Разработка профориентационного мероприятия викторина "Умники и умницы"

Разделы: Биология, Конкурс «Цифровой класс»

Ключевые слова: игра, викторина, биология, профориентация


Цель: обобщить биологические знания медицинского характера, полученные в период изучения курса «Человек. Биология»; показать важность этих знаний в повседневной жизни и возможность применения их в быту; содействовать выбору школьниками профиля обучения.

Задача: профессиональная ориентация учащихся на деятельность в области медицины, знакомство с врачебными профессиями и особенностью врачебной деятельности.

Планируемые результаты:

предметные:

  • использование полученных знаний о человеке и его здоровье в повседневной жизни, приведение доказательств, необходимости бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
  • выявление взаимосвязи между особенностью строения органов и их функцией;
  • приведение доказательств необходимости вести здоровый образ жизни;
  • повторение приемов оказания первой помощи при травмах.

метапредметные: умение работать с различными источниками биологической информации, анализировать эту информацию, использовать полученные знания для решения логических задач;

личностные: формирование познавательных интересов, умений сравнивать, доказывать, делать выводы, умения слушать, стимулирование здорового состязательного духа, формирование активной жизненной позиции.

Оборудование:

  • презентации с вопросами;
  • видеопроектор;
  • учебная, справочная литература;
  • полотно с размеченными цветовыми дорожками

Подготовительный этап.

Предварительно все желающие, записавшиеся для участия, проходят тест. По итогам этого теста выбираются три ученика, набравшие наибольшее количество баллов. Остальные ученики занимают места зрителей.

Предложено три дорожки: красная, желтая и зеленая. При ответе на красной дорожке нельзя ошибаться, но для победы достаточно двух правильных ответов. При ответе на желтой дорожке можно продвинуться вперед с одним штрафным очком (всего необходимо сделать три шага). При ответе на зеленой дорожке можно продвинуться вперед с двумя штрафными очками (всего необходимо сделать четыре шага). Участник, который не выполнил требований и ошибся больше, чем это допустимо, выбывает и занимает место среди зрителей. Правильность ответов оценивает жюри, которое выбирается из числа учащихся 11 классов. Председателем жюри является приглашенный выпускник школы, студент Медицинской академии или медицинский работник, учитель выполняет роль ведущего. За каждый правильный ответ ученики в зале получают орден (1 балл) или медаль (0,5 балла).

Члены жюри, помимо судейства, знакомят учеников с особенностями медицинских профессий. Информацию о профессиях одиннадцатиклассники находят сами.

Ход игры «Умники и умницы»

Размещение участников на трех дорожках происходит после выполнения задания: ребята должны за одну минуту подготовить и за 0,5 минуты озвучить краткое выступление на определенную тему, например, «Почему так важно ценить здоровье свое и окружающих». По итогам выступления жюри выставляет баллы, а участники выбирают свои дорожки.

 Участники выбирают раздел с вопросами. Все вопросы объединены в блоки, соответствующие системам органов человека. Предлагаемые разделы:

  • «Опорно-двигательная система»
  • «Внутренняя среда организма»
  • «Кровеносная система»
  • «Дыхательная система»
  • «Пищеварительная система»
  • «Кожа и выделительная система»
  • «Нервная система»
  • «Анализаторы»

Старшеклассник (справка): Выбран раздел «Опорно-двигательная система». Заболевания этой системы лечат врачи артрологи, ортопеды, хирурги, ревматологи.

При травмах вы обратитесь к ортопеду, при заболевании суставов – к артрологу или хирургу. Есть очень коварная болезнь – остеопороз. Остеопороз — это заболевание скелета, которое характеризуется повышенной хрупкостью костейЛечение остеопороза проходит под наблюдением врача-рентгенолога, но проблемы, возникающие в связи с протеканием болезни, решаются также при помощи эндокринолога и травматолога-ортопеда.

