Тренинг для родителей "Как справиться с гневом"

Разделы: Школьная психологическая служба


Тренинг сопровождается Презентацией.

(Слайд.)

Гнев– естественная эмоциональная реакция, предназначенная для того, чтобы помочь нам справиться:

- с угрозой,
- с обидой,
- с насилием,
- с оскорблением.

Если только мы не обладаем сверхъестественными способностями, или не живем чрезвычайно замкнутой жизнью, все мы в этой или иной мере испытываем подобные чувства на протяжении всей жизни.

Симптомы гнева присутствуют не только в наших эмоциях, но и в организме, мышлении и поведении. Сущность каждой отрицательной реакции на обиду или раздражение в нашей жизни в любой данный промежуток времени зависит от великого множества факторов.

Стимулы.

Существуют три основных величины, которые оказывают влияние на силу эмоциональной реакции.

1. Степень угрозы, обиды, раздражения или оскорбления.

Эта степень может быть мизерной или огромной. Разумеется, есть некоторая разница между случаями, когда кто-то занимает ваше место в очереди, когда у вас вытаскивают кошелек из кармана, или полностью обчищают квартиру. Чем больше оскорбление или обида, тем более сильного гнева можно ожидать.

2. Причина ущерба или раздражения.

Действие которое считается злонамеренным, например умышленное убийство обычно вызывает иную реакцию, чем действие, которое совершается случайно «Деянием Божиим», например стихийное бедствие.

3. Вероятность вспышки гнева.

В том случае, когда заранее предчувствуем нанесение оскорбления, или возможный ущерб наша эмоциональная реакция будет слабее, чем в тех случаях, когда событие застигает нас врасплох.

(Слайд.)

Окружающая среда

Обстановка, в которой мы испытываем гнев, может играть чрезвычайно важную роль в эмоциональном состоянии. К примеру, на минуту представим себе собственную реакцию, когда кто-то толкнул вас в следующей обстановке.

Вопросы к родителям 1 мин. подумать.

  • в битком набитом вагоне метро;
  • на веселой и шумной вечеринке;
  • в очереди на остановке в промозглый день;
  • в очереди в бар на тропическом острове;
  • на трибуне во время футбольного матча;
  • в коридоре офиса;
  • в магазине во время эвакуации посетителей после обнаружения бомбы.

Ваши реакции варьируются в зависимости от обстановки, в которой вы находитесь, от размеров личного пространства, которое вы занимаете, и уровня шума вокруг вас.

(Слайд.)

Культура

Это «фильтр гнева» тоже включает множество факторов: от страны, где вы родились, до «культуры фирмы», в которой вы работаете, или особенностей нашего поколения. Представьте себе, какой реакцией могут встретить новость об увольнении люди с различным культурным прошлым:

(Слово родителю.)

  • женщина, выросшая в сельской местности, у которой муж добытчик и кормилец;
  • мужчина,  выросший в обществе 50% которого безработные;
  • убежденный верующий, который считает, что на всё воля  Божия и что всему на свете есть причина;
  • человек, воспитанный в семье, где каждая неудача считалась поводом проявить смелость и находчивость;
  • артист пантомимы.

Эмоциональное состояние

Когда мы всем довольны и у нас хорошее настроение, гораздо легче вынести удар-другой, чем когда мы подавлены и раздражительны.

Физическое здоровье

Люди, страдающие хроническими заболеваниями, подвержены приступам раздражения и гнева гораздо чаще, чем их здоровые товарищи.

(Слайд.)

Личное восприятие

Почему одни люди приходят в ярость чаще, чем другие. Представьте себе комнату, наполненную людьми с одинаковы культурным багажом, находящихся в добром здравии и в состоянии миролюбия, например, после вкусного обеда. Вдруг кто-то проливает на белый ковер красное вино. Один и тот же повод, в одних и тех же обстоятельствах заставит кого-то засмеяться, скрывая досаду, а у кого-то умеренное раздражение, но найдутся и такие, кто в гневе затопает ногами.

