Компетентностно-ориентированные задания как средство повышения мотивации к изучению русского языка (дидактический банк заданий 9–11-е классы (отдельные виды заданий)

Разделы: Русский язык

Ключевые слова: русский язык, мотивация к обучению


Компетентностно-ориентированное образование позволяет упрочить связь изучаемого как с дальнейшим образованием человека, так и с личностными ценностями, ожиданиями и склонностями обучающегося.

Причины обращения к проблеме

а) неудовлетворенность организацией взаимодействия на уроке между учителем и учеником;

б) пассивность некоторой части учащихся в ходе учебных занятий, во внеурочной деятельности по предмету и увеличивающуюся тенденцию потребления знаний в уже готовом виде из-за низкой сформированности общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций обучающихся;

в) совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса;

г) невозможность в полной мере реализовать свой творческий потенциал в связи с недостаточным использованием новых образовательных технологий в условиях модернизации образования.

Объект исследования:  ключевые компетенции учащихся.

Гипотеза:

компетентностный подход в преподавании русского языка и компетентностно-ориентированные задания, в частности, позволяют направить обучение на развитие комплекса качеств обучающихся, необходимых для формирования социальной мобильности ученика, которая проявляется в способности осуществлять деятельность в меняющихся жизненных ситуациях.

При составлении компетентностно-ориентированных задач основное внимание уделяю формированию способностей учащихся использовать знания в разнообразных ситуациях, требующих для своего решения различных подходов, размышлений и интуиции. Из собственного опыта использования компетентностно-ориентированных заданий на уроках остановлюсь на конкретных примерах.

Глава 2. Дидактический банк компетентностных заданий для 8-9 классов

Раздел «Синтаксис и пунктуация»

Тема «Предложение его типы и виды. Знаки препинания в предложениях»

3. Исследовательский практикум.

Как рассказывает легенда, бесславно и трагически закончил своё правление английский король Эдуард II. Восстановив против себя притеснениями и непосильными налогами большинство подданных, Эдуард пал жертвой заговора, во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был взят в плен и с согласия парламента низложен. Его заключили в замок, где он долго ожидал решения своей судьбы.
История свидетельствует, что его участь решило коварное письмо без запятой. Тюремщики, которым была поручена охрана бывшего короля, получили записку: Эдуарда убить не смейте помиловать.

Подумайте, почему маленькая пауза, обозначаемая на письме запятой, стала убийцей? Можно ли эту запятую назвать кровавой? Предложите свои варианты постановки знака препинания и объясните, как изменяется смысл предложения.

5. Расставьте в предложениях знаки препинания и скажите, сколько человек находилось в комнате. Свой ответ аргументируйте.

На диване устроились красавец Николай известный исторический живописец небольшой сухонький старичок в чёрном длинном одеянии с рыжей бородкой с птичьим носом и зелёными глазками жена Шевцова Евфросинья Миронова повар генерала Жукова приезжая дальняя родственница матери юная девушка и я. В В кресле и на стульях расположились старуха Гришкина мать старики отец и тесть профессор Ганчук малозаметный увалень Саша Михайлов мальчик тихий с печальными глазам и хорошей улыбкой старик без усов и с серыми баками похожий на драматурга Ибсена мать в сиреневом платье в кружевах с длинной нитью жемчуга на шее.

Раздел «Прямая и косвенная речь»

Тема «Диалог»

Работа в группе

8. Брат с сестрой идут в школу. Даша рассказывает Мише о ссоре двух своих лучших подружек, свидетельницей которой она стала.
Составьте диалог брата и сестры на одну из предложенных тем:

Катя пользуется косметикой «Yves Rocher»

  1. Миша любит чипсы, апельсиновый сок;
  2. Их любимый мультфильм «Маугли»;
  3. Отец работает консультантом в магазине «Электроника»;
  4. Дети опаздывают на контрольную работу по русскому языку.

10. Знаки препинания могут употребляться и вместо целых предложений. В день выхода в свет своей новой книги французский писатель Виктор Гюго, желая узнать, как идёт продажа, послал издателю открытку, на которой стоял только вопросительный знак: «?».

Издатель не ударил в грязь лицом и ответил не менее коротко: «!».

Почему Гюго и издатель поняли друг друга? Что означают эти знаки? Составьте диалог, который мог бы произойти между писателем и издателем.

Раздел «Речь» (Уроки развития речи, текстоведения)

Тема «Статья как жанр публицистики: строение, языковые особенности»

17. Напишите статью для школьной стенной газеты на одну из тем:

  1. Реклама на телевидении – источник информации.
  2. Можно ли научиться грамотно писать?
  3. Язык SMS: быть или не быть.