Вопросы раздела «Опорно-двигательная система»

1. Зима, скользкая погода, масса людей падает, многие получают переломы, вывихи суставов, однако особенно подвержены травмам пожилые люди. Почему?

Ученик: (возможный вариант ответа) Кости пожилых людей более подвержены переломам потому, что с возрастом перекладины внутри костей делаются тонкими, редкими, а плотный наружный слой утончается, что приводит к уменьшению их прочности.

2. Оказывается, кости человека не гладкие и ровные. Так у людей, выполняющих большую физическую работу, кости имеют утолщения, бугры и другие особенности строения. Как вы это можете объяснить?

Ученик: (возможный вариант ответа) Утолщения образуются в местах наибольшей нагрузки на кости. Благодаря им повышается прочность костей, а также увеличивается площадь, на которую приходится давление. Расположение костных пластинок противодействует силам сжатия и растяжения.

3. У некоторых народов в древности пленникам отрубали большой палец. Почему считалось, что это унизительно и выгодно для победителей?

Ученик: (возможный вариант ответа) Унизительно, так как такой пленник приравнивался к животным, не имеющим пальца, перпендикулярно расположенного к ладони. Выгодно, так как без большого пальца очень неудобно и тяжело обращаться с оружием, например с мечом.

4. При переломах и вывихах первая помощь заключается в том, что у пострадавшего необходимо обездвижить поврежденное место, а не стремиться, например, сустав вправить на место. Почему?

Ученик: (возможный вариант ответа) При самостоятельном вправлении вывиха или соединении костей можно повредить нервы, сосуды, идущие к костям.

5. В опытах по изучению утомления мышц руки И.М.Сеченовым была обнаружена интересная закономерность: уставшая рука отдыхает быстрее, если работают мышцы другой руки. Объясните это явление.

Ученик: (возможный вариант ответа) Пока работает одна рука, возбуждение соответствующего центра коры способствует торможению центра другой руки. Лучший способ восстановления работоспособности – смена одного вида деятельности другим. Утомление проходит быстрее при активном отдыхе.

Вопросы раздела «Внутренняя среда организма»

Старшеклассник (справка): Выбран раздел «Внутренняя среда организма».

Лучше всего за состояние внутренней среды организма следит врач-терапевт. Сама по себе терапия как наука сосредотачивается в области изучения заболеваний внутренних органов. Изучение это в частности касается причинно-следственного механизма заболеваний, их диагностировании и предупреждении. Сами заболевания могут при этом относиться к деятельности дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, опорно-двигательной, мочевыделительной систем, а также систем эндокринной и кроветворной. Соответственно, при рассмотрении особенностей специализации терапевта, не будет преувеличением утверждение того факта, что он является универсальным и многопрофильным специалистом. Что делает терапевт? Сбор анамнеза. Это предусматривает получение специфической информации относительно заболевания пациента, а также детальное изучение актуальных жалоб, касающихся его самочувствия и изучение истории болезни. Использование объективных методик в обследовании. Проводится осмотр больного, что, в свою очередь, включает в себя также перкуссию (то есть простукивание полостей), аускультацию (прослушивание области легких), пальпацию (прощупывание конкретных областей органов). Определение специализированных методик для исследования. Сюда в частности относятся сторонние методики в виде рентгенологических и лабораторных исследований, УЗИ и т.п. Внесение информации, соответствующей диагнозу пациента с определенными мерами лечения в его медкарту. Выявление показателей, требующих проведения госпитализации пациента. К примеру, если необходимо специфическое лечение при стационаре или требуется хирургическое вмешательство и пр. Выявление актуальных факторов риска, способствующих развитию хронических форм заболеваний. Оформление больничного. Определение требуемых к приему медпрепаратов, а также специфических процедур в лечении и иных мероприятий лечебного масштаба.

1. По данным лабораторного анализа обнаружено, что у больного в крови содержится гемоглобин ниже нормы. Какое влияние это может оказать на организм?

