихов великих поэтов. (Слишком узко обозначена позиция.)

5) Автора огорчает то, что со временем книга все более теряет популярность среди молодежи. Он отмечает, насколько важна книга для развивающейся личности: “Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотесанной”. (Позиция автора сформулирована правильно.)

6) По мнению Михалкова, в возрасте, когда человек легко воспринимает новую информацию, книги помогают заложить основы характера и утвердить моральные ценности, “вовремя прочитанная книга может на всю жизнь определить его идеалы”. Некоторые произведения необходимо читать в детстве, поскольку именно тогда они оставят особые впечатления, которые повлияют на будущую жизнь человека. Автор подчеркивает важность чтения книг в детстве. (Отражены позиции автора по обеим основным проблемам.)

Учитель: Итак, сформулируем позицию автора.

Ученики формулируют позицию автора, учитель прикрепляет к доске плакаты:

1) общение с книгой особенно важно в детстве, в период формирования личности;

2) вовремя прочитанная книга может определить психологию, мировоззрение, нравственные принципы человека.

[Плакаты на доске располагаются таким образом]:

Учитель: Важно учесть: отмечаем авторскую позицию именно по сформулированной нами проблеме! Запомним еще один секрет: проблему лучше сформулировать своими словами, а позицию автора необходимо подкрепить цитатой.

Ну что ж, второе препятствие мы тоже преодолели. Теперь предстоит самое главное: написать основную часть сочинения, в которой мы должны согласиться или не согласиться с автором прочитанного текста и аргументировать свой ответ, опираясь на жизненный или читательский опыт.

Посмотрим, как у вас это получилось. [Анализ фрагментов сочинений]

1) Я согласна с его [Михалкова] мнением. Книга является своего рода энциклопедией жизни. Она учит читателя отличать доброе от злого, а также справедливости и честности. Книга взяла на себя тяжелый труд пробудить в человеке стремление к развитию и самосовершенствованию личности.

Книга учит размышлять и анализировать. Она дарит “живое общение” с автором. Она проложила этот путь через века и пронесла крупицу истинного наследия прошлой культуры. Именно с помощью книги мы имеем возможность заглянуть в прошлое, прочувствовать культуру наших предков, ведь современное искусство не способно в полной мере передать эпоху прошлых лет. (Высказывание не подкреплено примерами.)

2) Я поддерживаю автора в том, что чтение играет большую роль в становлении личности, в том, что оно очень важно для человека именно в детстве. Я до сих пор помню прочитанные мной в раннем возрасте книги. Я помню свои ощущения открытия все нового и нового с каждым прочитанным произведением; таких ощущений сегодня уже не испытать. Книги позволяли мне развиваться быстро. (В этом высказывании нет конкретности.)

3) Автор глубоко переживает за тех, кто не читал книг в детстве. Ведь эти книги могут помочь детям в их будущей жизни, предостеречь от серьезных ошибок, стать их “путеводной звездой”. Михалков считает, что только книга может донести до читателя все мысли и чувства автора, поэтому так критично относится к тому, что многие с произведениями Достоевского и Толстого знакомятся через кино.

Я согласен с Михалковым в этом вопросе. Очень важно самому прочитать и осмыслить книгу. Писатели делятся своим опытом с читателями, и нам необходимо суметь правильно найти его среди строк. К примеру, в книге Толстого “Война и мир” показан поиск смысла жизни Пьера и Андрея. В конце они приходят к заключению, что необходимо жить и радоваться каждому мгновению жизни. И я поверил этому и не скажу, что сожалею. Или же из произведения Джека Лондона “Борьба за жизнь” я узнал, что лишь тот, кто верит в свои силы, не остановится ни перед какими преградами, несмотря ни на что сможет добиться цели. Это помогло и помогает мне преодолевать трудности в школе и в жизни, решать сложные вопросы. (Аргументы подкреплены читательским опытом.)

4) Я с Михалковым согласна. Ведь если человека в возрасте попросить вспомнить самые яркие моменты его жизни, то наверняка он расскажет и о своем детстве, о событиях этой поры, упомянув о каждой мелочи, о каждой детали. А все потому, что детские впечатления – самые сильные, запоминающиеся на всю жизнь. С возрастом чувства притупляются, но в юности все осознается необычайно ярко; чистейшая душа, как губка, “впитывает” все новое.

Я много раз замечала, что те мои знакомые, которые с детства много читают, более уравновешенны, спокойны, способны найти правильный выход практически из всех жизненных ситуаций. А это заслуга прочитанных в раннем возрасте книг. Ведь чтобы понять истинный замысел автора произведения, нужно уметь анализировать, оценивать, с разных точек зрения взглянуть на поставленную проблему в прочитанном тексте. Эти навыки читатели переносят и в жизнь. И как щенка легче дрессировать, чем взрослую собаку, так и эти умения в детстве освоить гораздо проще, чем в более старшем возрасте. Но этим значение прочитанной в детстве книги не ограничивается.

В советские времена дети по всей стране объединялись в команды для помощи пожилым людям и инвалидам, ребята спасали животных и берегли природу. А называли они себя “тимуровцами”, по имени главного героя повести А. Гайдара “Тимур и его команда”. Взяв за образец характер и поведение главного героя, тысячи мальчишек и девчонок старались воспитать в себе человеколюбие, альтруизм, уважение к людям и иные самые хорошие качества. И я уверена, что они сохранили их на всю жизнь.

Как зерно, упавшее на благодатную почву, дает зеленый росток, так и яркие впечатления от прочитанной книги в детской душе непременно дадут свои прекрасные плоды. ( Аргументы очень убедительные и подкрепляются жизненным и читательским опытом.)

Учитель: Таким образом, чтобы получить максимальное количество баллов по четвертому критерию, необходимо каждый из трех аргументов подкрепить либо жизненным, либо читательским опытом.

Но и это еще не гарантирует полного успеха. Необходимо в сочинении соблюсти смысловую цельность, речевую связность и последовательность изложения. Каждая часть сочинения должна быть непосредственно связана с предыдущей. [Анализ примера]

В тексте автор рассказывает о том, что человек, не прочитавший в свое время какую-то книгу, очень много теряет. Это подтверждают слова С. Михалкова: “Без некоторых книг, не пережитых в детстве, в отрочестве, сущность человека со всей его психологией остается грубой и неотесанной”. То есть книги сильно влияют на развитие моральных принципов, на душевное состояние человека.

Я во многом согласен с автором. Его точка зрения близка мне.

Например, сейчас показывают экранизацию романа М. Шолохова “Тихий Дон” режиссера С. Бондарчука. Мне кажется, что этот фильм получился не совсем удачным…

- Приведен абсолютно неуместный пример, никак не связанный с предыдущей мыслью. Допущена грубая логическая ошибка.

Учитель: Запомните еще одно важное правило: все части вашей работы должны быть подчинены той проблеме, о которой вы заявили в самом начале работы. Только в этом случае можно говорить о решении коммуникативного замысла.

Домашнее задание: Написать сочинение с учетом всех замечаний.

См. приложение.