Проектно-деловая игра «Возможности и риски образования за рубежом»

Разделы: Внеклассная работа


Проектность –это особый способ
существования, основанный на способности
человека к непрерывному творческому
переосознанию действительности на основе
имеющегося замысла.
Е.В.Радионов

Выбор профессии всегда актуален. Старшеклассники часто задают конкретные вопросы "Кем быть?" и “Где учиться?”. Помочь будущему выпускнику в определении выбора профессии, а также в выборе ВУЗа, города, страны - задача воспитателя, учителя, педагога-психолога.

Одна из форм внеклассного мероприятия по профессиональной ориентации- деловая игра.

Деловая игра – это метод моделирования ситуации принятия управленческих или командных решений путем проигрывания по заданным или выработанным самими участниками правилами.

Основное назначение деловой игры - способствовать развитию организации, конкретной деятельности, коллектива и его участников.

Одна из видов деловой игры - это проектно-деловая игра. Она ориентирована на создание и запуск проекта, а значит, включает в себя деятельность по проектированию.

Этапы проектно-деловой игры

  1. Организационный момент
  2. Активизация и мотивация участников
  3. Формулирование проблем
  4. Воспроизведение вида профессиональной деятельности
  5. Наделение игроков ролями и ролевыми функциями
  6. Поиск путей решений проблем, нахождение путей решений
  7. Определение шагов по реализации найденного решения (планирование)
  8. Система оценивания, состязательность
  9. Рефлексия

В игре присутствуют групповые дискуссии, которые направлены на приобретение и отработку навыков эффективной групповой работы.

Данная игра позволяет воспитателю и психологу выявить и проследить особенности психологии участников игры (уровень общей активности каждого участника, уровень развития и проявления коммуникативных навыков, личностные качества, особенности мыслительных процессов, способность адекватно анализировать собственные возможности и способности, ориентация при принятии решений в игре “на себя” или в “интересах команды”, можно выявить лидера).

Выявленные психологические, адаптационные, поведенческие особенности личности учеников, а также проблемные сферы позволяют воспитателю выработать наиболее эффективные способы выстраивания дальнейшей работы с каждым обучающимся или с целым классом.

Цели игры:

1. Активизация поисковой активности учащихся.

2. Формирование познавательных и профессиональных мотивов и интересов.

3. Пробуждение творческого потенциала.

4. Воспитание и развитие системного мышления, включающее целостное понимание не только общества, но и себя, своего места в этом обществе, мире.

5. Обучение и развитие навыков коллективной мыслительной и практической работы, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений, сотрудничества, развитие коммуникабельности.

6. Воспитание ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностями установкам коллектива и общества в целом.

Проектно-деловая игра “Возможности и риски образования за рубежом”

Время проведения: 60 мин.

Количество участников: 11 класс, команды по несколько человек (по результатам голосования).

Место проведения: кабинет информатики и ИКТ.

Необходимые материалы:

  • ватманы, стикеры;
  • фломастеры;
  • журналы, словари;
  • магнитная доска.

Техническое оборудование:

  • интерактивная система голосования Votum;
  • экран;
  • компьютеры, выход в Интернет.

Ход игры

1 этап. “Организационный”

Ведущий: Как вы понимаете цитату Жана Динича “Это выбор, а не случайность, определяет вашу судьбу”? (Ответы) Через несколько месяцев вы вступите в новую жизнь и какой она у вас будет - зависит только от вас, от вашего правильного выбора. На своем этапе- выпускного класса вы уже определились с выбором экзаменов, с выбором профессии, Вуза. А также с выбором города и страны, в которой вы будете продолжать дальнейшее обучение.

Вопрос обучения за рубежом становится все актуальнее последнее время. Повышение требований работодателей с одной стороны и растущий уровень конкуренции на рынке труда с другой заставляют многих выпускников школ задумываться о получении высшего образования за границей.

2 этап. “Активизация и мотивация участников”

Ведущий: Сейчас мы поучаствуем в интерактивном голосовании. Проведем небольшой экспресс-опрос. (работа в системе VOTUM) Прежде чем ответить на вопросы, надо зарегистрироваться в системе. (Регистрация)

Таким образом, мы можем увидеть не только общие, но и индивидуальные ответы.

В течение 15 сек. должны ответить на 2 вопроса. Те ребята, которые выбирают ответ “да” нажимают 1и zet, кто выбирает “нет” 2 zent.