Ученик: (возможный вариант ответа) При недостатке гемоглобина резко повышается содержание углекислого газа, развивается кислородная недостаточность, при которой организм испытывает недостаток энергии и как следствие появляется утомляемость. Возможна также потеря сознания.

2. Рана загрязнена землей. Для предотвращения заболевания столбняком одни предлагают сделать прививки, а другие – ввести сыворотку. Кто из них прав?

Ученик: (возможный вариант ответа) Прав тот, кто предлагает ввести сыворотку. Если бактерии столбняка попали в организм, то их действие развивается быстро и для предупреждения болезни необходимо ввести готовые антитела, т.е. сыворотку.

3. Вы находитесь в море и испытываете нехватку питьевой воды. Вокруг много морской, можно ли ее пить? Ответ поясните.

Ученик: (возможный вариант ответа) Концентрация солей в морской воде выше, чем в плазме крови, то есть морская вода является гипертоническим раствором по отношению к плазме крови. Поскольку растворитель движется всегда в сторону раствора с более высоким осмотическим давлением, начнется обезвоживание организма.

4. В ХIХ веке в Западной Европе было проведено широкое обследование людей, страдающих туберкулезом. В результате выяснилось, что люди, носившие кепки, заболевали туберкулезом чаще тех, кто ходил в цилиндрах. Как вы можете объяснить такую закономерность?

Ученик: (возможный вариант ответа) Как правило люди, носившие цилиндры, были более состоятельные, а следовательно имели меньше шансов заболеть.

5. При исследовании крови человека у него обнаружили повышенное содержание глюкозы (2%) и срочно положили на обследование в больницу. Насколько уж к серьезным заболеваниям может привести повышенное содержание глюкозы в крови.

Ученик: (возможный вариант ответа) У человека, у которого обнаружили в крови 2% глюкозы, нарушено постоянство внутренней среды . Это бывает при серьезных заболеваниях. Поэтому его положили на обследование для уточнения диагностики.

Вопросы раздела «Кровеносная система»

Старшеклассник (справка): Выбран раздел «Кровеносная система».

Кроветворение (гемопоэз) – это важнейший процесс, протекающий в человеческом организме. Ряд проблем, возникающих в ходе жизнедеятельности, можно связать с заболеваниями крови. Чем непосредственно занимается врач-гематолог? Это: Изучение причины и течения заболеваний кровеносной системы. Гематолог-врач не сможет назначить лечение без сопроводительной истории. Исследование патологий крови. Это могут быть наследственные или приобретенные заболевания, связанные с экологией или онкологией. Также гематолог - врач, который разрабатывает методы успешного внедрения прогрессивных препаратов в процесс лечения. От его показаний зависит дальнейшая профилактика и постреабилитационный период больного. Также не обходится без его «вердикта» и сбор крови у населения. То есть в пунктах сдачи донорского материала присутствует гематолог, где принимает самое непосредственное участие в процессе. Он отвечает за качество поступающей крови и следит, чтобы у доноров отсутствовали заболевания, проводя детальное исследование их анализов.

Кардиолог – специалист, занимающийся диагностированием, лечением и назначением соответствующих профилактических мер относительно недопущения различного типа заболеваний в области сердечно-сосудистой систем. Кардиология находится в тесной связи с иного типа разделами в медицине. В качестве примеров можно выделить влияние, оказываемое гормональными изменениями (что подразумевает под собой такой раздел, как эндокринология), происходящими в организме, непосредственно на работу сердца.

1. Во всех пособиях по экстренной медицине предлагается накладывать жгут при артериальном кровотечении. Однако при артериальном кровотечении в области кисти жгут на предплечье не накладывают. Почему?

Ученик: (возможный вариант ответа) На кисти артерии предплечья распадаются на сеть артерий, тыльной и ладонной стороны, из-за чего скорость кровотока в них снижается, поэтому необходимости использования жгута нет, достаточно тугой повязки.

