Внеурочная деятельность в школе

Разделы: Внеклассная работа

Ключевые слова: ФГОС, внеурочная деятельность


Внеурочная деятельность школьников является одним из нововведений Федерального Государственного Образовательного стандарта. Согласно обновленному проекту, внеурочная деятельность является обязательным компонентом школьного образования. Достаточно продолжительный период занятия с учениками во внеурочное время были отодвинуты на второй план, им не придавалось особого значения. Но в современных школах реализовать процесс воспитания только во время урочной  деятельности не удается в полной мере. Именно поэтому в настоящее время большое внимание уделяется внеурочной деятельности. Благодаря занятиям после уроков удается создать условия и атмосферу для достижения учениками необходимого для жизни в обществе социального опыта, формирования научного мировоззрения и системы ценностей, создаются условия для разностороннего развития и социализации учащихся.

Анализ литературы показал, что в педагогической науке понятие «внеурочная деятельность» долгое время не являлось самостоятельным и отождествлялось с такими понятиями как «внеклассная работа», «внеурочная работа» и «внеучебная деятельность». В литературе по методике и педагогике в период с 1960 по 1990 годы использовалось лишь понятие «внеклассная работа». «Внеклассная работа – это организованные и целенаправленные занятия с учащимися, проводимые школой для расширения и углубления знаний, умений, навыков развития индивидуальных способностей учащихся, а также как организация их разумного отдыха.» (1) «Большинство авторов считают, что внеклассная работа – учебно-воспитательный процесс, реализуемый во внеурочное время сверх учебного плана и обязательной программы коллективом учителей и учеников или работников и учащихся учреждений дополнительного образования на добровольных началах, обязательно с учетом интересов всех ее участников, являясь неотъемлемой составной частью воспитательного процесса.» (2)

Начиная с 90-х годов 20 века в педагогическую науку входит в употребление понятие внеурочной деятельности, но чаще всего она отождествлялась с внеклассной работой. «Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Направления, формы и методы внеурочной (внеклассной) работы практически совпадают с направлениями, формами и методами дополнительного образования детей.» (3) «Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. В дореволюционной России проводилась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие внеурочная  работа получила после Октябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Сорока-Росинский и другие педагоги рассматривали Внеурочную деятельность как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности» (4).

С введением ФГОС внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. «Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся – деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полной мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (5).  Она ставит перед педагогическим коллективом задачу создания развивающей и воспитательной среды для учащихся. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. «Внеурочная деятельность – часть деятельности учащихся в школе. Это самообслуживающий труд школьников, их участие в кружках и спортивных секциях, в конкурсах, олимпиадах, диспутах, в школьных и классных вечерах, в играх и походах, занятия в библиотеке. Эта деятельность организуемая и направляемая педагогами, является весомым средством воспитания школьников». (6)

В новом образовательном стандарте четко определено соотношение между образованием и воспитанием. Воспитание рассматривается как цель образования, как ценностно-ориентированный процесс. Оно должно охватывать и включаться во все виды образовательной деятельности, как учебную, так и внеурочную. Внеурочная деятельность, так же как и учебная, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но на первом месте стоит достижение личностных и метапредметных результатов. Этим определяется специфика внеурочной деятельности, в ходе которой учащиеся не просто должны получить и усвоить определенные знания по предмету, но и научиться действовать, анализировать, оценивать, самостоятельно принимать решения и др. Предметные результаты достигаются в процессе изучения определенного предмета. Для освоения же межпредметных результатов, и в особенности - личностных, таких как ценности, ориентиры, интересы, очень важен вклад внеурочной деятельности. Ученик может сам выбирать направление своей деятельности исходя из своих потребностей и интересов.

Целями внеурочной деятельности являются: Создание условий для развития и воспитания учащихся как личностей, формирования основ патриотизма (чувство гордости за свою страну, уважение к истории и культуре Родины),воспитания нравственности и освоения социальных норм и правил. Создание воспитывающей среды, которая обеспечивает активизацию  познавательных интересов учеников в свободное время, развитие здоровой личности с гражданской ответственностью и самосознанием, готовой к жизни в новых условиях и способной на самостоятельную практическую деятельность.

Внеурочная деятельность, так же как и учебная деятельность в рамках уроков направлена на достижение результатов по освоению основной образовательной программы. Спецификой внеурочной деятельности является то, что с ее помощью учащиеся не столько должны овладеть определенными знаниями, сколько должны научиться действовать, размышлять, взаимодействовать с людьми и с информацией и т.д. В соответствии со Стандартом  организация внеурочной деятельности осуществляется по основным направлениям развития личности. Это духовно-нравственное, социальное, интеллектуальное, культурное, оздоровительное и другие направления. Занятия, организованные с учетом этих направлений являются важным элементом образовательного процесса в школе. Содержание этих занятий формируется так же с учетом пожеланий самих учащихся и их родителей и осуществляется с помощью различных форм организации. Внеурочная деятельность может реализовываться в различных формах. Они определяются образовательным учреждением, как и весь образовательный процесс. Итак, организация и проведение внеурочной деятельности могут быть представлены массовой, групповой и индивидуальной формами работы. К массовым формам  можно отнести олимпиады, конкурсы, конференции. Групповыми формами работы являются кружки, объединения, научные общества. Индивидуальными формами работы можно назвать подготовку докладов, проведение исследовательской работы, написание статьи. При организации внеурочной деятельности образовательное учреждение может пользоваться своими ресурсами или использовать возможности учреждений дополнительного образования и культуры. Чтобы не прерывать внеурочную деятельность на время учебных каникул можно организовать тематические смены в детских лагерях, летние школы. При организации внеурочной деятельности необходимо придерживаться следующих принципов:

  • принцип учета возрастных и психологических особенностей учащихся;
  • принцип сочетания коллективной и индивидуальной работ;
  • принцип взаимосвязи теории с практикой;
  • принцип доступности и наглядности материала;

Одним из важных условий успешной организации и реализации внеурочной деятельности является проектирование программ, учитывающих весь комплекс современных требований к внеурочной деятельности.

Список литературы

  1. Каиров И.А. Педагогический словарь./ под ред. И.А.Каирова. – М.: Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1960, - 1544 с.
  2. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания. / Верзилин Н.М. – М.: Просвещение, 1983, -383с.
  3. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. / Амонашвили Ш.А. - М., “Университет”, 1990, 169 с.
  4. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. / под ред. В.В.Давыдова. – М., 1993-1999, -223с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. – М.:2010, режим доступа: минобрнауки.рф/документы/938, дата обращения 04.03.2017
  6. Теория методики воспитания./ Гликман И.З. – М.: ВЛАДОС, 2002, 157с.