Основные способы передачи чужой речи. Пунктуация в предложениях с подобного рода осложнениями

Разделы: Русский язык


При подготовке и проведении урока были использованы различные формы организации самостоятельной работы учащихся:

  1. групповая;
  2. работа в малых группах;
  3. индивидуальная работа.

Содержание учебного материала, рассматриваемого на уроке, соответствовало плану и включало в себя разделы, связанные с синтаксическими нормами предложений, осложненных чужой речью в различных позициях.

Каждый из разделов предусматривал теоретическую основу с опорой на лекции и практическую часть с проверкой и самопроверкой.

К уроку планировалось опережающее домашнее задание: прочитать указанные лекции (повторить сведения обо всех способах передачи чужой речи; знать, что такое синтаксическая норма, осложненное предложение).

Цели урока: 

  • Систематизировать изученное по ранее изученной теме.
  • Обучить анализу и редактированию текста (выявлению и исправлению грамматических ошибок).
  • Развивать способности проводить анализ, сравнение, обобщение, систематизацию фактов.

Задачи урока: 

  • Актуализировать знания учащихся изученной по теме.
  • Повторить правила конструирования предложений.
  • Организовать коллективную работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата (выполнение самостоятельной работы).
  • Обобщить и систематизировать материал по теме.
  • Организовать самостоятельную работу в дифференцированных группах.
  • Организовать самоконтроль учащихся на уроке.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения ранее изученного материала.

Форма проведения урока: Урок-практикум.

Оборудование урока: 

  1. Классная доска, заранее оформленная к уроку.
  2. Лекции учащихся в рабочих тетрадях по русскому языку.
  3. Раздаточный материал для учащихся.

Ход урока

I. Оргмомент. Объяснение целей и задач урока. Мотивация учащихся. Оформление тетрадей учащихся.

II. Актуализация изученного об обращениях.

  1. Укажите неверное утверждение.
    А. Прямая речь — это точная передача чужой речи говорящим.
    Б. Прямая речь и слова автора не соединяются союзами.
    В. Слова автора могут стоять перед и после прямой речи, но не могут ее разрывать.
    Г. Прямая речь выделяется кавычками.

  2. Укажите схему, которой соответствует предложение «Старушки, сидящие на скамейке, дружно заохали: «Какой грубый, какой невоспитанный мальчик!».
    А. А: «П…»
    Б. А: «П?»
    В. А: «П!»
    Г. А: «П».

  3. Укажите неправильное утверждение.
    А. Существует несколько способов оформления прямой речи, выбор которых зависит от положения слов автора относительно собственно прямой речи.
    Б. Прямая речь может быть оформлена с помощью абзацного выделения каждой из реплик и в подбор.
    В. Если слова автора стоят перед прямой речью, после них ставится тире и прямая речь начинается со строчной буквы.
    Г. Слова автора могут стоять перед прямой речью, в середине или после нее, а также включать прямую речь.

III. Выполнение тренировочных упражнений по изученной теме (выполняются коллективно с объяснением).

  1. Укажите предложение с прямой речью (некоторые знаки препинания не расставлены). Произведите его полный синтаксический разбор. 
    А. Капитан сел и сказал, что дальнейшие действия отменяются.
    Б. Наташа говорила шепотом, да и дед с лесничим тоже говорили вполголоса.
    В. Правильно, сестренка, спорт — это здоровье и грация одобрил мой выбор брат.
    Г. Савельич спросил у Гринева, узнал ли он атамана.

  2. Укажите схему, которой соответствует данное предложение: «Нет, ты уж не такая как прежде,—продолжал я,—прежде видно было, что ты во всем с нами заодно». Произведите его полный синтаксический разбор.
    А. «П,— а.— П».
    Б. «П,— а,— п».
    В. «П! — а.— П».
    Г. «П? — а.— П».

  3. Укажите правильный вариант оформления предложения с прямой речью.
    А. «Приезжайте еще»,— кричали нам вдогонку дети.
    Б. «Приезжайте еще» — кричали нам вдогонку дети.
    В. «Приезжайте еще!» — кричали нам вдогонку дети.
    Г. «Приезжайте еще! — кричали нам вдогонку дети.»

IV. Самостоятельная работа в дифференцированных группах.

Приложение 1

V. Фронтальная проверка знаний учащихся по изученной теме. (Самостоятельная работа)

Приложение 2

VI. Объяснение нового домашнего задания.

  1. Повторить по лекциям материал, изученный по теме.
  2. Повторить изученное об обособленных обстоятельствах различных видов

VII. Подведение итогов урока, выставление оценок учащимся. 

Учитель. Какие затруднения возникли во время работы на уроке?

Ученики анализируют свою работу на уроке и ставят задачи для домашнего повторения.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2006.
  2. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы. М., 2006.
  3. Иванова С.Ю. Экзаменационные «ловушки». Готовимся к ЕГЭ по русскому языку. Самара, 2005.
  4. Иванова С.Ю. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: тренировочные материалы. Самара, 2008.
  5. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. М, 1996.
  6. Розенталъ Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1998.
  7. Розенталъ Д.Э. Русский язык. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. М., 1998.

17.02.2015