2. Среди некоторой части несведущих людей бытует мнение, что при возникновении болей в области сердца нужно выпить рюмку коньяка, так как он расширяет сосуды, и боли прекратятся. Докажите опасность подобного мнения.

Ученик: (возможный вариант ответа) Алкоголь действует на болевые рецепторы и вызывает притупление чувства боли. Но боль – это предупреждение об опасности. Снятие болевых ощущений путем приема алкоголя приводит к мнимому благополучию при продолжающемся патологическом процессе.

3. Артерии расположены глубже, чем вены. Какое биологическое значение имеет для организма подобное расположение кровеносных сосудов?

Ученик: (возможный вариант ответа) Более глубокое расположение артерий имеет большое биологическое значение, так как в артериях кровь находится под большим давлением и повреждение их гораздо опаснее, чем повреждение вен. В процессе эволюции имели преимущества организмы с более глубоким залеганием артерий.

4. При угаре человек погибает от удушья, несмотря на то, что кислород в легкие поступает в достаточном количестве, а примесь оксида углерода в крови составляет всего 0,1%. Почему возникает удушье?

Ученик: (возможный вариант ответа) Удушье у угоревшего наступает потому, что 0,1% оксида углерода связывает 80% гемоглобина, превращая его в стойкое соединение6, не способное присоединять и транспортировать кислород.

5. Решите, возможно ли переливание крови матери (первая группа) ее детям: сыну (третья группа) и дочери (четвертая группа), а также переливание крови брата и сестры друг другу.

Ученик: (возможный вариант ответа) Кровь матери можно переливать ее детям, так как первую группу можно переливать людям с первой, второй, третьей, четвертой группами. Кровь брата можно переливать сестре, кровь сестры брату перелить нельзя: кровь третьей группы можно переливать людям с третьей и четвертой группой, а четвертую группу только людям с четвертой группами.

Вопросы раздела «Дыхательная система»

Старшеклассник (справка): Выбран раздел «Дыхательная система».

Пульмонология – раздел медицины, специализирующийся на диагностике, лечении и профилактике заболеваний нижних дыхательных путей. Заболевания, которые лечит врач-пульмонолог, также связаны с другими разделами медицины: онкологией, фтизиатрией, иммунологией, терапией.

1. В романах Фенимора Купера, индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1.5 метра. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение?

Ученик: (возможный вариант ответа) Увеличение длины трубки и следовательно глубины погружения невозможно из-за того, что при этом увеличивается так называемое мертвое пространство ( пространство дыхательных путей, где газообмен не происходит). При использовании соломинки оно включает объем дыхательных путей и объем соломинки. Увеличение мертвого пространства приведет к удушью, так как в легкие постоянно будет поступать один и тот же воздух даже при самом глубоком вдохе.

2. В 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывавшихся от бури в его трюмах, хотя само судно оставалось совершенно невредимым. Что послужило причиной гибели солдат?

Ученик: (возможный вариант ответа) Солдаты задохнулись из-за недостатка воздуха в герметически закрытом помещении – трюме.

3. В Арктике и Антарктиде, несмотря на холод, люди очень редко болеют простудными заболеваниями, а в средней полосе умеренного климата часто. Почему?

Ученик: (возможный вариант ответа) Воздух в Арктике и Антарктиде практически стерильный, этим и объясняется такой феномен, что люди, находясь здесь, болеют очень мало.

4. Если человек будет долго и беспрерывно дуть, надувая большой шар, то может наступить потемнение в глазах и даже потеря сознания. Объясните, почему.

Ученик: (возможный вариант ответа) При частом и глубоком дыхании увеличивается вентиляция легких, а вместе с тем повышается количество выдыхаемого углекислого газа, что ведет к понижению возбудимости дыхательного центра.

5. Человек может прожить без пищи 30 и более суток, без воды – около недели, а вот без кислорода – не более 10-20 минут. Почему?