Гнев и наш организм

Одна из причин, почему люди боятся гнева, - та, что он сопровождается появлением чудовищной физической силы. Иногда эта сила так велика, что она затмевает все доводы рассудка. Возможно, в любом из нас может вспыхнуть такой гнев, что мы потеряем контроль над собой, если дадим волю своим чувствам. Исследования Конрада Лоренца, предполагают, что человеческая агрессия, подобно которой он наблюдал у животных, являлась основной частью выживания, и, если не давать ей выход, она может в какой-то момент прорваться самопроизвольно.  Наша физиологическая и генетическая природа снабжает нас физическим оснащением для агрессивного поведения, но воспользуемся ли мы им, определяется нашим психологическим и социальным развитием.

Положительная функция физических свойств гнева

  1. Самозащита. Обычно её считают нашей естественной «боевой» реакцией.
  2. Декомпрессия. Нашему организму дается шанс сбросить накопившееся физическое напряжение, вызванное раздражением.

Физические последствия

  • Дыхание становится глубже;
  • Сердечный ритм нарастает;
  • Поднимается кровяное давление;
  • Расширяются зрачки;
  • Ощущение прилива энергии;
  • Пропадает чувство голода;
  • Возникает желание повысить голос;
  • Мы задыхаемся;
  • Речь убыстряется;
  • Мускулы напрягаются и т.д.

Если мы нашли способ избавиться от напряжения, накопленного организмом, случайные приступы гнева нам не повредят – в сущности, они помогут нам физически справиться с испытаниями и невзгодами жизни. Но хронический подавленный гнев может нанести серьезный ущерб нашему здоровью.

  • Болезни пищеварительного тракта такие, как язвы, гастриты;
  • Усугубляет сердечно-сосудистые заболевания;
  • Усиливает боль;
  • Вызывает головные боли;
  • Замедляет заживление в послеоперационный период и др.

Гнев и наше поведение

Существует четыре основные причины, по которым стоит  подумать о сущности гнева:

  1. Это может помочь нам осознать собственные сигналы поведения, которые могут вызвать гневную реакцию у других, даже если мы сами выдержаны и спокойны.
  2. Это поможет  нам выявить сигналы, свидетельствующие о гневе других, так чтобы мы были готовы защищаться.
  3. Это может помочь нам осознать гнев, который мы сами испытываем, но подавляем и отрицаем. Поведение выдает истину, даже когда эмоции лгут.
  4. Это поможет нам определить, как нам себя вести, когда мы хотим выразить гнев достойно.

Негативное поведение подразделяется на две основные категории:

  1. Пассивное поведение – «бегство» от гнева, его отрицание.
  2. Агрессивное поведение – связанное с реакцией борьбы, при котором используется словесная и физическая сила гнева, чтобы оскорбить других.

(Слайды с примерами различного поведения.)

Виды личного гнева

Мы уже заметили, что у каждого человека имеются собственные уникальные способы выражения гнева, ощущения и реакции, которые были заложены в его автопилот.

Рассмотрим пример.

(Слайд.)

Я шла по улице, и вдруг у меня выхватили сумочку. Вор словно сквозь землю провалился, а я осталась без денег и ключей от машины.

Вопросы к родителям, их различная реакция.

Как формируются эти типы поведения?

Наше основное поведение, связанное с гневом, формируется в процессе развития личности, который, по моему мнению, происходит следующим образом.

Мы приходим в этот мир со своими уникальными биологическими особенностями, позволяющими нам мыслить, чувствовать и вести себя определенным образом. К примеру, согласно генетическому коду, мы можем быть склонны скорее к экстраверсии, нежели к интроверсии, к логическому и научному мышлению, нежели к интуитивному или артистическому. По мере приобретения жизненного опыта, особенно в запоминающиеся детские годы, эти основные личностные качества постепенно развиваются, приобретают или меняют вид.

В основном благодаря нашему опыту в удовлетворении — или неудовлетворении — этих потребностей наши личностные качества приобретают законченную форму.  Постепенно мы учимся — посредством наблюдений, проб и ошибок — понимать, какая из этих адаптираванных реакций обеспечивает нам безопасность, питание и другие "блага", в которых мы нуждаемся.

Чем больше мы привыкаем к усвоенной реакции и чем большего успеха добиваемся благодаря ей, тем более вероятно будем пользоваться ею снова и снова.