Первый вопрос: Хотели бы вы продолжить обучение за рубежом?

Второй вопрос: Хотели бы вы продолжить обучение за рубежом и у меня есть на это возможность?

(Просмотр и обсуждение результатов)

Ведущий: По результатам профессиональных прогнозов выпускников этого года-2014, мы знаем, что 6 ребят из этого выпуска действительно хотят продолжать обучение за рубежом и оформляют для этого все документы. Это, конечно, рекорд.

Как вы можете прокомментировать такой факт? Что 8 выпускников гимназии окончили ВУЗы за границей, но толь у одной реализовались планы (на слайде - статистика).

(Ответы учащихся, дискуссия)

3 этап “Формулирование проблем”

Ведущий: Как вы думаете: Какая тема сегодняшнего занятия? (Ответы)

О чем мы сегодня будем говорить? (Ответы)

Но у нас не просто занятие, а проектно-деловая игра. Вы уже знакомы с такой формой игры.

Ведущий: Сегодня мы попробуем, проанализируем достоинства и недостатки образования за границей. Скорректируем свой выбор или в нем утвердимся.

Ведущий: А вот хотелось бы узнать: что же для вас образование за рубежом? (Ответы)

Поучаствуем в тестировании в программе VOTUM. “Образование за рубежом для меня…”. Вы должны выбрать один наиболее подходящий для себя ответ. (Варианты ответов могут быть такими: А)знание языков и качественное образование Б)финансовые трудности В)возможность жить и трудоустроиться Г) правовые трудности и отдаленность от близких людей Д) другое)

Работа в группах включает 4, 5, 6, 7 этапы игры

Ведущий: Каким образом будем работать? (Ребята делятся на группы по результатам выбора в системе Votum). Таким образом, 5 групп. И каждая группа создаст свой мини-проект на тему “Возможности и риски образования зарубежом”.

Прежде чем начнете работать, распределите роли. (На слайде: координатор, генератор идеи, аналитик, критик, докладчик (участники в группе между собой распределяют роли)

Группам напомнить про этапы проекта.

1. Распределение на группы. (По результатам голосования)

2. Обсуждение мини-проекта:

- название;

- форма представления-любая (Презентация, коллаж, эссе, мини-сочинение, таблицы, диаграммы);

- распределение работы, распределение ролей;

- поиск информации (использовать различные источники: интернет, вырезки из газет и журналов, а также использовать жизненные примеры).

3. Составление плана.

4. Выполнение проекта. Контроль за исполнением.

5. Представление результатов (после выступления будем оценивать и комментировать).

6. Оценка работы групп (по критериям).

8 этап “Система оценивания, состязательность”. Выступление команд. (Участники оценивают выступление в “Листах оценка проекта”).

Ведущий: Каждая группа высказала свою точку зрения, приводя аргументы и факты. Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик “Мифы и реальность образования за рубежом” Может у кого-то из вас изменится точка зрения? (Ролик 4 мин.)

(Ребята высказывают свое мнение по просмотру видеоролика)

9 этап “Рефлексия” 5 мин.

На магнитной доске изображен круг, он разделен на части. После всего услышанного и увиденного хотелось бы увидеть ваше мнение, вашу индивидуальную позицию. Те ребята, которые считаю, что лучше получать образование за рубежом, поставить отметку (стикером разных цветов) в верхней левой части. А те, которые считаю, что лучше получить образование в России- сделать отметку в правой части.

А в нижней части круга - вашу личностное отношение.

В левой нижней части - “Мой выбор изменился”.

В правой нижней части - “Мой выбор не изменился, но я задумался…”.

Ведущий: А закончить игру хочется цитатой американского поэта Томаса Мертона “Мы должны сделать выбор, позволяющий нам открыть самые глубокие возможности нашего реального себя”.

Как вы понимаете слова автора? (Ответы)

Но об этом мы с вами будем говорить на следующем занятии!

Благодарю вас за работу. Желаю удачи и в выборе правильных решений. До встречи!

Анализ результатов

Данная игра запланирована в рамках программы “Воспитание и социализация учащихся”, направление- “Профориентация”. Выбор формы внеклассного мероприятия - деловая игра. Продуктом конечного результата является проект. Поэтому вид деловой игры так и называется: проектно-деловая.