Ученик: (возможный вариант ответа) Дыхание – жизненно необходимый процесс постоянного обмена газами между организмом и внешней средой. В организме человека и животных нет запасов кислорода, поэтому непрерывное поступление кислорода в организм жизненно необходимо, этот процесс регулируется дыхательным центром, который расположен в головном мозге.

Вопросы раздела «Пищеварительная система»

Старшеклассник (справка): Выбран раздел «Пищеварительная система».

В медицине помощь при заболевании пищеварительной системы оказывает врач гастроэнтеролог.

Гастроэнтеролог – одна из важнейших медицинских специальностей. Вовремя проведённое лечение спасает не просто здоровье – жизнь.

Гастроэнтерология – это раздел традиционной медицины, посвященный лечению болезней органов пищеварительной системы, а также изучению причин этих болезней. Пищевод, желудок, 12-перстная кишка, желчный пузырь, желчевыводящие пути, поджелудочная железа – всё это органы пищеварения. От того, как исправно они работают, зависит здоровье в целом. Врача гастроэнтеролога иногда называют сокращённо: гастролог.

Возможно, гастроэнтерология – это не самая гламурная специальность. Но одна из важнейших, потому что заболевания пищеварительных органов часто мучительны, а иногда и смертельно опасны. И, к сожалению, очень распространены.

Медицинские проблемы этого рода имеются у большинства взрослых россиян.

1. В России, как правило, обед начинается с первого блюда, однако в современном мире существуют другие традиции и даже первое блюдо отсутствует. Насколько это физиологически обосновано?

Ученик: (возможный вариант ответа) Первое блюдо – жидкое – вызывает выделение пищеварительного сока, следовательно, оно вызывает возбуждение аппетита.

При обсуждении данной задачи необходимо обратить внимание на то, что регулярное и правильное питание – одна из важнейших заповедей здорового образа жизни.

2. Каждый человек знает, как важно беречь сердце. А какова роль печени? К чему могут привести заболевания печени, нарушающие все ее функции и почему.

Ученик: (возможный вариант ответа) Болезни печени, при которых нарушаются все ее функции, приводят к летальному исходу потому, что в печени протекают такие жизненно важные процессы, как поддержание постоянства внутренней среды, обеззараживание ядовитых веществ, запасание избытка веществ в виде жиров и углеводов, образование желчи при переваривании жиров.

3. Если долго жевать корочку хлеба, то его кисловатый вкус сменяется сладким. Почему?

Ученик: (возможный вариант ответа) Корочка черного хлеба делается сладкой при долгом жевании потому. Что крупные молекулы крахмала, входящие в состав хлеба, под влиянием ферментов слюны расщепляются на некоторое число молекул глюкозы.

4. Многочисленные анализы крови показали, что после кормления у животных в воротной вене содержится 0,3%, а в нижней полой вене -12% глюкозы. Дайте объяснение этому явлению.

Ученик: (возможный вариант ответа) Избыточное количество глюкозы в клетках печени превращается в гликоген, в виде которого она запасается. Для этого превращения необходим гормон поджелудочной железы – инсулин.

5. В Древней Индии для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если обвиняемый его съедал, считалось, что он не виновен, если нет, то виновен. На основании каких знаний применялось «испытание рисом».

Ученик: (возможный вариант ответа) Испытание основано на том. Что при страхе прекращается слюноотделение, во рту пересыхает и сухой рис съесть невозможно. Безусловно, при этом мог пострадать невиновный.

Вопросы раздела «Кожа и выделительная система»

Старшеклассник (справка): Выбран раздел «Кожа и выделительная система».

Специалист по кожным заболеваниям - это дерматолог. Другой врач по кожным и венерологическим заболеваниям – это дерматовенеролог. К данным специалистам обращаются, если появились проблемы с кожей, появилась какая-то сыпь, кожа изменила цвет и стала шелушиться, появились на коже какие-то пятна, кожа стала сухой и прочее. Кстати, лечение угревой сыпи проводит дерматолог, который сначала выясняет её причины.

