Формирование информационной компетенции как условие реализации Концепции технологического образования в рамках предмета "Технология" в начальной школе

Разделы: Технология, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: компетентность, компетентностный подход, компетенция, информационная компетенция


«Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор заявленных государством ключевых компетенций в интеллектуальной, общественно-политической, коммуникативной, информационной и прочих сферах.» [1]

Изменения в Российской системе образования направлены на решение основной   образовательной задачи: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Национальный проект «Образование» нацелен на то, чтобы сделать образование более приспособленным к изменениям, происходящим в экономике, социальной жизни страны, интегрированной в мировую систему образования [2]. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от способности адаптироваться к изменяющимся условиям труда, владения новыми компетенциями.

Стратегия модернизации российского образования также предполагает, что в основу обновленного содержания образования будут положены ключевые компетентности, которые должны стать результатом деятельности образовательного учреждения [3]. А как основное направление реформирования (или модернизации) школы в образовательные цели школы включено формирование ключевых компетенций и связанного с этим изменения методов учебной работы [4]. 

Компетентностный подход в обучении является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом. Данный подход в обучении ориентирован на то, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а сформировать умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей жизни, достигая поставленных целей (М.А.Чошанов) [5]. 

Под ключевыми компетентностями (А.Г.Асмолов, А.С.Белкин, В.М.Болотов, А.В.Хуторской) понимаются наиболее общие (универсальные) выработанные способы действия (способности и умения), позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в конкретных условиях. Ключевые компетентности приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения и проявляются в деятельности, причем они переносимы, то есть применимы в новых ситуациях [6]. 

Понятие "информационная компетентность" достаточно широкое и определяется на современном этапе развития педагогики как интегративное качество личности, являющееся результатом отражения процессов обработки информации в особый вид знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности (Г.А.Сергеев, А.Л.Семенов). Владение информационной компетентностью в сочетании с использованием современных средств информационных и коммуникационных технологий составляет  ИКТ-компетентность (С.В. Тришина, А.В. Хуторской).

В свою очередь, формирование ИКТ-компетентности обучающегося является важнейшим результатом реализации Федерального Государственного Образовательного стандарта. (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (с изменениями на 31 декабря 2015 года)).

Формирование ИКТ-компетентности, которая относится к числу метапредметных результатов, начинается на начальной ступени общего образования и происходит в результате изучения всех без исключения предметов. Однако, некоторые учебные дисциплины имеют больше возможностей для формирования ИКТ-компетентности обучающихся. Так, новая Концепция предметной области «Технология» определяет задачей учебного предмета «Технология» формирование ключевых навыков в сфере информационных и коммуникационных технологий (Концепция  преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы.  Цели и задачи Концепции п.5).

Основы информационной компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий, но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий.

В примерной основной образовательной программе начального общего образования в раздел «Технология» включен образовательный блок «Практика работы на компьютере», содержание которого  направлено на формирование информационной компетентности у обучающихся. Так, этот блок дает представление учащимся об информации, способах ее получения, хранения и переработки, включая современные информационные средства (Примерная ООП НОО стр. 76-77). При этом в 1-2 классах, в соответствии с программой, формирование информационной компетенции происходит через работу с текстовой информацией – учебником. И только в 3-4 классе обучающиеся переходят к использованию компьютера как современного средства работы с информацией (таблицы 1 и 2).

Таблица 1 – Тематическое планирование по технологии 3 класс (34 часа) по программе Е.А.Лутцевой (Начальная школа XXI век)

Таблица 2 – Тематическое планирование по технологии 4 класс (34 часа) по программе Е.А.Лутцевой (Начальная школа XXI век)

2

Компьютерный мир. Информационные технологии

13

1(4)

Что такое компьютер.

1

2(5)

Что умеют компьютеры. Компьютеры в быту.

1

3(6)

Компьютеры в медицине.

1

4(7)

Компьютеры и прогнозирование погоды.

1

5(8)

Компьютеры в учреждениях, на предприятиях.

1

6-7(9-10)

Практикум овладения компьютером. Как создавать документ.

2

8-9(11-12)

Форматирование текста.