Тема проектно-деловой игры актуальна в этом классе, так как некоторые выпускники хотят продолжить образование за границей и для этого оформляют документы (по результатам “Профессиональных прогнозов выпускников”).

Игра заставила учащихся задуматься о том:

1) какие имеются достоинства и недостатки образования за границей?

2) смогу ли я, имея возможности, получить образование за границей?

3) имею ли я возможности, чтобы получить образование за границей?

Содержание занятия

В начале занятия была организована деятельность по актуализации опорных знаний, созданы условия для фиксации обучающимися границы между уже выполненными этапами работы и тем, что еще предстоит выполнить. В ходе данной работы цель занятия была сформулирована самими детьми.

В ходе обсуждения этапов работы осуществлялся самостоятельный поиск нужной информации.

В группах был составлен план работы, распределены роли и обязанности. Учащиеся самостоятельно осуществляли контроль за выполнением плана.

На этапе представления результатов обучающиеся показали хороший уровень сформированности ИКТ-компетентности, опыт совместной деятельности, творческие способности, были предложены интересные идеи по дальнейшему применению проектов.

Система предложенных заданий предполагала опору на логические действия наблюдения, сравнения, анализа, обобщения, построения рассуждений, способствовала развитию творчества, коммуникативных качеств.

Была организована рефлексия.

Методическое обеспечение занятия

Работа на занятии основана на принципах системно-деятельностного подхода. Развитие учебно-универсальных действий:

Познавательные

  • постановка проблемы,
  • анализ информации, сравнение,
  • обобщение, выделение главного;

Регулятивные

  • целеполагание,
  • планирование,
  • прогнозирование,
  • оценка,
  • рефлексия.

Коммуникативные

  • кооперация,
  • коммуникация,
  • интериоризация,
  • умение работать в группе,
  • договариваться, встать на позицию другого,
  • строить монологическое высказывание.

Все это позволяет формировать личностные УУД.

Данная проектно-деловая игра включает в себя метапредметную основу: риторика, искусство, информатика, иностранные языки.

Поведение и деятельность учащихся на уроке.

Считаю, что деятельность учащихся в игре была организована эффективно. Ребята были активны, проявляли интерес к работе. Сосредоточенность внимания была особенно высока в ходе взаимодействия при выполнении проектов, представления их, а также оценке результатов.

Следует отметить два ведущих признака в проектно-деловой технологии:

- прагматическая направленность учебно-познавательной деятельности на результат;

- характер взаимодействия субъектов проектной деятельности - ученика и учителя.

В ходе создания проектной игры обеспечена интеграция урочной и внеурочной деятельности.

Схема анализа мероприятия

Аспект мероприятия Показатели
1. Организационный момент 3
2. Обоснование выбранной формы, темы.

Постановка цели и задач.

3
3. Целесообразность использования методов и форм работы с детьми в соответствии с поставленными целями и задачами. 3
4. Сочетание познавательной и занимательной сторон мероприятия 3
5. Степень инициативности и творчества учащихся. 3
6. Степень эмоционального и воспитательного воздействия мероприятия. 3
7. Создание ситуации успеха для учащихся. 3
8. Подведение итогов мероприятия 3
9. Компетентность и уровень эрудиции педагога 3
10. Степень демократичности в общении с учащимися 3
11. Рациональное использование времени. 3
12. Культура речи, мимика, жесты 3
Итог   36 баллов

Показатели “0” - показатель не проявляется, “1” - показатель выражен слабо, “2” - показатель выражен достаточно, “3” - показатель выражен ярко”.

По результатам видно, что показатель “3” - выражен ярко. Проведенное образовательное событие составляет 36 баллов, что соответствует высокому уровню. Это значит- игра проведена успешно и цели достигнута.

Список литературы

1. Битянова М.Р. “Игра, как метод решения школьных проблем, или как разработать и провести деловую игру”. Педагогический университет “Первое сенября”, 2013.

2. Статья Обучение за Рубежом – Мифы и Реальность. Читайте подробнее на FB.ru: http:
//fb.ru/article/62533/obuchenie-za-rubejom-mifyi-i-realnost

3. “Как получить образование зарубежом и какие мифы существуют?”
http://www.stepandstep.ru/catalog/learn-as/113810/kak-poluchit-
obrazovanie-za-rubezhom-i-kakie-mify-suschestvuyut.html

4. Журнал “Семейный очаг” - рубрика “Образование за рубежом”.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3