Еще есть врачи дерматокосметологи. Например, ту же угревую сыпь на лице может лечить и дерматолог и дерматокосметолог.

Если имеются проблемы с волосистой частью головы, ростом волос, то прямой путь к трихологу.

Почки – орган, лечением которого могут заниматься врачи различных специализаций.

Первичное купирование воспалительных процессов осуществляет у взрослых терапевт, а у детей – педиатр. Эти же специалисты оценивают результаты анализов мочи и крови и при необходимости дают направление к урологу. Этот врач, кто лечит почки в подавляющем числе случаев. Боли в нижней части живота, в паху или промежности, нарушения мочеиспускания, рези, ноющие боли внизу спины – это причина посетить врача-уролога.

1. В большинстве стран в жару пьют прохладительные напитки, а вот в странах Азии принято пить горячий чай даже в самые знойные часы дня. Как вы можете объяснить эти национальные традиции.

Ученик: (возможный вариант ответа) Горячий чай хорошо утоляет жажду и усиливает выделение пота, который, испаряясь с поверхности кожи, охлаждает тело человека.

2. Большие по площади ожоги кожи человека опасны для его жизни. При значительных повреждениях кожи человек умирает. Объясните, почему.

Ученик: (возможный вариант ответа) Важнейшими функциями кожи являются: поддержание постоянства температуры тела и защита от вредных веществ и микробов. При повреждении кожи эти свойства нарушаются, что ведет к гибели организма.

3. В тихую погоду мороз переносится лучше, чем при ветре. Следовательно, в пустыне в жару ветер должен приносить прохладу. Однако опыт показывает, что при ветре в пустыне людям становится жарче.

Ученик: (возможный вариант ответа) Горячий ветер и усиливающееся испарение приводит к еще большему перегреванию организма, особенно при недостатке влаги.

4. У человека обнаружены больные почк5и. а врач рекомендует ему лечить гнилые зубы и ангину. Объясните, почему врач дает такую рекомендацию больному.

Ученик: (возможный вариант ответа) Потому что у больного очаги инфекции находятся в больных зубах, в пораженной ангиной глотке, откуда микробы попадают в почки.

5. Человек в умеренном климате носит одежду соответственно погоде. Однако жители Средней Азии в самую большую жару ходят в теплых ватных халатах. Дайте объяснение этому явлению.

Ученик: (возможный вариант ответа) Ватные халаты обладают низкой теплопроводностью, поэтому они предохраняют организм от перегрева, так как температура тела ниже, чем температура окружающей среды.

Вопросы раздела «Нервная система и высшая нервная деятельность»

Старшеклассник (справка): Выбран раздел «Нервная система и высшая нервная деятельность».

Нашу нервную систему лечат 3 врача: невропатологпсихотерапевт/ психиатр и нейрохирург. Часто нервные расстройства не имеют привязанности к анатомии мозга, тогда больного будет лечить психотерапевт с помощью разговоров, самоанализа и прочих методик. Состояния, когда травмируются нервы, требуют вмешательств нейрохирурга. Нарушение нервной проводимости вследствие каких-либо болезней – сфера работы невропатолога.

1. Чтобы не чихнуть сильно, надо потереть переносицу или стиснуть зубы. Объясните это явление с научной точки зрения.

Ученик: (возможный вариант ответа) Раздражение кожи переносицы или мышечное давление на зубы вызывает торможение чихательного рефлекса. В этом проявляется одна из физиологических закономерностей: деятельность одних органов может тормозить работу других.

2. В медицинской практике и в быту мы часто пользуемся анестезирующими средствами с целью уменьшения или устранения ощущения боли. Каким образом эти вещества устраняют боль?

Ученик: (возможный вариант ответа) Анестезирующие вещества выключают процессы восприятия боли и проведения болевых раздражений в кору больших полушарий.