Тема «Тип речи Рассуждение. Виды доказательств»

29. Работа со схемой

Рассмотрите схему «Преимущества товара». Дополните её своими примерами, используя материалы газет, журналов, сайтов и т.д. Докажите, в чём преимущество того или иного товара.

30. Какова роль слогана в создании рекламы? На кого рассчитаны следующие слоганы?

1.Чистящий порошок «Доместос» - главный защитник в доме.

2. Соки и нектары «Моя семья» - всё, что нужно моей семье.

3. «Нивея фо мен» - для мужчин, способных позаботиться о себе.

4. «Китикэт» - корм энергичных кошек!

Докажите, что слоган кратко характеризует товар и рассчитан на определённую аудиторию.

Глава III. Дидактический банк компетентностных заданий для 10-11 классов

Раздел «Общие сведения о языке»

Тема «Языковая норма»

1. Лингвистическая игра «Языковые нормы в современном русском языке»

Участники игры:

Антинормализатор – человек, проповедующий вседозволенность, отрицающий норму как таковую.

Пурист - человек, запрещающий всякие новшества в языке: шишковист.

Конформист – человек, старающийся примирить противоположные мнения.

Критик – человек, критикующий обе стороны.

Ученик – человек, передающий мнения старшеклассников.

Аналитик I – человек, (группа), анализирующий содержательную сторону игры.

Аналитик II – человек (группа), анализирующий формальную, речевую сторону игры (правильность, логичность, чистоту и т.д. речи).

При подготовке к дискуссии используйте данные ниже материалы.

А. В художественном фильме «Дневник директора школы» есть два любопытных момента. Прочитайте следующие тексты, отражающие данные эпизоды фильма.

Эпизод 1. Жена директора школы спрашивает мужа, принял ли он на работу учительницу младших классов. Он ей отвечает: «Нет», - и добавляет: «К тому же она «транвай» говорит».

Эпизод 2. Директор школы беседует с молодой учительницей, которая подала заявление с просьбой принять её на работу. Директор задаёт своей собеседнице на первый взгляд совершенно безобидный вопрос: «Каким транспортом вы доехали до школы?» Она отвечает: «Троллейбусом». «Каким ещё транспортом можно доехать до школы? – спрашивает директор. «Трамваем», - последовал ответ. Директор удовлетворённо кивнул головой и сказал: «Всё в порядке.

Б. Патриарх ТЮЗа А.А.Брянцев рассказал об одном телефонном разговоре. Ему неожиданно позвонили из школы: «Вам зво`нит преподавательница…» - «Не верю!» - прервал Александр Александрович и повесил трубку на рычаг. Через минуту снова звонок и снова: «Вам зв`онит преподавательница…» - «Не верю!» - и трубка опять повешена. В третий раз звонок: «Товарищ Брянцев, вам зв`онит преподавательница…почему вы не верите?» - «Не верю, чтобы преподаватель мог так неправильно говорить…» - ответил А.А.Брянцев.

(Почему речевая культура является характеристикой профессиональной пригодности учителя? Как вы думаете, должны ли обладать речевой культурой представители других профессий? Аргументируйте свой ответ.)

В. В Центральном доме учёных прошло чествование академика Виталия Костомарова, которому в январе 2020 года исполнилось 90 лет. «АиФ» побеседовал с легендой российской лингвистики, чтобы узнать, каков сейчас авторитет русского языка в мире и что ждёт его в будущем. По словам академика, русский язык ждут большие перемены. Он не станет хуже, но может измениться.

- Что вы имеете в виду? Всё-таки придётся подстроиться под глобализацию?

- Как я уже сказал, русский язык удивительно долго оставался без изменений. Он будто не заметил ни революций, ни войн, ни того, что новая страна сначала возникла, а затем распалась! Вы скажете: ну как же, столько новых слов появилось! Однако для структуры языка важна не его лексика, а склонение, спряжение, система родов…А вот они не меняются на протяжении 200 лет. В лингвистике это называется синхронией языка: он будто бы идентичен самому себе, и внуки могут легко понимать, что говорят их бабушки и дедушки. Всё это выглядит странно. И с учётом того, что в нашу речь проникли много иностранных заимствований и интернет-сленга, можно опасаться, что они изменят синхронию . Произойдёт (и уже происходит) революция в написании текстов, их структуре, системе передачи. И скоро уже никто не будет отвлекаться на такую ерунду, как ударения. Никого не будет волновать , как правильно произносить - с деньгАми или с дЕньгами, пУсковый или пусковОй?