2

10(13)

Как вставить картинку в документ.

1

11(14)

Создание таблиц.

1

12(15)

Создание презентаций

1

13(16)

Вставка рисунков и фотографий в презентацию

1

Однако включение в информационную среду для обучающихся происходит с первого дня в школе, так как современный урок практически невозможен без применения современных информационных средств и ИКТ-технологий. Таким образом, учащиеся оказываются включенными в информационный процесс с технической поддержкой еще до обучения способам использования этой среды в самостоятельной деятельности. Но современные дети значительно раньше оказываются втянутыми в эту среду, часто владея определенными навыками использования этой среды и управления ею. Поэтому для педагога является рациональным как можно раньше начинать использовать возможность включения учащихся в этот процесс. Возможность использования персональных ноутбуков (в нашем ОУ сформирован мобильный класс) дает возможность с первых уроков включать в образовательный процесс цифровые ресурсы – различные образовательные платформы (LECTA, РЭШ), что помогает уже в 1 классе организовывать групповую и индивидуальную  работу обучающихся, давать индивидуальные задания, задания с самопроверкой. При такой организации работы на уроке педагог может осуществлять дифференцированный подход, так как информационная среда с использованием современных средств и технологий легко адаптируется под каждого учащегося или группу учащихся, позволяет обучаться в индивидуальном режиме на этапе практической деятельности, что сложно делать при фронтальной работе с классом (рис. 1).

Рисунок 1 – Использование ресурса «Классная работа» платформы LEKTA на уроке технологии в 1 классе

Современные ресурсы позволяют применять ИКТ-технологии на любом этапе урока, мотивируя обучающихся и оптимизируя учебный процесс. Так, этап рефлексии также возможно организовать с использованием информационно-технической среды (рис. 2) что сокращает временные затраты, при этом позволяет получить информацию от каждого учащегося.

Рисунок 2 – Использование стикерной доски linoit на рефлексивном этапе урока технологии в 1 классе

Таким образом, регулярно используя технические возможности, я на уроках технологии вовлекла учащихся 1 класса в активную работу с техническими средствами информационной среды. Следующим шагом было использование данного ресурса в проектной деятельности учащихся. Так как ведущей формой учебной деятельности при освоении предметной области «Технология» является проектная, я использую ее с самого начала изучения технологии – с 1 класса. В этом учебном году я апробировала применение компьютера при выполнение с первоклассниками проекта «Что можно сделать из кругов»: на первом уроке мы работали в программе Paint, создавая изображение из кругов разных размеров (рис. 3).

Рисунок 3 – Работы учащихся 1 класса в программе Paint  при выполнении проекта «Что можно сделать из кругов»

Я понимаю, что задачей предмета технологии также является осуществление учащимися предметной деятельности, направленной на развитие мелкой моторики, поэтому не пытаюсь подменить один вид деятельности другим. На втором уроке мы с учащимися выполняли аппликацию из кругов на основе тех выводов о форме предмета, которые получили с помощью компьютерных технологий (рис. 4).

Рисунок 4 – Работы учащихся 1 класса при выполнении проекта
«Что можно сделать из кругов»

На третьем уроке учащиеся самостоятельно выполняли аппликацию по выбору (рис. 5).

Рисунок 5 – Итоговые работы учащихся 1 класса при выполнении проекта
«Что можно сделать из кругов»

Более подробное ознакомление с ИКТ-технологиями происходит в 3-4 классах. В 3 классе мы с учащимися выполняем проект «Наш помощник компьютер», в этом учебном году результатом была открытка, выполненная с помощью графического редактора (рис. 6).

Рисунок 6 – Работа учащихся 4 класса при выполнении проекта
«Наш помощник компьютер»

В 4 классе работе с компьютером посвящена целая учебная четверть, поэтому именно в четвертом классе происходит формирование таких компетенций, как создание текстовых документов, презентаций, графическое и табличное представление информации, использование Интернет-ресурсов. Обучающиеся работают в группах с инструкционными картами, выполняя задание, включающее в себя, помимо освоения технических приемов работы на компьютере, ознакомление с информацией по теме (рис. 7–10).

См. продолжение статьи