3. При некоторых заболеваниях у человека нарушается проведение возбуждения из спинного мозга в головной. В обратном направлении возбуждение проходит нормально. Объясните, будет ли при этом ощущаться укол руки?

Ученик: (возможный вариант ответа) Укол не будет ощущаться. Так как нарушено проведение возбуждения от болевых рецепторов кожи, идущее по проводящим путям спинного мозга в головной мозг. Ощущения возникают только при участии головного мозга.

4. Прикоснувшись к горячему предмету, люди обычно отдергивают руку. Однако, при желании человек может заставить себя держать руку на этом предмете. Как вы можете это объяснить?

Ученик: (возможный вариант ответа) Болевое раздражение рецепторов кожи вызывает рефлекторное сокращение мышц, которые сгибают руку. При участии коры головного мозга человек может по своей воле тормозить данные рефлексы.

5. У новорожденных, особенно недоношенных детей, проявляется рефлекс Робинзона, названный по имени врача, который его открыл. Новорожденный крепко захватывает любой предмет, попавший в его руку. Однако, в дальнейшем с развитием организма он ослабляется. Дайте объяснение этому явлению.

Ученик: (возможный вариант ответа) Рефлекс Робинзона – безусловный хватательный рефлекс, который возникает в ответ на прикосновение предмета к ладони и раздражение осязательных рецепторов. Центр рефлекса находится в спинном мозге. С возрастом, когда развивается головной мозг, этот рефлекс тормозится.

Вопросы раздела «Анализаторы»

Старшеклассник (справка): «Анализаторы».

Оториноларинголог — его еще называют «ухо-горло-нос» или ЛОР, врач, который лечит болезни ушей, носа и горла, устраняет инородные тела из них (особенно у детей). Лор может дать совет при потере обоняния и нарушении вкусовых ощущений. Кроме того, нарушение вкусовых ощущений исследуют стоматологи, психотерапевты.

Офтальмолог (окулист) — врач, занимающийся органами зрения, изучает строение, работу и болезни глаза, методы лечения и профилактики глазных болезней.

1. Известно, что любое перемещение в пространстве контролируется нашими анализаторами. Особое место среди них занимает вестибулярный аппарат. Существует ли такое движение, которое может совершать человек, а рецепторы вестибулярного аппарата его не зарегистрируют? Почему?

Ученик: (возможный вариант ответа) Дыхательные движения – вдох – выдох. Движение грудной клетки воспринимают рецепторы мышц грудной клетки и рецепторы легких; жевательные движения, сокращение мимических мышц. То есть все движения, при которых не изменяется положение головы и не происходит перемещение тела в пространстве.

2. Человек обладает хорошо развитым обонянием. Однако, находясь долго в прокуренной комнате, люди через некоторое время перестают ощущать неприятный запах дыма. Почему?

Ученик: (возможный вариант ответа) Длительное раздражение одним запахом понижает чувствительность обонятельных рецепторов.

3.Вкусовой анализатор наиболее чувствителен к горьким веществам. Хинин ощущается в концентрации одной миллионной части. Сахар в этой концентрации не чувствуется. Какое биологическое значение имеет такая особенность вкусового анализатора?

Ученик: (возможный вариант ответа) Высокая чувствительность вкусового анализатора к горькому имеет защитное значение в силу того, что большинство ядовитых веществ горькие.

4. Человек вышел ночью из освещенного помещения на улицу, в кромешную темноту, где ничего не было видно. Однако, через некоторое время он стал различать очертания домов, деревьев, кустарников, а потом увидел тропинку. Дайте объяснение этому явлению.

Ученик: (возможный вариант ответа) В условиях хорошего освещения человек воспринимает световое изображение колбочками, в темноте цветное восприятие ослабевает и действуют палочки – клетки «ночного» зрения, которые обладают высокой чувствительностью. Приспособление (адаптация) к темноте происходит сразу, так как необходимо время для восстановления зрительного пигмента (родопсина), так как при дневном зрении в палочках его нет.