А ещё общество сейчас раскололось на тех, кто знает, как правильно произносить те или иные слова, и тех, кто не знает, но уверен, что знает. То есть считает, что он всегда прав, и никаких авторитетов для него не существует, в том числе в лингвистике.

Г. А.П.Чехов в юмористическом рассказе, иронизируя над малограмотностью пассажира, приводит следующую его запись в жалобную книгу на одной из станций железной дороги: «Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа».Какую ошибку допустил пассажир? В чём же здесь юмор?

Так, Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» в издании 1869 года ещё допускал независимый деепричастный оборот: «Пройдя в калитку, Пьера обдало паром». Но в последующем издании(1873г.) автор исправляет это предложение. Как вы думаете, почему?

А как можно исправить у Розанова: «Мы ничего такого не плакали»?

Почему Александр Дюма назвал свой роман «Три мушкетёра», хотя их, безусловно, четыре?

Д. Николай Дмитриевич Карамзин, писатель концаXVIII и первого десятилетия XIX в, старался создать лёгкий, простой язык, освободив его от всего устаревшего, был против старославянизмов. Он не считал нужным использовать богатство общенародного языка, а равнялся на устную светского общества. Шишков, адмирал, министр просвещения, считал, что старославянский – это корабль и основание русского языка, а потому стоял за сохранение старославянизмов в литературном языке. В то же время был против введения иноязычных слов .Всё это дало повод «карамзинистам» составить предложение  по – «шишковски», где все иноязычные слова заменены: «Франт идёт из цирка в театр по бульвару в калошах».

Перевод по Шишкову: «Хорошилище грядёт по гульбищу из ристалища на позорище в мокроступах». В чём были неправы Карамзин и Шишков? Почему В.Г.Белинский говорил, что Пушкин явился «полным реформатором языка?»

О работе по предупреждению у учащихся нарушения синтаксических норм

Для человека, не умеющего вслушиваться в чужую речь, контролировать собственную, многие отклонения от норм синтаксиса зачастую остаются незамеченными, ибо не влияют на понимание смысла сказанного. Не потому ли нередко можно услышать на улице, в автобусе, даже по радио и телевидению Оплачивайте за проезд, вместо Оплачивайте проезд (но платите за проезд); Восхищаюсь перед тобой вместо Восхищаюсь тобой. Умение чувствовать подобного рода ошибки, а главное – избегать их следует воспитывать с ранних лет. Однако усвоение этого материала представляет для учеников сложность, так как он связан с языковой традицией и требует запоминания. Выполнение различных практических заданий, чтение и заучивание наизусть стихотворений, рифмованных загадок, пословиц, предлагаемых ниже, поможет учащимся лучше ориентироваться в трудных для них конструкциях.

Лингвистическая разминка

Задание 1.

Блиц-опрос

1. Какой из 6 падежей никогда не употребляется с предлогами, а какой без предлогов? (Именительный падеж – беспредложный, предложный – с предлогами.)

2. Может ли родительный падеж употребляться при глаголах? (Может. Для выражения прямого объекта ((взял тему, не написал  сочинения) и для обозначения объекта после глаголов желания, достижения (ждать отметки).

Задание 2.

1. Укажите, в каких падежах стоят выделенные слова?

Облако закрыло солнце. Ветер расколол лёд. Холм закрыл лес. Осень сменяет лето.

2. На каком языковом явлении построено шуточное стихотворение

На футболе.

Отцвели настурции,
Парк осенний гол.
Не обыграть нас Турции:
Вбиваем третий гол.
(Л.Яхнин)

Задание 6

Вспомните, выберите из книг и журналов пословицы и поговорки, крылатые выражения с трудными для вас словосочетаниями. Например: Не смейся над другими, не то найдётся и тот, кто над тобою посмеётся. Дереву цена по плодам, человеку – по трудам.

Домашнее задание

1. Прочитайте высказывание А.С.Пушкина. Как вы его понимаете.

Там, где сходство именительного падежа с винительным может произвести двусмыслие, должно, по крайней мере, писать всё предложение в естественном его порядке.

2. Из книги С.Ф.Ивановой «Воспитание навыков культуры речи у школьников» выписать виды речевых ошибок и оформить в виде таблицы.

3. Проанализировать мини-рассказы «Себе на уме», «Точно». Малодушная психиатрия» (А.А.Дорохов «Как себя вести» глава «Разговор о разговоре».

4. Заполнить таблицы в технологии «ТРИЗ» по данному практикуму.