С чего начинаются стихи?

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (42 МБ)


Слайд № 2. Мы предлагаем начать столь сложный разговор о поэзии с показа фрагмента известного мультфильма “Незнайка - поэт”, чтобы создать соответствующую атмосферу. Научить понимать, анализировать поэзию А. С. Пушкина, Ф.И. Тютчева А. А Ахматовой - задача не одного дня. А увлечь этим - еще труднее. С чего начинать? Может быть, опираясь на познавательный интерес, с шутки, с игры?

Слайд № 3. Мы предлагаем выразительно прочитать стихотворение современного детского поэта Тима Собакина. В стихотворении почти нет слов, несущих образ, картину, Есть звукоподражательные слова, междометия. А можем ли мы нарисовать картину того, что описывается в этом произведении? Попробуйте это сделать, а потом озаглавьте стихотворение. В результате получается много вариантов названий, часто неожиданных, смешных, в зависимости от того, что увидели учащиеся. Умение вчитываться и понимать, на первый взгляд, непонятное, смешное, в чем, кажется, нет смысла,- первый , на наш взгляд ,шаг к анализу.

Слайд № 4. Пробуют дети и сами писать стихи. Конечно, есть такие, у которых это получается, но большинство испытывает затруднения. Литературоведческие термины : рифма, размер – понятия ,которые вызывают неуверенность в своих силах. Но есть стихи, которые может написать каждый. Это цифровые стихи. Они вошли в нашу жизнь совсем недавно, в начале 21 века, века компьютерных технологий, когда оцифровать можно все: музыку, картину, фотографию.

Слайд № 5. Стихи- это ведь не только образы, но и рифма, размер. В цифровых стихах нет слов, но они отличаются особой музыкальностью. С помощью цифр можно легко запомнить размеры стиха.

Слайд № 6 -7. Используя эти знания, можно создать цифровую модель любого стихотворного произведения, а затем и придумать свое цифровое стихотворение. А можно усложнить задачу и попробовать по цифровой модели отгадать, какое стихотворение перед вами

Слайд № 8. Мы предлагаем познакомиться с поэтической историей рождения Рифмы, на наш взгляд, будет интересно ещё раз прикоснуться и вспомнить мифы Древней Греции, герои которых часто встречаются в литературных произведениях.

Слайд № 9- 10. Рифма (“рифмос” в переводе с греческого означает стройность, соразмерность.) В стихах часто близки по звучанию окончания последних слов в строках, расположенных следом или через строчку. Это созвучие окончаний и есть рифма. Но есть и такие стихи, где рифмуются окончания всех слов. Подобные стихи называются монорим, классическим примером монорима может служить стихотворение Апухтина. .Предлагаем провести игру “Сочини монорим”.

Слайд № 11. А существуют ли стихи без рифмы и размера? Да, это японские хокку и китайские цзацзуань. Последний весьма оригинальный и при этом весьма распространенный литературный жанр, который изобрели в Китае очень давно, еще в девятом веке. Жанр при всей своей оригинальности довольно прост: выбирается начало некоей характерной фразы и следом дается несколько разнообразных продолжений.

Например, словом "Кажется..." поэт начинает такие фразы:

..зимой - что зеленое платье холодит;

...летом - что от красного так и пышет жаром;

...когда видишь тяжелый занавес - что за ним кто-то прячется;

...когда проходишь мимо дома мясника - что пахнет кровью;

...когда глядишь на родник - что веет прохладой

Слайд № 12-13. Существуют и стихи загадочной формы: акростих, тавтограмма и т.д. Это стихотворные трюки, позволяющие увидеть, почувствовать мастерство автора не только в создании поэтического образа, но и формы. Можно предложить прочитать стихотворение современного поэта Дмитрия Авалиани “Я ящерка…”.и подумать над вопросами, каков лингвистический принцип построения этого стихотворения. Каким художественным целям он служит?

Слайд № 14- 16. Перед вами удивительная картина, написанная природой. Но оказывается, что и стихотворения могут быть сочинены в форме хорошо узнаваемых предметов. Они относятся к фигурным стихам (поэзии предметной формы): по своему внешнему виду или соответствию тому, что в них описывается. Изобретателем фигурных стихов принято считать Симмия Родосского – древнегреческого поэта, написавшего три стихотворения в форме яйца, секиры и крыльев Содержание стихотворения должно идти в унисон с назначением или свойством предмета. Примерами таких стихов могут быть стихи Валерия Брюсова и Роберта Саути.

Слайд № 17. Умение тонко почувствовать своеобразие авторского стиля, уловить неповторимость языка может помочь сравнение стихотворения и талантливой пародии на него. Иногда это бывает довольно сложно. Пародия - от греческого парадокс - поющий наизнанку. Сохраняя форму, автор делает содержание другим, отчего мысли, образы, применяемые к новому содержанию, приобретают комический оттенок, пародия указывает на некоторые недостатки произведения серьезным авторам. Талантливая пародия ещё больше прославляет пародируемое, ни в коем случае не оскорбляя его.

Слайд № 18- 19. Пародия на Маяковского интересна ещё и тем, что в ней угадываются реминисценции из различных произведений поэта. Догадайтесь, из каких.

Слайд № 20. Гораздо сложнее почувствовать язык поэта и по первым авторским строкам догадаться, какие образы он хотел воспроизвести. Попробуем сочинять вместе с поэтом.

Слайд № 21. Мы надеемся, что вы улыбнулись и узнали что-то новое для себя, поняли, что стихи это не только трудно, но и интересно. Поэтому решили закончить свою презентацию отрывком из стихотворения И.Бродского “Бабочка”.

На наш взгляд, подобные задания занимательного характера помогают развитию поэтического вкуса и умению видеть необычное в обычном.