5. Оказывается, воспаление среднего уха очень опасно, так как человек может оглохнуть и умереть. Дайте объяснение этому явлению.

Ученик: (возможный вариант ответа) Воспаление может легко распространиться на оболочку головного мозга, так как верхний свод среднего уха лишь тонким костным слоем отделен от внутренней полости черепа.

После выявления победителя на дорожках, ведущий начинает игру со зрителями.

Вопросы для зрителей

Для игры со зрителями можно брать вопросы, не использованные соревнующимися.

Подведение итогов

Жюри подсчитывает балы, набранные в игре со зрителями.

Ведущий называет результаты соревнования (т.е. количество «орденов» и «медалей» участников). Далее следует награждение участников.

Заключительное слово

(произносят председатель жюри или ведущий)

Сегодня были названы только некоторые профессии врачей. На самом деле их гораздо больше. Вы можете познакомиться с ними самостоятельно.

В жизни каждого человека медицина играет очень важную роль, и утверждать обратное не имеет смысла. Отрицать нельзя и факт, что лучше иметь крепкое здоровье, чем хорошую медицину. Но от всего невозможно быть застрахованным. Что делать, если ты очень серьезно заболел? Ответ очень прост! Необходимо немедленно обратиться к врачу: записаться к окулисту, записаться на прием к ортопеду или же это будет врач логопед. Необходимо посетить врача, даже в том случае, если болезнь не несет серьезную угрозу организму. Хороший специалист всегда даст совет и подскажет все запрещенные и разрешенные действия во время вашего недуга.

Профессия медика в коллективном сознании связана в первую очередь с общественным служением. Представители таких профессий противопоставляются, скажем, деловым людям, озабоченным, прежде всего получением выгодных индивидов. Во-вторых, наличие навыков реализации полученных профессиональных знаний. И в-третьих, самое главное - наличие у свободных профессионалов уверенности, что они работают в интересах всей социальной системы.

Недаром медики имеют древнюю уникальную традицию: давать клятву Гиппократа, клятву служения людям; клятву, утверждающую ценность человеческой жизни: «… быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств…»

Литература

  1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Основы медицинских знаний. М. 2005.
  2. Демьянков Е.Н. Биология. Мир человека. М. 2007.
  3. Лернер Г.И. Биология. Тема «Человек». М. 2009.
  4. Малиновская Н.В. Профессиональная ориентация школьников при обучении биологии в общеобразовательной школе. (Курс лекций). М. 2015.
  5. Мовчан В.Н. Экология человека. С.-Петербург. 2006.
  6. Пальдяева П.М. Биология 5-9 классы: рабочие программы: учебно-методическое пособие. М. 2012.
  7. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Универсальные поурочные разработки по биологии (человек) М. 2009.

Интернет-ресурсы

  1. http://simptomer.ru/doctor/terapevt
  2. http://fb.ru/article/156833/gematolog---eto-chto-lechit-vrach-gematolog
  3. http://simptomer.ru/doctor/kardiolog
  4. http://docdoc.ru/library/pulmonologia/chto_lechit_pulmunolog
  5. http://www.nazdor.ru/topics/medicine/western/current/470325/
  6. http://www.vashaibolit.ru/7103-zabolevanie-skeleta-cheloveka-osteoporoz.html
  7. http://www.bolshoyvopros.ru/questions/705027
  8. http://voprekiraku.ru/kakoj-vrach-lechit-pochki-nefrolog-urolog-ili-terapevt.html
  9. http://lorsovet.info/stati/bolezniglotki/92-narushenie-vkusa
  10. http://htn.su/ot-admina/2015-01-16/45532-rol-mediciny-v-zhizni-cheloveka.html
  11. http://studopedia.ru/9_19811_rol-vracha-v-obshchestve.html