Влияние детского опыта

По сравнению с большинством животных, в детстве мы проходим долгий период зависимости от других людей. Следовательно, мы чрезвычайно подвержены переформированию наших личностных качеств согласно условиям, поскольку слишком долго адаптируемся к требованиям родителей или других авторитетных фигур, имеющих над нами власть. К тому времени, как мы переходим во взрослое состояние, "воспитанная" часть нас приобретает четко определенный вид и может полностью заслонить "естественную" часть. Что же касается гнева, тонам может от рождения достаться вспыльчивость нашего дедушки, но благодаря постоянной необходимости приспосабливаться мы привыкаем вести себя так, что даже самый проницательный взор не различит эту вспыльчивость под улыбкой и сдержанностью.

Поскольку мало кто из нас в детстве ни разу не испытывал раздражения, угрозы, обиды или утраты, у всех у нас устанавливается определенная манера поведения в случае гнева — результат нашего опыта. Тем не менее важно помнить, что не столько стимулы гнева помогают формировать эту манеру, а наше умение справляться с возникающими при этом чувствами. В сущности, события, которые зачастую оказывают на нас самое сильное влияние, являются, вероятно, повседневными, сравнительно тривиальными и незапоминающимися.

Пересмотр и изменение своих взглядов

Гнев может быть позитивной силой при условии, что с ним справляются разумным и достойным образом.

Определите свои права

Родителям раздаются листы.

Если  вы с ним не согласны, то можете составить свой список.

Лучшее понимание собственного гнева и умение выражать его утвердительным образом – обязательное условие для того, чтобы справиться с гневом других людей умело и разумно, а так же помочь другим научиться управлять собственным гневом.

Приложение 2.

Приложение 3.

Домашнее задание

Составьте список людей, которые, по вашему мнению, пользуются этими правами и выражают свой гнев безопасным, конструктивным путем. Выберите одно из прав и сосредоточьтесь на нем в течение следующей недели.

 Одержите верх над своими страхами

Гнев и страх мы часто ощущаем вместе. Чтобы уметь справляться с какой либо из этих эмоций, их необходимо научиться контролировать. Для этого мы должны научиться себя любить, уважать себя, развить чувство уверенности в себе. В кругу.

Упражнение «Знакомство»

Цель: помочь войти в контакт друг с другом, осознать себя как личность.

Психолог представляется и предлагает представиться следующему участнику, повернувшись к нему с доброй улыбкой, можно прикоснуться рукой, глядя в глаза. Следующий участник называет своё имя и имя первого участника. Третий участник  передает своё имя и имя двух предыдущих участников, таким образом, последний участник называет имена всех участвующих.

Упражнение «Я умею, я могу»

Цель: усиление – «Я»

Необходимо вспомнить 3 самые лучшие свои качества, которыми вы гордитесь.

Далее идет обсуждение качеств. Затем родители вспоминают те положительные 3 качества, которые есть у их детей.

Обсуждение.

Упражнение «Вежливый отказ»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Участникам предлагается сказать фразу «Сходи за хлебом» с различной интонацией:

  1. Приказ.
  2. Раздражение.
  3. Просьба

Выбираются участники, которые будут на первые две интонации вежливо отказывать.

Обсуждение.

Познание своих негативных и сильных сторон

Упражнение «Я глазами ребенка»

Цель: выявление и осознание индивидуальных особенностей ребенка; родительского влияния и послед­ствий этого (на своем ребенке).

Инструкция:«Заполните анкету, оценивая от 0 до 10 следующие параметры:

1)  На чем вы акцентируете свое внимание? (0 баллов — на ребенке, 10 баллов — на поведении.)
2) Какие эмоции вы при этом демонстрируете? (0 — отрицательные, 10  положительные.)
3) Когда вы обсуждаете поступок? (0 — немедленно, 10 — позже.)
4) Какое поведение вы демонстрируете? (0 — я часто веду себя агрессивно, 10 — я никогда не веду себя агрессивно.)

Посмотрите, что у вас получилось, обсудите.

Подумайте, в каких случаях вы поступаете оправданно, в каких случаях ваши поступки не связаны на­прямую с поведением ребенка. Задумайтесь: вы действительно реагируете на поступки ребенка или реагируете на него самого (то есть, возможно, вас раздражают любые действия ребенка).

Постарайтесь проанализировать, в какое время суток вы более всего конфликтуете с ребенком, по какому поводу. Вспомните, что вас на самом деле больше волнует (может быть, это бывает утром, когда вы торопитесь на работу, или вечером, когда вы устали).

