Декоративно-прикладное искусство в эстетическом воспитании и профессиональной подготовке студентов

Разделы: Общепедагогические технологии


Одним из видов будущей профессиональной деятельности студентов, обучающихся по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) - профиль "Декоративно-прикладное искусство и дизайн" является учебно-профессиональная деятельность. Область профессионально-педагогической деятельности бакалавров включает: подготовку обучающихся по профессиям и специальностям в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, учебно-курсовой сети предприятий и организаций, в центрах по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специалистов, а также в службе занятости населения [1].

Профиль "ДПИ и дизайн" имеет своей целью подготовку специалистов отвечающих потребностям современного общества, способных вести профессионально-педагогическую и профессионально-творческую деятельность, которая интегрирует художественную, инженерно-конструкторскую, научно-педагогическую деятельность, направленные на создание эстетически совершенных и высококачественных уникальных предметов и изделий, формирование эстетически выразительной предметно-пространственной среды и повышение уровня культуры и жизни населения. Создание эстетически совершенных изделий и предметно-пространственной среды невозможно без эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности [2]. Эстетическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Художественное воспитание является важной частью эстетического воспитания и использует в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующие специальные способности и развивающее дарования в определённых его видах - изобразительном, декоративно-прикладном и др.

Художественная деятельность студентов, а сюда относятся и театрализованные представления, и словесно-художественное творчество, и изобразительная, и декоративно-прикладная практика, и дизайн - является?условием и средством их эстетического воспитания. Эта деятельность организуется и преподавателем на занятиях, и самостоятельно студентами во внеаудиторное время. В художественной деятельности присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) и творческий фактор. Оба эти факторы необходимы и взаимосвязаны. Сначала студенты учатся воспроизводить, затем учатся творить.

Эстетическое воспитание - необходимое условие для формирования человека высокой культуры [3]. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве, его основы закладываются еще в дошкольном возрасте, и продолжается всю жизнь. Задачи эстетического воспитания можно подразделить на две группы. Первая группа задач, направлена на формирование эстетического отношения к окружающему миру: развитие умения видеть красоту в природе, поступках, искусстве, понимание прекрасного и безобразного, воспитание художественного вкуса, потребности в познании прекрасного. Вторая - на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение изобразительным навыкам, скульптуре, конструированию, дизайну и др. [3]

Для полной реализации задач эстетического воспитания студентов необходимы насыщенная явлениями и произведениями искусства окружающая среда, самостоятельная активная творческая деятельность студентов и индивидуальный подход к каждому студенту со стороны педагога.

Большим потенциалом в осуществлении эстетического воспитания бакалавров обладают такие дисциплины как "Основы декоративно-прикладного искусства", "Цветоведение и колористика" и др. Изучение декоративно-прикладного искусства, отличающегося высокими эстетическими достоинствами, активно влияет на формирование личности будущего педагога, способствует становлению его профессионального мастерства.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) любого народа, в том числе и татарского, является целостной и достаточно сложной художественной системой. В нем, так же как и в декоративно-прикладном искусстве других народов, проявляются особенности национального своеобразия, вытекающие из условий развития его культуры, быта и хозяйства, религии и мировоззрения. Произведения татарских мастеров-прикладников представлены такими видами искусства, как узорное ткачество и ковроделие, вышивка тамбуром и золотое шитье, искусство резьбы по камню и дереву, кожаная мозаика и ювелирное искусство, керамика и искусство каллиграфии. Все эти виды народного творчества имеют свой веками выработанный комплекс орнаментальных форм и мотивов, композиционных и ритмических построений, свою специфику и отличаются сложностью стилевой характеристики, многообразием используемых художественно-технических средств, многослойностью образного содержания и вариативностью художественного языка.

Приобщаясь к искусству, у студентов, активизируется интерес к декоративно-прикладному искусству, формируется эстетический вкус, воспитывается уважение к создателям произведений народного искусства, закладывается фундамент для эстетического развития личности на примерах произведений декоративно-прикладного искусства.

Для осуществления своей профессионально-педагогической деятельности на высоком уровне студенты должны хорошо знать историю развития декоративно-прикладного искусства татарского народа, понимать роль и место искусства в эстетическом воспитании, уметь грамотно подбирать и уместно использовать материал по декоративно-прикладному искусству.

Проблема повышения эффективности эстетического воспитания студентов в век развития высоких технологий, глобализации, стандартизации всего и вся приобретает особую актуальность. Введение в учебный план, программу подготовки бакалавров по профилю "Декоративно-прикладное искусство и дизайн" специального курса "Декоративно-прикладное искусство татарского народа", лекций в курсе дисциплин, изучающих декоративно-прикладное искусство, проведение конкурсов, фестивалей в определенной степени могут способствовать совершенствованию системы эстетического воспитания студентов.

Организация лекций и семинаров позволит студентам познакомиться с закономерностями и средствами композиции в декоративно-прикладном искусстве, сведениями из области истории и теории декоративно-прикладного искусства, необходимыми будущему специалисту в профессиональной деятельности. Включение татарского ДПИ, во многом определит успех возрождения национальной культуры, дальнейшее развитие традиций народного искусства.

Изучение и исследования истории развития и особенностей декоративно-прикладного искусства татарского народа позволяют судить о его высоком потенциале в эстетическом воспитании и профессиональной подготовке будущих специалистов.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 051000 Профессиональное обучение (по отраслям) (квалификация (степень) "бакалавр") (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009?г. N?781)
  2. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М., 1985.
  3. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы психологии. - 1998. - №1.

19.07.2014