Запишите свои мысли и обсудите упражнение в парах».

Рефлексия.

Комментарии: обсуждение можно проводить в парах, если участников больше шести. Если упражнение прошло быстро или, на взгляд ведущих, обсуждение было поверхностным, можно попросить участников вспомнить, как обычно они реагируют на поступки детей (привести несколько примеров).

Упражнение «Злой – добрый»

Цель: избавление от страхов.

Родителям раздаются: листы А4 и карандаши.

Инструкция: нарисуйте себя злым, в ярости, разгневанным, а затем сделайте это лицо добрым, веселым с помощью цветных карандашей.

Упражнение «Дорисуй»

Цель: групповое взаимодействие

Психолог. Я хочу вам предложить вспомнить то время, когда вы были маленькими и любили рисовать. Возьмем большой лист ватмана и карандаши. Нарисуем как вам кажется самую большую проблему в вашей семье, ссору… После того, как все родители нарисовали рисунок психолог разворачивает ватман и родители меняются рисунками. Теперь задача родителей превратить рисунки в карикатуры, в веселые картинки цветными карандашами. Каждые 2 минуты ватман разворачивают, так, чтобы каждый родитель участвовал в каждом рисунке. По окончании упражнения рефлексия.

Комментарии: это упражнение поможет сделать жизненные проблемы мелкими неурядицами, избавиться от обид, искать выход из сложившихся обстоятельств.

Упражнение «Сказки»

Цель: избавление от страхов

Психолог предлагает по - превращать страшные сказки в добрые. Кто-то из родителей начинает рассказывать страшную сказку, следующий подхватывает. Последний участник придумывает смешной и добрый конец.

Обсуждение.

Упражнение «Путаница»

Цель: снятие напряжения, эмоционально-телесное сближение.

Один человек выходит их комнаты, все остальные «перепутываются» не разжимая рук. Задача водящего распутать путаницу».

Обсуждение.

Упражнение «Слепой и поводырь»

Цель: Эмоционально-телесное сближение ребенка и родителя, развитие эмпатии, развитие понимания.

Это упражнение выполняется  в паре. Одному участнику пары завязывают глаза, а другой ведет его на полосу препятствий, кто сможет пройти все препятствия правильно, следовательно, взаимодействие между участниками достигло абсолютного понимания.

7 способов выражения гнева. (Приложение 1)

Упражнение «Действие по правилу»

Цель: развитие самоконтроля, научиться проявлению утвердительного гнева.

Участникам раздаются ситуации, в которых одни родители выступают актерами, а другие должны сдерживая свой гнев и разрешить ситуацию положительно.

Правила:

1. Необходимо действовать здесь и сейчас.

2. Высвободить физическое напряжение (способы выражения гнева).

3. Узнать истинную причину раздражения.

4. Мысленно или письменно составить план ваших слов (это поможет не наговорить лишнего и не уронить свое достоинство).

5. Пользоваться техникой «Я высказываний».

6. Не вспоминайте прошлые погрешности (не обвиняйте).

7. Всё сказать за одну минуту.

8. Держите дистанцию!

Как только вы почувствуете, что физиология вашего тела изменилась и чувство гнева нараста­ет, сознательно сделайте пару шагов назад. Избегайте любых физических контактов с кем-либо.

9. Займите устойчивую позицию!

Если можно, сядьте или схватитесь за какой-нибудь неодушевленный предмет, чтобы удержаться в одном положении. Это поможет вам лучше контролировать себя и придаст вашей позе меньше угрозы (особенно если ваш "оппонент" меньше ростом и слабее вас).

10. Давайте выход напряжению!

Стучите по столу, бейте подушку, рычите или кричите! Напомните себе, что разбитая чашка китайского фарфора — ничтожная цена за безопасность людей.

11. Дышите медленно!

Упражнение «Комплимент»

Цель: эмоционально сблизить участников.

Инструкция:«Вы уже достаточно хорошо знаете друг друга. Мы предлагаем вам подумать, какие качества других как родителей вам нравятся. Сейчас вы бросаете мяч любому и говорите: «Мне нравится в тебе как в родителе... (называете то, что вам нравится)». Мяч может побывать у каждого из вас несколько раз. Постарайтесь в каждом найти что-то».

Рефлексия.

Итоги.